Игровые технологии, как средство социализации детей в адаптационный период

Автор: Сазонова Оксана Андреевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.
Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:
  • Умение ребенка войти в детское общество;
  • Умение ребенка действовать совместно с другими;
  • Умение следовать и уступать общественным нормам;
  • Умение ребенка контролировать свои желания.
И любой педагог знает, что игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. Она обеспечивает его развитие по трем основным направлениям.
Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности;
Во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними;
В-третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.
В игровой технологии используются различные методы и приёмы:
Игровые: подвижные игры, игры-забавы, инсценировки (создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, сюрпризность, внезапность появления, исчезновения). 
Словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
Наглядные: показ предметов и игрушек, наблюдение, разные виды театров.
Практические: упражнения, совместные действия воспитателя и ребёнка.
Основной задачей игр с детьми в адаптационный период является наладить доверительное отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, мы должны в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение.
Поэтому основной игровой целью, является проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку.
В данный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным нашим вниманием. Инициатором игры всегда выступаем мы — воспитатели.
Предлагаем перечень игр в адаптационный период:
1. «Приходите ко мне в гости: 
- я вас буду угощать, игра начинается с того, что я при детях  готовлю место для приёма гостей — кукольный дом или детские столики и стулья, накрываю их для «гостей» - детей. Приглашаю их зайти в дом. С увлечением рассказываю детям как я готовилась к приходу гостей. Говорю: «Очень хорошо, что пришли в гости. Я рада вас видеть. Я вас ждала, накрыла на стол. Хочу вас угостить». Дети включаются в игру и выполняют игровые действия: «пьют» из кружечек, «едят» угощение.
- «Приходите ко мне в гости: будем весело играть, в этой игре  встречаемся с каким-либо героем, например, с зайкой и играем с ним в прятки с помощью платочков.
- «Приходите ко мне в гости: будем вместе танцевать» - проводится аналогично предыдущей, но включается музыкальное сопровождение и дети танцуют с приготовленными для них предметами (ленточками, флажками, погремушками, кубиками, султанчиками, листочками...)
2. «Шли-шли, что-то нашли, в этой игре мы гуляем по группе со словами «Мы шли-шли-шли. Что такое мы нашли?» и находим разные предметы, которые потом обыгрываются, например зонтик - на подвижную игру «Я вас спрячу от дождя», кубики - на конструирование.
3. «Загляните ко мне в окошко. На стол ставится ширма или сооружается подобие окна с занавесками, и воспитатель говорит, что сейчас откроет окошко и будет приглашать детей заглянуть в него, ребенок заглядывает в окошко и воспитатель (или игрушка) угощает его. В нашей игре котенок угощал печеньем, ёжик — грибочками, гномик подарил детские книжки.
Таким образом игровые технологии, игры в адаптационный период – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.  Позволяет решить проблему социальной адаптации детей к условиям ДОО, облегчить её протекание. В настоящий момент, у нас все дети адаптированы к детскому саду, при этом у 88% - адаптация прошла в лёгкой форме.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.