Профессиональное становление начинающих педагогов дошкольной образовательной организации посредством наставничества

Автор: Упругина Ирина Геннадьевна

Одним их важнейших направлений деятельности в условиях модернизации в системе образования является подготовка профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Приоритетность данного направления прописана в национальном проекте «Образование». 
    Современный детский сад – это не только и ни сколько организация по присмотру и уходу за дошкольниками, все большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования. Впервые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт педагога, который предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Данный документ содержит профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования. Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.
    В словаре С.И.Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». 
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова,  Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.). Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов: ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и, в итоге - педагогической компетентности.
Новые стратегии развития компетентности педагогов - актуальная проблема системы повышения квалификации, значимая и для нашего дошкольного образовательного учреждения. Обостряет её значительное обновление педагогического коллектива ДОУ, приход   молодых  специалистов  (31%). Решается она в ходе методической работы, на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам с учётом уровня их квалификации, образования, способности к творческой деятельности. На наш взгляд, наиболее полно реализовать его помогает наставничество, так как это двухсторонний процесс, который носит субъектный характер, где молодой педагог выступает субъектом взаимодействия наставнической деятельности.
Мы поставили цель, в процессе методической работы организовать наставничество, которое бы способствовало повышению профессиональной компетентности всех категорий педагогов: и начинающих воспитателей и стажистов. В самой идее наставничества, безусловно, нет ничего нового. Феномен наставничества является предметом изучения многих наук. В психолого-педагогических исследованиях данный концепт трактуется как элемент системы непрерывного педагогического образования и процессов личностного, профессионального самоопределения и саморазвития педагогов.
Для решения поставленной цели выделили этапы, отобрали формы методической работы.
На первом – адаптационном этапе  основную деятельность осуществляют  заведующий и старший воспитатель ДОО, они разрабатывают необходимую нормативно-правовую базу: положение о наставничестве, приказ. Для молодых специалистов  в детском саду организуют обзорные экскурсии с комментированием особенностей образовательной организации, предлагают раздаточный материал (памятки «Заповеди воспитателя», «Наш детский сад»),  назначают  педагога-наставника и  знакомят  с  ним  молодого специалиста. Через индивидуальные консультации уточняют их обязанности и полномочия. Определить затруднения, недостатки в умениях и навыках помогает заполнение опросных листов, диагностических карт.  В результате,  начинающий педагог знакомится с дошкольной образовательной организацией, а руководители - анализируют уровень его компетентности,  готовность к работе. На основе этой совместной деятельности  составляется  план индивидуальной работы.
Второй этап – основной, практический, когда осуществляется наставничество в соответствии с планом работы.  Содержание   всех форм  работы отбираем с учетом   запросов начинающего воспитателя и его затруднений.
Наиболее эффективными являются следующие индивидуальные  формы: наблюдения за работой педагога-наставника и анализ его действий, собеседование «Организация образовательной деятельности в группе», практикум «Документация педагога и требования к её ведению», мастер-класс «Алгоритм образовательной деятельности», собеседование на основе самостоятельного изучения основной образовательной программы «Задачи и содержание образовательных областей», памятки-рекомендации «Взаимоотношения с родителями воспитанников», тренинг «Особенности общения с дошкольниками». 
Также, под руководством наставника начинающий педагог участвует  в коллективных формах методической работы ДОО: педсоветах, семинарах, практикумах, ярмарках педагогических идей и т. п. Совместное решение годовых задач, поставленных проблем способствует активному взаимодействию не только с одним педагогом - наставником, но и всем  коллективом — воспитателями  и специалистами.
Третий  этап – аналитический, когда мы совместно обсуждаем результаты образовательной деятельности, диагностируем трудности и выявляем положительный практический опыт начинающего педагога. Этому способствуют: анкетирование «Мои первые достижения»,  анализ совместно с наставником «Успешность образовательной работы педагога».  Эффективной формой являются и творческие отчёты. Начинающий педагог вместе с наставником готовит открытый показ образовательной деятельности, а также смотрит и анализирует занятия у коллег. Это даёт возможность выделить перспективные направления в образовательной работе с детьми, перенять передовой  опыт, определить  проблемы и недостатки в собственной деятельности.  Тематика  творческих отчетов различна, зависит от годовых задач, но обязательно в  содержание  включаем реализацию ФГОС ДО. 
Результатом таким образом организованной методической работы является  качественный состав  кадрового обеспечения ДОО, который  соответствует нормативным требованиям, отличается высоким профессиональным уровнем. Педагоги целенаправленно включены в систему повышения квалификации. Компетентность педагогов подтверждают  творческие достижения,  активное участие в  городских, областных, федеральных методических мероприятиях. 
    Таким образом, наставничество является необходимым компонентом образовательной системы  дошкольной образовательной организации. Начинающим воспитателям обеспечивает профессиональное становление, развитие устойчивой мотивации к выбранной профессии и вовлечение в процессы самопознания,  самоосмысления, самооценки, самоконтроля и непрерывного саморазвития; конкретизацию и  поэтапное формирование профессиональных умений по использованию полученных знаний в практической деятельности. А наставникам позволяет  повысить свою компетентность, творчески реализоваться.

Библиографический список:
    1. Батышев А.С. Управление наставничеством. Методич. рекомендации.- М.: Госпрофобр, 1983. 50с.
    2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. -М.: МИКПРО, 2000.- 81с
    3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.