Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС

Автор: Воробьева Татьяна Витальевна
Много лет назад аутизм был непонятным,и  не изученным расстройством. Этот диагноз ставили  одному ребенку из десяти тысяч.  Но с тех пор ситуация  изменилась. Сегодня, благодаря  комплексному изучению и распространению информации об аутизме, люди начали лучше понимают, что это такое. Согласно статистическим данным, расстройством аутистического спектра в настоящее время страдает в среднем одни ребенок из пятидесяти. Но очень много детей, имеющих признаки аутистического спектра.
Аутизм – это тяжелое расстройство развития, которое проявляется в первые годы жизни ребенка и влияет на коммуникацию, отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира, а в целом идет и расстройство всех психических процессов.
Приаутизме используют термин расстройство аутистического спектра (далее – РАС), что определяет   его проявления как преимуществ и недостатков, свойственных разным детям. У одних детей наблюдаются серьезные нарушения практически во всех сферах, включая и когнитивную. Многие могут быть лишены способности понимать и использовать устную речь,  но это не мешает им быть  контактными. Других детей с РАС отличает интеллект выше среднего и богатая речь, а с другой стороны – неспособность к зрительному контакту и участию в социальном окружении как семьи так  и со  сверстниками.
При таком разнообразном развитии можно выделить общие для всех детей с РАС особенности, как отдельных психических функций, так и психических сфер:
  • основные проблемы ребенка лежат в социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с социумом. Потребность в общении   и выражении себя у  них не происходит; 
  • чаще всего ребенок может иметь трудности управления своим поведением, трудности контроля своего поведения, нуждается ворганизованной  помощи взрослого,его поведение носит повторяющийся характер. 
В учебной деятельности ребенок с РАС: 
  • нуждается во определении четких алгоритмов и четкой деятельности в  обучении. Ему необходимо давать четкий порядок действий  к личным вещам в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель); 
  • легче адаптируется, когда опирается на схемы или планы деятельности, опоры в виде расписаний,; 
  • письменную речь может воспринимать легче, чем устную, и лучше понимать материал, если видит изображение.
В образовательной организации требуется создание специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания.
Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ(РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной длядетей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологическогоздоровья обучающихся.
В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения вобразовательной организации.Только  организованная на междисциплинарной основеработа педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь положительных результатовв обучении и социализации обучающихся с РАС.
В нашей школе обучается 3ребенка с расстройствами аутистического спектра, а в детском саду уже 6 детей. Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов. В работе наших педагогов осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС, кроме педагога и воспитателя входят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед,учитель-дефектолог, ассистент.
Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе и к детскому саду вырабатываются и согласуются всеми специалистамикоррекционного направления и направлены на достижение общих целей,наиболее важных в определенный период.
Основным специалистом, который осуществляет постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, являетсяпедагог и воспитатель.Именно они принимают решениепри постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, а также сопровождения и оказания комплексной помощи детямсРАС и их родителям (законным представителям).
Учитель-дефектологоказывает помощь обучающемуся в усвоении АООП НОО и ДОО, в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательнойсреды, обеспечивает  профессиональную поддержку не только ребенку, нои методическую поддержку педагогуи воспитателю.
Учитель-логопед оказывает помощь в формировании коммуникативной функции речи; в формирование средств коммуникации (речевой иальтернативной); работает над пониманием обращенной речи (понимание инструкций, коротких текстов, диалогов и т.д.) и т.д. Задачей логопеда является также оказание методической поддержки педагогу по организации речевого режима, адаптации текстов и других материалов.
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки,проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивногоповедения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.
Знакомство с ребенком начинается с его родителей. Во время встречи с родителямимы собираем и анализируем анамнез, изучаем их жалобы, узнаем, как ведет себя ребенок в знакомой и незнакомой ситуации. Первая встреча с ребенком – это чаще всего наблюдение за его спонтанным поведением.  Такое наблюдение позволяет нам получить информацию о том, каковы особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром, что он любит и умеет делать не преднамеренно, какая реакция на ограничения, запрет или похвалу, имеются ли стереотипии, аутостимуляции.
Обычно первых 2-3 встреч достаточн ребенку с РАС, чтобы привыкнуть к новой обстановке, к психологу, снизить коммуникативный барьер.На втором этапе ребенку необходима поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведения и использовать это в коррекционнойработе.
В процессеработы в поведении аутичногоребенка постепенно выявляем стимулы, на которые необходимо опираться в  коррекционнойработе. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. 
Так же на занятиях мы используем пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, работу с пластилином, с кинетическим песком. Каждую игру или упражнение мы проводим несколько раз для закрепления результата, доводим любое действие до автоматизма, т.е. стараемся обучить навыкам многократного повторения.
При проведении комплексной коррекционной работы с детьми с РАС нужно придерживаться некоторых правил.
1.   При установлении контактов следует исключить любое давление и даже прямое обращение к ребенку, чтобы во избежать неприятных для него ситуаций.
2.   Первые контакты с ребенком нужно устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Постепенно нужно увеличивать число положительных фрагментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что общение с человеком — интереснее.
3.   Работу по восстановлению общения длительная. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, когда ребенок может привыкнуть. 
4.   Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.
5.   На начальных этапах обучения главной задачей является формированиеи  установка на усидчивость, концентрацию внимания. В дошкольной практике сложнее, так как чаще всего ребенок предлагает свои игры, но сначала «мои», потом «твое».
6.   Формулировать свою просьбу или задание четко и кратко. Не нужно повторять просьбу несколько раз подряд. Если ребенок не реагирует на нее, следует выполнять задание вместе, либо управляя руками ребенка, либо выполняя дозировано.
7.    При обучении аутичного ребенка необходимы: четкая схема действий, зрительная опора, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день. (поэтому большая работа и родителей).
8.   Очень важна частая смена деятельности, так как дети с РАС психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать не более 10 минут, а  в детском саду не более 5 минут. 
9.   В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения.
10. Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой или инструкцией.
11. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно прибегая к самым простым операциям, часто повторяющихся ситуациях.
12. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
Успех социальной адаптации ребенка с РАС тесно связан с возможностью координации действий родителей и всех специалистов.Сотрудничество с семьей становится главным фактором в коррекционной работе с аутичным ребенком. Без ежедневного закрепления полученных знаний и навыков, без отработки заданий в домашних условиях, подключения к коррекционной работе всех членов семьи психолого-педагогическая работа будет наименее эффективнаили даже без результативной.
Таким образом, правильно и своевременно организованная работа позволяет формировать у обучающихся с РАС поведенческие формы,  облегчающие взаимодействие педагога с ребенком и способствующие оптимизации процесса достижения планируемых результатов АООП НОО ДОО. Создание внешних и внутренних условий коррекционной работы (четко продуманная схема действий, соблюдение ритма занятия, чередование выполнения заданий с развлечениями, доступность заданий, вербальная составляющая занятия, использование наглядных средств обучения, доверительная атмосфера, эмоциональная поддержка ребенка, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода) обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся.
В заключении мне бы хотелось поделиться  цитатой, которая очень точно показывает наш труд с аутичным ребенком: «Работа с аутичными детьми – процесс сложный и длительный, он растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель, месяцев могут казаться удручающе малыми или вообще отсутствующими. Но каждый – пустьдаже самый малый шаг –драгоценен: из этих неуклюжих шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Далеко не у каждого этот путь окажется так велик, как хотелось бы, но обретенное на этом пути останется с ребенком и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е. Каган).
 
Литература:
  1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровожденияосновной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012, 80 с.
  2. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Вып. 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченнымивозможностями здоровья. М.: МИРОС, 2010.
  3. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016, 125с.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.