Осуществление инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Гирченко Марина Юрьевна


Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Л.И. Шевцова

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе, одаренных.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ОВЗ. 
Трудность решения проблем работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных организаций, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.
Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных организациях, и родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы повышения профессионализма педагогов обоснована зачислением в ДОО детей с ОВЗ. Появилась необходимость разработки проекта по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование «Все вместе». Высокий профессионализм педагогов в вопросах инклюзивного образования отразится в качественной организации образовательного процесса, обеспечит успешную социализацию и адаптацию детей с ОВЗ. Для этого была скоординированы работа всех специалистов и педагогов Организации. Т.к. в ДОО нет дефектолога и логопеда, был заключен договор о сетевом взаимодействии с центром диагностики и консультирования по предоставлению нам услуг этих специалистов.
Определена основная цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам инклюзивного образования. Достичь эту цель можно через ознакомление педагогов с понятием и содержанием инклюзивного образования, изучение опыта других образовательных организаций, разработку комплекса мероприятий, выявление эффективности работы.
В ходе разработки проекта нами были просчитаны все риски, возможные в ходе реализации проекта, а также способы их коррекции. Возникновение сопротивления нововведениям, на преодоление которого потребуются различные дополнительные ресурсы.
Возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем (законным представителем), коллектива родителей обычных детей и родителем «особого» ребёнка ввиду вмешательства в проблему «особого» ребёнка.
Способы коррекции: своевременное принятие управленческих решений на основе текущего мониторинга, внесение дополнений и изменений в локальные нормативные акты, регулирующие экспериментальную деятельность.
Проведение информационно-разъяснительной работы среди родителей (законных представителей), педагогов о преимуществах данной системы сопровождения ребёнка.
Срок реализации проекта – три года.
При изучении проблемы мы понимали, что для инклюзивной практики необходимы следующие условия:
наличие семей с детьми с ОВЗ;
психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
наличие необходимых специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, тьютора);
наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, организация безбарьерной среды.
возможность повышения квалификации педагогов.
Основной проблемой являлось незнание педагогов специфики работы с детьми с ОВЗ. Реализация, разработанного проекта «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование» – «Все вместе», проводилась в несколько этапов.
На первом этапе в целях актуализации проблемы был проведён мастер-класс для воспитателей «Все вместе!».
В годовом плане работы ДОО на 2015-2016 годы определена задача по физическому развитию детей, в плане на 2016-2017 годы – задача по психическому здоровью детей. В рамках решения поставленных задач были запланированы мероприятия, в том числе, связанные с инклюзивным образованием.
Одним из основных направлений являлось повышение правовой компетентности педагогов по вопросам инклюзивного образования, знакомство с нормативными документами. В ходе первого этапа была разработана методическая основа проекта. Отработаны цели, задачи, диагностический инструментарий. Воспитатели разбились на подгруппы для изучения данной проблемы. Для самостоятельного изучения педагогам были представлены нормативные акты и положения по работе с детьми с ОВЗ, действующего законодательства. В рамках реализации проекта для воспитателей были подготовлены консультации: «Инклюзивное образование: понятие, принципы, этапы организации», «Этика работы и общения с людьми с ОВЗ», другие.
За время реализации проекта на дистанционных курсах повышения квалификации педагогов были обучены 4 педагога.
В ходе проекта был проведен анализ состояния здоровья детей с ОВЗ, который показал, что все они имеют диагноз «аутизм», этим и обоснован выбор приоритетного направления. 
На втором этапе (практическом) педагогом-психологом была разработана «Программа психологической работы по коррекции аутичного поведения у детей 3-7 лет». В рамках психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования проведен семинар для воспитателей «Как помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду?», разработаны рекомендации для родителей и воспитателей («Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме», «Шпаргалка для взрослых или правила общение с аутичными детьми»), тренинг для воспитателей на тему: «Тренинг взаимодействия с аутичными детьми». Для ознакомления и применения на практике для родителей (законным представителям) и педагогов издан сборник «Игры для детей с ранним диагнозом аутизм». 
В ходе реализации второго этапа проекта были разработаны индивидуальные карты развития детей с ОВЗ. Образовательный процесс осуществлялся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 
Эффективность работы отслеживалась на каждом этапе. Сложно отделить один этап от другого, т.к. каждый новый набор детей может добавить в коллектив детей «особого ребенка», и если диагноз этого ребенка будет новым, тогда нам будет необходимо вернуться к первому этапу и повышать профессионализм педагога по взаимодействию с ребенком в соответствии с диагнозом. На данный момент можно говорить об успешной социализации детей с ОВЗ в коллективах детей, об их комфортном пребывании в общеразвивающих группах нашей ДОО. Это стало возможным, благодаря реализации проекта «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование» – «Все вместе». 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.