ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ

Автор: Светлана  Викторовна  Деревлёва

Сегодняшняя жизнь предъявляет к человеку высокие требования. Для того, что бы успешно конкурировать на рынке труда нашим гражданам (а значит и нашим ученикам) необходимо обладать большим количеством знаний и практических навыков. Готовясь ко «взрослой» жизни, дети посещают занятия в школе и учреждениях дополнительного образования. По окончании обучения учащиеся должны подтвердить полученные знания прохождением различных экзаменационных испытаний. Оба этих фактора породили гонку за получением высоких оценок, баллов. Вследствие необходимости получения результатов в заданное время, усвоении информации лишь интеллектуально, современные дети все меньше способны сосредоточиться, стремятся получать лишь новые вещи и впечатления, которые скоро перестают их увлекать….

В ходе своей психолого-педагогической деятельности я встретила большое количество детей, которые вполне успешно осваивали образовательные программы, но негативно относились к тому, что они изучают, имели стойкое снижение настроения, были вялыми, неактивными или, напротив, чрезмерно подвижными, постоянно переходили от одного вида деятельности к другому. Приступив к профессиональной деятельности в области преподавания детям изобразительного искусства, я приобрела твердую уверенность в том, что оценивание результатов обучения в определенно заданные сроки является недостаточным для меня. Я стала стараться работать на долговременный результат, к которому стремятся все прогрессивные психологи и педагоги, работающие с проблемами личностного развития. Долговременный результат после занятий изобразительным творчеством может проявить себя не только в традиционной, ожидаемой форме (например, реализации полученных теоретических и практических знаний в трудовой жизни) но, что более важно, на мой взгляд, на психологическом, духовном уровне будет приобретен иммунитет против негативных явлений современного мира: различных видов зависимостей, склонности легко воспринимать идеи радикализма, подверженности депрессии, экстремальному поведению и т.п. И оценка этого результата принадлежит только самому человеку, когда посещаемые в школьные годы занятия живописи, декоративного творчества помогут ему, иногда косвенно, приобрести стабильность в жизненных кризисах, а порою попросту выжить в неблагоприятных обстоятельствах, психологических травмах личности, обратившись к своему прошлому опыту созидания, прикосновения к прекрасному.

Мои профессиональные позиции педагога состоят в том, что ориентирование на результат не должно заполнять весь внутренний мир ребенка, это только бы нарушило его гармонию. Внутренний мир – это не абстракция, это наша реальность, необходимое условие нашего развития. Внешние стимулы, учебные задачи не должны на моих занятиях идти в ущерб тому, что происходит во внутреннем пространстве ребенка, его чувствах и воображении – тому, что, собственно, и есть он сам. Ребенку нужен опыт познания самого себя, прикосновения к своей памяти, впечатлениям, ощущениям тела, глубоким нравственным переживаниям. Это оградит его от чрезмерной ориентации на внешний мир. Чтобы творить свободно и с удовольствием, ученик должен чувствовать, что эти виды деятельности предлагаются ему не ради «совершенствования его навыков», «подготовки к взрослой жизни». ;Я считаю лучшей стратегией воспитания и обучения научить делать то, что ты делаешь здесь и сейчас, с удовольствием. Из психологической практики я знаю, что одним из главных признаков духовного обогащения личности является устойчивое положительное настроение, желание и «хотение» вести созидательную деятельность, рисовать. Это, по моему мнению, является главными составляющими принципа гуманистического подхода в обучении, обучения без насилия, опорой на самостоятельность ученика, ориентацию на его потенциальные возможности.

Среди многих факторов благоприятного развития личности главным остается осознание своих корней, принадлежность к этносу, самоидентификация себя как части этого этноса. А для этого должны быть определенные реперные точки, через которые личность идентифицирует себя с этим этносом. Моя задача – создать именно такие точки, с помощью которых формирующаяся личность привяжет себя к культуре народа, а следовательно, к стране, в которой данная культура формировалась и существует. Что в свою очередь будет способствовать устойчивости личности и общества в целом к навязываемому из вне образу мышления, не свойственного русскому миру, в котором мы живем.

На занятиях невозможно охватить все многообразие культуры народа, ее глубину. Я избрала для себя, на мой взгляд, очень ёмкое по своей сути и содержанию явление народной культуры - народные росписи русского севера и связанные с ними традициями изготовления славянской тряпичной куклы.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.