Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Детский фитнес» для детей 5-7 дет
Автор-составитель:
Лысяная Ольга Викторовна
Лысяная Ольга Викторовна
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа составлена для детей 5-7 лет.
Программа составлена на основе программы «Фитнес в детском саду» авторы О. Н. Рыбкина и Л. Д. Морозова, с учетом основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» руководитель авторского коллектива Н. Е. Веракса
Дополнительная образовательная программа по детскому фитнесу реализуется в спортивной направленности.
Программа «Детский фитнес» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, подвижные игры, комплексы корригирующей гимнастики.
Направленность упражнений по детскому фитнесу:укрепление мышц рук и плечевого пояса;
укрепление мышц брюшного пресса;
укрепление мышц спины и таза;
укрепление мышц ног и свода стопы;
увеличение гибкости и подвижности суставов;
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
формирование правильной осанки;
развитие ловкости и координации движений;
развитие подвижности и музыкальности;
расслабление и релаксация;
профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Занятия детским фитнесом укрепляют здоровье, развивают силу и ловкость, способствуют развитию моторных навыков, профилактике плоскостопия и сколиозов, улучшают гибкость, развивают внимание, улучшают сон, оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребёнка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-7 лет. В кружок дети принимаются на свободной основе.
Программа рассчитана на 1год обучения. В учебном плане реализуется по 36 часов учебных занятий по 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:сохранение и укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
2. Формировать умение детей в самостоятельной организации двигательной деятельности под музыку;
3. Закреплять навыки основных видов движений: ходьбы, прыжков, бега, ползания, метания, статического равновесия;
4. Улучшать музыкальную и двигательную память детей;
5. Расширять двигательный опыт детей;
Развивающие:
1. Развивать двигательную активность детей.
2. Формировать правильную осанку.
3. Укреплять костно–мышечный корсет, сердечно – сосудистую, дыхательную систему.
4. Развивать координацию движений.
5. Развивать основные физические качества, координационные, ритмические способности.
6. Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
7. Развивать подвижность в суставах, формировать свод стопы.
Воспитательные:
1. Формировать интерес детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
2. Способствовать гармоничному развитию личности.
3. Воспитывать взаимную ответственность, возможность самоутверждения, уверенность, инициативность.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты обучения
Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:
1. Овладеть знаниями о здоровом образе жизни, о гигиене, о закаливании своего организма.
2. Научиться выполнять ритмические движения с предметами и без предметов.
3. Выполнять движения четко, ритмично, под музыку
4. Осуществлять самоконтроль (следить за осанкой, за правильным исходным положением)
1.4 Общие критерии оценивания результатов
- владение движениями по программе;
- активность, участие в открытых просмотрах, праздниках;
- умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
1.5 Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).
Цель: сбор объективной информации о динамике (положительной или отрицательной) физической подготовленности детей в процессе их жизнедеятельности. Выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Методы диагностики: тесты, хронометраж.
Критерии и способ оценки результатов: таблица «Возрастно - половые показатели двигательных качеств детей»
1.6 Условия реализации программы
Количество занимающихся в группе: 15 человек.
Кружок проводится во второй половине дня.
В спортивном зале, в спортивной форме, удобной обуви.
Проводит инструктор по физической культуре.
Для успешного проведения занятий необходимо:
1.Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе и нетрадиционного.
2. Музыкальное сопровождение во время занятий.
3.Создание эмоциональной положительной обстановки.
4.Учет нагрузки и дозировки упражнений.
5. Необходимо учитывать интересы, потребности ребенка.
6. Соблюдение времени и длительности проведения занятия.
7. Занятия носят игровой характер.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Тематический план занятий.
Тема занятия | Количество часов |
Вводное занятие | 1 |
«Мы узнаем свой организм». Знакомство детей со строением своего тела. | 3 |
«Здоровые спинки». Коррегирующая гимнастика. | 4 |
Игровой стретчинг. | 4 |
«Веселые мячи»Фитбол – гимнастика. | 4 |
«Разноцветный парашют» Игры-задания с парашютом. | 4 |
«Волшебные ступеньки». Степ - аэробика. | 4 |
Ритмическая гимнастика. | 4 |
«Фитнес с мячами-ежами». Упражнения с массажными мячами. | 4 |
«Кто быстрее» (игры-эстафеты) Развиваем быстроту, ловкость. | 3 |
Открытое занятие для родителей. | 1 |
Итого: | 36 |
2.2 Содержание программы.
Месяц | № занятия Тема | Задачи: | Содержание: |
сентябрь | Вводное №1 | Повторение с детьми правил техники безопасности на занятиях по фитнесу. | Беседа с детьми о правилах поведения во время занятий. |
сентябрь | Занятие № 2-3 «Мы узнаем свой организм». | Дать детям знания о строении человеческого тела, функциях основных органов и систем. Формировать знания детей о пользе занятий физической культурой. Подкреплять их на практике. | Беседа с детьми о строении своего тела (части тела, скелет, мышцы). Разминка. Основная часть. Комплекс упражнений для разных частей тела (дети самостоятельно вспоминают упражнения, педагог направляет детей). Игровые упражнения: «Кошка», «Лягушка», «Лодочка», «Черепашка». Подвижная игра «Сделай фигуру» (виды спорта) Заключительная часть. Игра м/п «Улитка» |
сентябрь | Занятие № 4 «Мы узнаем свой организм». | Познакомить детей с органами дыхания. Научить детей правильно дышать во время выполнения физических упражнений. | Разминка. Игра на дыхание с воздушным шариком. Основная часть. Комплекс дыхательной гимнастики. Игровые упражнения на растяжку (игровойстретчинг). Подвижная игра. «Сделай фигуру» Заключительная часть. Игра м/п «Не теряй равновесие». |
Октябрь | Занятие № 5-8 «Здоровые спинки» | Содействовать формированию правильной осанки у детей. Способствовать формированию мышц спины. | Разминка с большим мячом. Основная часть. Комплекс упражнений с платочками. Акробатические упражнения: «Медвежонок» (перекаты в группировке) «Кораблик» (лежа на спине, прогиб спины) «Корзиночка» (лежа на спине прогнуться с захватом руками голени) «Книжка» (наклон изи.п. сидя) Подвижная игра «Хвост дракона» Заключительная часть. Упражнения на расслабление (элементы йоги) - поза «ребенка», поза «кобры», поза» собаки». |
ноябрь | Занятие № 9-12 «Игровой стретчинг» | Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность суставов (гибкость), выносливость, силовые и координационные способности. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении. | Разминка. Основная часть. Музыкально-ритмическая композиция «Учитель танцев». Игровой стретчинг: «Деревце» «Веселый жеребенок» «Кошечка» «Страус» «Осьминог» «Ласточка» Подвижная игра «Сделай фигуру» Заключительная часть. Самомассаж рук и ног «Черепаха» |
декабрь | Занятие № 13-16 «Веселые мячи» (Фитбол–гимнастика) | Обучать детей выполнять упражнения на фитболах из разных исходных положений. Формировать и закреплять навык правильной осанки. Тренировать способность удерживать равновесие. | Разминка. Упражнения на внимание. Основная часть. Комплекс упражнений на фитболах. Полоса препятствий: пройти по следам, пролезть в туннель, ходьба по скамейке с высоким подниманием колен, пройти по кочкам, обежать змейкой ориентиры. Подвижная игра «Кто быстрей займет свое место» Заключительная часть. Игра малой подвижности: «Кто ушел?» |
январь | Занятие № 17-20 «Разноцветный парашют» | Познакомить детей с парашютом. Развивать двигательную активность, умение управлять своими движениями. Формировать способность к осознанию себя и своих возможностей. | Разминка. Основная часть. Комплекс упражнений с парашютом. Игры и задания с парашютом. «Волна» «Салют» «Карусель» Подвижная игра «Радуга» (с использованием парашюта). Заключительная часть. Релаксация «Волшебные облака». |
февраль | Занятие № 21-24 «Волшебные ступеньки» | Совершенствовать выполнения шагов с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты). Обучать выпадам в сторону и назад. Развивать гибкость суставов. | Разминка «Ковбои». Основная часть. Комплекс упражнений на степах (под песню «Делайте зарядку») Выпады в сторону и назад. Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты) Подвижная игра «Липкие пеньки» Заключительная часть. Пальчиковая игра «Рисунок» |
март | Занятие № 25-28 «Ритмическая гимнастика» | Закреплять у детей умение выполнять упражнения ритмично под музыку. Формировать правильную осанку. Укреплять мышцы спины. Развивать гибкость, координационные способности. | Разминка. Основная часть. Комплекс ритмической гимнастики с лентой. Танцевально-ритмическая композиция «Робот Бронислав». Танцевально-ритмическая композиция «Ква-ква». Имитационная игра «Стадион». Заключительная часть. Игра на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Водяной» |
апрель. | Занятие № 29-32 «Фитнес с мячами-ежами» | Приобщать детей к активному отдыху посредством занятий фитнесом. Тренировать детей в овладении силовых упражнений с мячами-ежами. | Разминка. Дыхательная гимнастика. Ритмическая гимнастика с султанчиками Основная часть. Комплекс силовых упражнений с мячами-ежами «Путешествие ежиков». Подвижная игра «Хвосты» Заключительная часть. Массаж спины «Дождик» |
май | Занятие № 33-35 «Веселые артисты» | Совершенствовать двигательные умения и навыки у детей. | Подготовка к открытому занятию для родителей. |
май | Занятие № 36 Итоговое. | Показательное выступление для родителей. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура занятий детский фитнес.
- подготовительная часть (разминка)- 5-7 минут;
- основная часть – 20 минут;
- заключительная часть – 4-6 минут.
Время | Цель | Содержание | Контроль нагрузки |
Подготовительная часть | |||
5-7 мин. | Концентрация внимания, эмоциональный и психологический настрой, подготовка организма детей к предстоящей работе в основной части занятия. | Строевые упражнения, разные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание, музыкальные игры. | Внешнее проявление, самооценка. |
Основная часть | |||
20 мин. | Овладение двигательными действиями, нацеленными на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. | Общеразвивающие и коррегирующие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на развитие равновесия, координации движений, быстроты, силы, ловкости. Фитбол -гимнастика, степ-аэробика, элементы танца. | Пульс, дыхание, внешнее проявление. |
Заключительная часть | |||
4-6 мин. | Восстановление сил организма детей после физической нагрузки. | Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – игровойстретчинг. Элементы самомассажа, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации. | Внешнее проявление, самооценка. |
3.2 Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Оборудование | ТСО | Учебно-методический комплекс |
степ – скамейки – 20 шт. | магнитофон – 1 шт. | аудиотека (МР3 диски) для музыкального сопровождения |
мячи – фитболы 15 шт. | видео проектор – 1 шт. | картотека комплексов общеразвивающих упражнений |
Обручи 20 шт. | экран – 1 шт. | картотека комплексов специального воздействия |
Гимнастические палки – 20 шт. | ноутбук – 1 шт. | картотека подвижных игр |
Скакалки -20шт | картотека считалок | |
Набивные мячи большие – 10 шт. | картотека пальчиковой гимнастики | |
Набивные мячи малые – 20 шт. | картотека дыхательной гимнастики | |
Мешочки с песком - 20 шт. | картотека массажных игр | |
Флажки цветные – 40 шт. | консультации, наглядная информация для родителей | |
Маты гимнастические – 3 шт. | консультации, наглядная информация для педагогов | |
Дорожки – балансиры – 2 шт. | конспекты спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья | |
Спорткомплекс из мягких модулей – 1 набор. | ||
Массажные мячи (малые) 20 шт. | ||
Гимнастическая скамейка 3 шт. | ||
Массажеры (полусферы)- 10 шт. | ||
Мячи большие 20 шт. | ||
Мячи средние – 20 шт. | ||
Мячи малые – 20 шт. | ||
Дуги для подлезания – 3 шт. | ||
Массажные дорожки – 2шт. | ||
Конусы – 10 шт. | ||
Сетка волейбольная – 1 шт. | ||
Навесное оборудование (лесенка, доска с зацепами, мишени, баскетбольное кольцо). | ||
Гимнастическая стенка 2-3 пролета. | ||
Детский игровой парашют 1 шт. | ||
Атрибуты для сюжетных занятий, комплексов упражнений и подвижных игр. | ||
3.3 Список литературы.
1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009 2..Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001
3. .Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004
4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка.расту здоровым. М., Владос, 2004
5. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.
ЧП Лакоценин СС 2007
7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, учитель, 2005
8. Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. «Фитнес в детском саду» Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Москва, АРКТИ 2014
9. Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду. М. синтез, 2008
10. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет», «ТЦ Сфера» 2014
11.Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет», «ТЦ Сфера» 2014
12. Сулим Е.В. Занятия по физической культуре в детском саду: игровой стретчинг, «ТЦ Сфера» 2012
13. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном и Д.,2003г.
14. «Обруч» № 2/2003
15. «Обруч» №1/2005
16. «Обруч» №5/2007.
17.. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов – на Дону.:Феникс.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.