Консультация для педагогов "Занятия с использованием элементов ТРИЗ, как условие для формирования познавательных интересов и действий у детей младшего возраста"

Автор: Кувшинова Екатерина Борисовна
Многим известна система занятий по формированию целостной картины мира у детей 3-4 лет, которая разработана на концептуальной основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, особенностью которой является направленность на формирование развитого воображения, логического нешаблонного мышления, гибкости ума, на призыв мыслить системно, рассуждая почти философски.
Примечательно то, что занятия строятся на принципах индивидуальных особенностей каждого ребенка, на сотрудничестве детей и взрослых. Непременно происходит поддержка детской инициативы абсолютно во всех сферах и видах деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов и действий у детей. 
Не каждый взрослый знает, что такое синектика. Это метод превращения непривычного в привычное, и совершенно наоборот: из привычного в непривычное.
Моделирование маленькими человечками (согласно этому методу, все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков)Лично я вижу в этом методе связь с физикой, где человечки- это молекулы.
Системный подход к окружающему миру(Основа этого метода состоит в том, что ребенка знакомят с каждым предметом, как частью чего-то целого, отдельной системы)
Метод мозгового штурмазнаком каждому педагогу. Он заключается в преодолении психологической инерции и создании условий для прорыва сил, имеющихся в подсознании.
Работая с маленькими детьми по системе ТРИЗ, запрещается критиковать, и в то же время приветствуется любая идея. Дети могут даже спорить со взрослыми.
Если заниматься с детьми систематически, то это позволит им лучше проявлять свою фантазию, строить в уме определенные логические цепочки, управлять своим воображением осознанно. Например, используя «методику маленьких человечков» в жизни, ребенку будет легче проявлять свою познавательную активность и умение самому решать творческие задачки.
 Примеры ситуаций:
Стройка: Воспитатель вместе с детьми строит дом для игрушек из строительного материала, но ставит кирпичики так, чтобы не было просветов.
-какой хороший дом получился!
-будет ли в нем удобно жильцам?
-чего не хватает в постройке? (дверей и окон)
-почему без окон неудобно? А без дверей?
Зима:Детям предлагается перевоплотиться в Зиму. (Зима- как система)
Затем дети превращаются в часть Зимы-снежинки. И далее, по аналогии: снег, метель, льдинки…
- понравилось вам быть снежинками, льдинками, холодным ветром?
Обыгрывание
Педагог «превращается» в волшебника и «превращая» детей в маленьких человечков, предлагает им изобразить проволоку, брусок, спичку. 
-как можно изобразить резинку для волос для девочки?
-почему проволоку можно согнуть, и как это показать?
Генетическая линия. Прошлое предмета.Игра с мячом ( в эту игру очень любят играть дети)
Воспитатель называет предмет и спрашивает, чем он был раньше, тем самым формируя генетический подход к окружающим нас предметам ( хлеб- мукой, лист- почкой, зерно- колосом, стекло- песком и т.д.) И по аналогии- играем с одушевленными предметами ( цыпленок был яйцом, собака-щенком и т.д.)
Игра «Раз, два, три- замри!» 
Дети свободно перемещаются по комнате. Когда взрослый подает сигнал ( свисток, колокольчик, бубен, музыка), они «превращаются» в ледяных, должны «замерзнуть», замереть, повторный сигнал работает на то, чтобы дети «растаяли»
«Что внутри домика?» 
Воспитатель предлагает рассмотреть макет кукольного домика и определить, что у него внутри
-что будет, если не построить в квартире кухню, туалет?
-если вместо кровати поставить ванную, что будет?
Игра «Кот-обормот- все наоборот!» 
Перед детьми появляется игрушка кот-обормот вверх ногами, настраивая детей, что сегодня будет все наоборот, например, вместо «Здравствуйте», надо говорить «До свидания».и т.д.
Данная система занятий позволит педагогам сопровождать ребенка в освоении содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» в соответствии с положениями ФГОС.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.