Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Автор: Гирченко Марина Юрьевна, 
 
Дошкольное детство – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ. В настоящее время нормативные документы дошкольного образования содержат пункты, связанные с инклюзивным образованием. Это важный момент в организации образовательного процесса. Ведь каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в полноценной социализации. С появлением такого ребёнка в детском саду перед педагогом стоит задача создать необходимые условия в группе позволяющие дошкольнику не только успешно социализироваться, но и дать ему «толчок» к развитию.
В наше дошкольное учреждение приходят дети с определенным перечнем ограничений, ориентируясь на которые мы организуем развивающую среду так, чтобы ребенку было комфортно, а педагог смог вести в ней коррекционную работу  на преодоление ограничений у конкретного ребенка. Так, в группах созданы следующие уголки: 
Уголок «Веселей шагай!» предназначен для организации физических упражнений направленных на преодоление ограничения ребенка к передвижению. Физические упражнения подобраны на укрепление мышечного аппарата ног, улучшение кровообращения и тонуса мышц (коврик массажный со следочками, шнур короткий, обруч малый, мешочек малый, массажные мячи, ребристая доски,  мелкие игрушки для сбора, комплексы упражнений для укрепления стопы.
 
Уголок «Я пришел!» предусмотрен для детей с  ограничениями способности к ориентации. Пособия и дидактический материал данного уголка обучают ребенка умению ориентироваться в пространстве группы с помощью «указательных знаков», на столе, листе бумаги (знаки ориентиры, игрушка-путешественник, мелкие игрушки для ориентировки на листе, столе).
Уголок «Мы дружные ребята». Основное назначение игрового уголка обучение детей способам общения с окружающими сверстниками, взрослыми, соблюдая при этом установленные нормы общения (куклы-бибабо, настольный театр,   пальчиковый театр, перчатки-гонзики, резиновые игрушки, картинки сюжетные для составления рассказов).
С помощью игрового материала уголка «Мойдодыр» ведется работа по преодолению ограничений способности к самообслуживанию. Здесь дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам (набор детской посуды, скатерть,  салфетки, кукла для одевания и раздевания, комплект одежды для куклы, схемы-алгоритмы для формирования культурно-гигиенических навыков, пособия: «застежки», «шнуровки»).
Уголок «Лунтик» оформлен для детей-инвалидов имеющих ограничения к способности контролировать свое поведение. Игры с мягким модулем, подушкой-колотушкой, мягкими валиками позволяют расслаблять ребенка и снимать эмоциональное напряжение (пластмассовые и резиновые игрушки,  подушки-колотушки, бумага для разрывания, стаканчики для крика.клубочки, мягкий модуль, боксерская груша, альбомы: «Эмоции», «Моя семья».
Уголки позволяют ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулируют развитие познавательных способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. 
Также в детском саду на стадии проектирования для детей с ОВЗ были предусмотрены пандусы, широкие кабинки в туалетных комнатах, поручни. Закуплено развивающее и спортивное оборудование, игры и игрушки, оборудована спортивная площадка со специальным покрытием. Приобретено специальное оборудование для детей с ДЦП – кресла для индивидуальной работы, ходунки, вертикализаторы. В группе детей с нарушением слуха установлена звукоусиливающая аппаратура.
Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с ОВЗ «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.