Консультация для родителей «Ценность семейного чтения»

"Дом без книг, как тело без души"
Марк Туллий Цицерон 

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
  Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
   А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
   А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.                                                              
Что же даёт семейное чтение?
    Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
  Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
   Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.

Процесс семейного чтения.
  Процесс семейного чтения представляет собой:
  • во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;
  • во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;
  • в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).
  Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.

Задачи родителей
   На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок любил читать?" - большинство родителей ответило "Да".
   Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается самым быстрым и результативным путем – через благотворный пример взрослых.
    Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.
    Для этого сегодняшним родителям необходимо:
- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.

Заповеди родителям:
1.Прививайте детям интерес к книгам с раннего детства. Держите дома больше интересных книг, научно-познавательных журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире.
2.Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
6.Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
8. Устройте экскурсию в библиотеку.
9. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
10. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить ее с ребенком.
11. Предоставьте свободу выбора. Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными.
12. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
13.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

Автор: Петрик Наталия Александровна

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.