Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах города

Автор:Комарова Ольга Вячеславовна
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь, правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
 
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопросы дорожно- транспортного травматизма решаются на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, институциональном).На федеральном уровне  издан  ряд законов регламентирующих     правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.
Одной, из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, является профилактика детского дорожного-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.По детском саду издан ряд приказов, на проведение конкурса « Безопасное колесико», тематических проверок по пдд и т.д.. В своей группе я провела диагностику и выявила, что дети плохо знают правила дорожного движения,  следовательно, не могут их применить на практике.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. 
   Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. 
   Задачи родителей и дошкольного учреждения – помочь детям изучить дорожную азбуку, стать грамотными пешеходами, чтобы они могли без риска для жизни ходить по улицам города. Окружающая среда ребенка – это не только детский сад и детская площадка. Но и самое главное – семья, родители. Пример взрослого, вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное жизнь. 
Поэтому цель работы с детьми по правилам дорожного движения:Формирование у детей  знаний, умений и навыков необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
    Чтобы добиться поставленной цели, наметила для себя следующие задачи:
Образовательные задачи:
  • формировать знания о правилах  дорожного движения, понимания их смысла;
  • учить понимать причины, приводящие к  опасным ситуациям на дороге и умения   находить правильный выход из них;
  • формировать   представление детей о  безопасном поведении на улице, дороге,  в транспорте
  • обучать детей дорожной лексике.
Развивающие задачи
  • развивать у детей познавательные процессы, необходимые  для правильной и безопасной ориентации на улице;
  • навыки общения в различных жизненных ситуациях, умение оценивать собственное поведение и поступки других людей на дорогах города;
Воспитательные задачи
  • Воспитывать   дисциплинированность и сознательное выполнение  правил   дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе;
  • Активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс. 
В своей работе я  руководствуюсь принципами:
  • Принцип научности: Опираясь на данный принцип, я изучила необходимую литературу. 
  • Принцип последовательности – от простого к более сложному.Одни разделы выбираю для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие оставляю для – среднего, а третьи – для старших дошкольников.
  • Принцип систематичности.
Организованные занятия (НОД) провожу в первой половине дня. Такие формы работы, как игра, театрализованная деятельность, осуществляются во второй половине дня. Работаю тематическими циклами: «транспорт», «дорожная безопасность».
  • Принцип наглядности 
Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, я стремилась доступный восприятию детей иллюстрированный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить правила дорожного движения.
  • Принцип интеграции.
Содержание работы по ПДД органично вливается в содержание основой комплексной программы. Прежде всего это касается НОД по художественному творчеству, познанию, социализации, а также отдельных режимных моментов.
  • Принцип  сотрудничества всех участников педагогического процесса. Данный принцип помогает реализовывать образовательную деятельность с родителями, с социумом.
  • Принцип преемственности  со школой.Разработали с детьми маршруты « Дорога от дома до детского сада и до школы».
 
Для обучения детей  правилам дорожного движения я свою работу строила поэтапно.
1 этап: Организационный (диагностический). Подобрала и изучила методическую литературу. Пополнила и обновила предметно-пространственную развивающую образовательную среду для детей атрибутами, дидактическими играми, пособием, наглядным материалом, детской художественной литературой. Разработала перспективный план работы с детьми. План работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
2 этап: Практический. Провела ряд мероприятий с детьми и их родителями. 
Основы безопасности жизнедеятельности детей (родительское собрание)
  • Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения
( родительское собрание)
  • Обучаем детей ПДД (родительское собрание)
  • Соблюдение правил по охране и жизни детей (консультация для родителей)
  • Обучение детей наблюдательности на улице (памятка для родителей)
  • Причины детского дорожно- транспортного травматизма (памятка для родителей)
  • Правила поведения на остановке маршрутного транспорта (памятка для родителей)
  • Школа дорожных наук (буклет для родителей)
  • Обучение детей безопасному поведению на дороге (буклет для родителей)
3 этап: Заключительный. У детей формируется понятие о безопасном поведении на дороге и предвидение опасных ситуаций.
   При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения я учитывала три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
   В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
  • организованная образовательная деятельность;
  • совместную деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельную деятельность ребенка;
  • воспитание навыков поведения;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи;
  • художественную литературу;
  • конструирование;
  • изобразительное искусство;
  • игру.
  Одной из самых удачных новых педагогических технологий считаю проектную деятельность. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я внедряю  проект « Автопарк», рассчитанный на 3 месяца.
Цель проекта: Формирование основ безопасного поведения детей на улицах, в транспорте.
В проекте определены: перспектива развития проекта, пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге, показатели результативности, взаимодействия между участниками.
Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок безопасности по правилам дорожного движения, в который вошел макет улицы города с представленным обучающим материалом по пропаганде безопасности дорожного движения. Собрана коллекция разнообразного вида транспорта, накоплена библиотека художественной литературы по правилам дорожного движения для малышей.
   На макете, прежде всего, мы с детьми изучаем свой район, детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. 
Для эффективности моей работы я использую различные методы и приемы.Используя макет, провожу с детьми игры такие как: «Наша улица»Цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов; «Улица города» Цель - уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
 Кроме этого в группе появились новые игры – «Как правильно», «Не ошибись», которые тоже провожу на макете. В ходе этих игр дети закрепляют знания, учатся управлять куклами-пешеходами и машинками, учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Таким образом, целью игр  является  закрепление правил дорожного движения,  обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.
 В работе с детьми активно использую и другие игры, такие как:«Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором».Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, разрабатываем с детьми безопасный маршрут с опорой на схемы.
Например,игра «Дорога домой». Для этой игры мы    составили  индивидуальные маршрутные листы « Дорога от дома до детского сада».
Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.
Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы.
Схемы- перехода улицы, рассказа об улице - цель: опираясь на схему, учу составлять рассказ (улица, переход улицы).
Игру «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» использую для ознакомления дошкольников с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую различный методический инструментарий, игровые и дидактические пособия:атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы,  фуражка, знаки;транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.); светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);наборы картинок, кубики, мозаики;плакаты;сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителейи пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);дорожные знаки.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, например такие, «Расставь правильно»(ориентация на улицах), « Кто первый»(знание дорожных знаков).
В начале и конце учебного года (сентябрь, май) я провожу диагностику знаний детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, корректирую дальнейшую свою работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной азбуки. 
За время своей педагогической деятельности я пришла к выводу: в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров.
После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.
Составляя рассказ по своему рисунку, дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге. Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении сенсорных, мыслительных и двигательных навыков. 
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей использую различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые, подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения, цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. Это, например, такие сюжетно-ролевые игры как: «Научим Незнайку переходить улицу»;
 « Поездка в автобусе» и т.д. При этом следует стремиться максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.
Опираясь на полученные детьми знания, составляю конспекты театрализованных постановок, развлечений, предлагаю воспитанникам творческие задания, например, сочинить сказку « В гости к Светофору». Проводили с детьми КВН, соревновались в знаниях ПДД.
Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу.
Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для родителей своей группы организовала уголок безопасности. Цель: совместными усилиями педагога и родителей воспитывать у детей культуру дорожного движения. Привлекаю родителей к участию в различных конкурсах и выставках, например, нарисовать плакат вместе с ребенком с призывом о соблюдении ПДД, изготовить различные атрибуты к играм и т.д. Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации.
На родительских собраниях я довожу до сведения родителей содержание учебной программы, касающейся мероприятий по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Провела мастер-класс «Изготовление макета «Перекресток» при помощи бросового материала», целью которого былообучить  родителей поэтапному созданию макета «перекресток» при помощи бросового материала. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, рекомендую выбирать определенные места для игр детей.Провожу соответствующие инструктажи с родителями.Молодым родителям советую составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, площадка для мусорных контейнеров, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать и почему.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах, организуя просмотр и дальнейшее обсуждение мультфильмов, слайдов.
Во время прогулок с детьми я рекомендую родителям следующее:
  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между  сигналами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • приучать ребенка проговаривать свои действия в различных дорожных ситуациях;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
В пропаганде правил дорожного движения для родителей широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, перечень художественной литературы, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает высокий уровень усвоения детьми программного материала по данному разделу.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо работу по ПДД проводить регулярно, используя новейшие педагогические технологии и рекомендации работников ГИБДД, тем самым внося свою лепту в уменьшение числа дорожно–транспортных происшествий с участием детей.
Вывод. Работа по изучению правил дорожного движения в дошкольном детстве значима и необходима. 
   Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек. А как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при проявлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения. Выработать привычку правильно вести себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитывать в ребенке грамотного пешехода – ответственная задача каждого детского сада и каждой семьи.
Перспектива. 
1.Пролжать пополнять и развиватьпредметно-пространственную развивающую образовательную среду.
2. Приобрести большой светофор.
3.Обощить опыт по теме в ДОУ для педагогов.
 
 
Используемая литература:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Саулина Т.В. три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, для работы с детьми 3-7 лет/М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения.- М.: Просвещение, 2005.
4.Шипунова В.А. Детская безопасность (Образовательная область «Безопасность»): учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.:ИД « Цветной мир»,2013.
5. Методические рекомендации (в помощь методистам и воспитателям детских садов). УГИБДД УВД Костромской области. Департамент общего и профессионального образования Костромской области. Управление образования г. Костромы.2000.
6.Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области. Сборник методических материалов. Кострома 2009г.
7.Сборник методических разработок в помощь воспитателю дошкольного учреждения» в некотором царстве, в некотором государстве…». Кострома 2013г.
8. Методические рекомендации. Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольном образовательном учреждении. Кострома 2012.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.