Ребенок и педагог

Автор: Потапова Марина Вячеславовна
«РЕБЕНОК И ПЕДАГОГ»
В своей педагогической деятельности педагог должен придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
 Представляю вам опыт взаимодействия на примере своих воспитанников младшей группы.  Модель взаимодействия с  воспитанниками выстраиваем:
-учитывая личностные особенности ребёнка, 
- используем разнообразные формы общения, особенно диалог,
- в различных ситуациях стараемся оказывать педагогическую поддержку (при проявлении инициативы, при затруднениях в общении между взрослым и ребенком).
Мы стараемся оценить  не столько результат деятельности, сколько процесс его достиженият.е. (как ребенок думает, как делает, какие эмоции испытывает).
Предоставляем ему возможность реализовать себя как личность, создавая в процессе взаимодействия следующие ситуации:
- ситуации успеха (во время ОД, режимных моментов)
- ситуация, обращенная к личному опыту ребенка(во время прогулки, опытно-экспериментальной,  игровой и продуктивной деятельности);
- ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д. Например:   при организации образовательной и  игровой деятельности).
Главное, о чем всегда стоит помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленные перед собой задачи, и это, конечно,будет способствовать развитию личности  ребенка.
Необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. 
В педагогической деятельности мы учитываем:
  • личностное отношение воспитанника к окружающей действительности;
  • степень освоения им программного материала;
  • интерес к изучению нового материала;
  • отношение к личности воспитателя;
  • а также особенности развития психических процессов ребёнка. 
Сейчас я приведу примеры трех типов детей, которые посещают мою группу– «Ребенок-Лидер», «Ребёнок, который сложно идёт на контакт со сверстниками» и «Ребёнок-Бунтарь»

«Ребёнок – Лидер»
София –«Ребенок-лидер» умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Она как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
Самостоятельна, не ждет, когда за нее что-то решат взрослые, может сама организовать игру, чем-то занять себя.
В детском коллективе София часто берет на себя функции «судьи» при разрешении различных конфликтов. Она на все вокруг имеет свой собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать. 
София проявляет особый интерес к ООД, активна, хорошо справляется с заданиями.  Мы поддерживаем её интерес к образовательной деятельности,подбираем усложнённые задания, а также предъявляем  более высокие требования к её ответам.

«Ребёнок, который сложно идёт на контакт со сверстниками».
Кира послушна, не агрессивна. Однако она замкнута и застенчива. Не идёт на контакт с другими детьми и предпочитает находиться в компании взрослых  (мамы, бабушки, воспитателей). Кира внимательно наблюдает за игрой детей, но при этом не предпринимает никаких действий. Она отлично знает, как обратиться с просьбой к взрослому, но если дети предлагают ей свою помощь, она её не принимает. 
Когда Кира поступила к нам в детский сад, мы заметили, что ей было тяжело переносить шум и крики большой группы. Она отгораживалась от других детей, пыталась никого не замечать рядом с собой.
Мы стараемся расширить круг её общения. Устраиваем экскурсии по детскому саду, ходим «в гости» к детям других групп.
Организовываем детскую игру со спокойным и не агрессивным ребёнком. При этом она чувствует себя более уверенно и вступает с ним в недлительный контакт.  Сопровождаем любое коммуникационное действие похвалой.

Егор - «Ребенок–Бунтарь»
Этот ребенок довольно часто капризничает, например, дали чашку не того цвета, пошли не той дорогой, которую он выбрал. В такие моменты ребенок может начать кричать, топать ногами, ругаться, показывая, что он бунтует, его волю не уважают. 
Егор  бывает агрессивным, настаивает на своем – и это нормально! В данном случае агрессия – это способность отстаивать свои границы, свою территорию, важнейший этап в развитии. Ребенок-бунтарь не любит подчиняться общим правилам,например: во время игр(не соблюдает правила),во время образовательной деятельности (неусидчив – пусть другие сидят на стульчиках и слушают, у меня есть дела поважнее). И всё  потому, что такому ребёнку очень трудно усидеть на месте, ведь ему так необходимо многое успеть, а время не стоит на месте. Егор наблюдателен и смел в своих решениях. Он хорошо понимает, что от него хотят окружающие, но при этом делает всё по-своему. 
Егор хороший организатор. Может легко увлечь детей в игру, правила для которой придумывает сам. 
Главное, над чем мы работаем – это постоянный компромисс. Ведь такого ребенка нельзя заставить что-то делать и уговорить. С ребенком-бунтарем можно только договориться. Поэтому нужно сделать так, чтобы он поверил в то, что ему это тоже необходимо.Находим выгодные для него обстоятельства: ты сейчас послушаешь сказку, а потом мы покормим рыбок и т.д. Егор приносил  с собой в садик игрушку – крокодила Гену. При наблюдении за игрой ребенка с этой игрушкой, мы увидели, что она служит неким авторитетом для него. Егор не хотел потерять друга в лице игрушки: Гена расстроится, если ты не нарисуешь снеговика или не пойдешь на прогулку и т.д. Егора переполняла гордость, когда плюшевый крокодил «радовался» аккуратному рисунку или съеденной ребенком каши.
Конечно с ребёнком-лидером воспитателю легко и комфортно работать. Намного сложнее  с детьми, которые плохо идут на контакт (не общаются со своими сверстниками), либо напротив с эмоциональными, энергичными непоседами-бунтарями. 
Как я уже говорила каждый ребёнок уникален и поэтому нам необходимо построить образовательный процесс, чтобы был достигнут педагогический результат.
Надеюсь, что на примере моего опыта вы возьмете себе что-нибудь на заметку. Спасибо за внимание!

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.