Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода»

Автор: Копыльцова М.В.
Задачи: 

Образовательная: Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями: дождь, роса, снег, иней, лед, пар и состоянием воды в окружающей среде; 

Воспитательная: прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к окружающему миру, окружающей действительности.

Оборудование: Овощи – морковь, яблоко, терка, тарелка, вода в трех стаканах – сладкая, соленая, кислая;   кусочек стекла, вода.

Ход образовательной деятельности:

1. Вступительная беседа.
-Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что такое на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода) Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
-Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (Чай, кофе на завтрак, компот на обед, молоко, кефир на полдник, чай на ужин, дома еще пьем чай или молоко на ночь.
-А еще борщи, супы, овощи.

2. Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».
(Ситро, лимонад, минеральная вода, кисель, какао, бульон, морс, кока-кола)

3. Опыт.
-Ребята, в каждом овоще и фрукте есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.
Воспитатель трет на терке морковь и яблоко. Отжимают сок.
-Вода обладает чудесными свойствами, она может растворять различные вещества. Съел бутерброд, разжевал его, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему нашему организму, каждой клеточке. Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

4. Загадки о воде.
В огне не горит
И в воде не тонет. (лед)
Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот или галош
Его сухим не перейдешь. (дождь)
        Растет вниз головою,
          Растет не летом, а зимою.
Чуть снег ее припечет,
Заплачет и потечет. (сосулька)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке. (снежинки)

5. Беседа с детьми.
-Ребята, кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом? ( это льды и снега)
-Это тоже вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т.д. 

6. Показ картинок с изображением различных состояний воды в разные времена года.
-Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят воду в видоизмененных состояниях)

7. Опыт.
Воспитатель предлагает детям определить , одинаковая ли вода в трех стаканах, по прозрачности, по цвету, по вкусу, по температуре.
- Как определить цвет воды, прозрачность? (глазами)
-Температуру? (рукой)
-Вкус? (языком)
Дети определяют глазами, рукой, языком цвет, прозрачность, температуру. Вкус.
-Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус – соленая, сладкая, кислая.
-Ребята, посмотрите, соли, сахара, лимонного сока, не видно, а вкус воды остался.
-Что за волшебница вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.
-Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая? Как в нее попала соль? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся различные соли. Реки приносят эту воду в море. Где она остается на все время, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождя, а течение уносит соль в море.
- А как реки знают, что им надо течь к морю?

8. Опыт.
Возьмем кусочек стекла, нальем на него немного воды… что получилось? (лужа, маленькое озеро) а теперь наклоним стекло… речка потекла. А если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе. Если река течет с гор, то течет совсем быстро. Если по равнине, течет медленно.
-Вода бывает разная: соленая морская, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду? 
-Родниковая вода – самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли. (Дети подходят к крану с водой)

9. Рассказ воспитателя.
- А откуда у нас дома и в детском саду вода? Реки рядом нет, пруд далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше совсем мелкая сетка, еще дальше фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры- водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
- Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на нашей планете живет людей намного больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду. 
Выучим правила пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать сильную струю воды.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

10. Рисование природного состояния воды.
А теперь давайте нарисуем лед, воду и пар.  

11. Итог деятельности.
- Что мы узнали нового и интересного про воду? Как мы будем ее использовать и охранять?
На прогулке можно поиграть в подвижную игру «Лед- вода – пар»
Лед растает и тогда 
Будет из него ….вода (дети «плавают»)
Если сильный –сильный жар,
          Из водички будет…пар. (дети изображают пар движениями рук - поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: Ф-ф-ф!)
Если пар вдруг охладится, 
Превратится пар….в  водицу. (дети «плавают»)
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет …лед. (дети сжимают кулачки, прижимая к груди, съеживаются).

Использованная литература:
1. Веракса Н.Е. Галимов О. Р. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014. -80 стр. ISBN 978 5-4315-0409-9
2. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно –методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207 стр. ISBN 5-98225-015-5

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.