Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Автор: Бабаян Н.Х.
Одной из основных задач преподавателя класса фортепиано является  работа над звукоизвлечением. С самого начала необходимо гармонично развивать в ученике не просто пианиста, а музыканта-пианиста. Умение слушать и слышать своё исполнение и  проникать в ее смысл и строение   приобщает ученика к искусству исполнения кантилены. Г.М. Коган: «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы».
Е.Либерман, известный пианист-исполнитель  пишет, что высшим критерием правильности фортепианного приема является звуковой результат. Слуховое внимание должно контролировать технические действия пианиста.
Г.Г. Нейгауз, работая над музыкальным произведением, всегда рекомендовал ученикам играть его медленно со всеми оттенками (какой бы не был поставлен темп, даже очень медленный). При игре в медленном темпе, у ученика должна быть не только «полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков». Важно научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую различными штрихами, развивать стремление к выразительной фразировке, сформировать умение передавать характер мелодии.  Ученик должен научиться посредством звуков передавать характер и образ музыкального произведения.
«… пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки» (К. Н. Игумнов). Умение «петь» на рояле – одна из важнейших сторон техники пианиста. В обучении юного пианиста навыкам певучей игры есть существенный, изначальный момент трудности  –  это преодоление ударной природы  инструмента.
Перед педагогом стоит задача передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Исполнение кантилены вызывает ассоциации с известными бытовыми ощущениями, так, С. Тальберг, говорил о «замешивании теста» пальцами, нечто похожее озвучивал и К.Н. Игумнов, а А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику». Игумнов: «При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться больше играть подушечкой, то есть стремиться к максимально полному контакту, естественному слиянию с клавиатурой».
Выразительному исполнению на фортепиано нужно учиться у певцов. «Очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть ее себе самому» (Ф.Э. Бах).  При пении мелодии, через голосовой аппарат активно задействуются не только слуховая, но и эмоциональная сторона мелодического слуха. Это качество делает его специфически музыкальным. Пение вслух на начальных этапах обучения является обязательным, важным элементом в работе с учениками. 
Б.Асафьев отмечает, что «инструменталисты» обязаны пройти сквозь сферу песенной интонации, ибо через нее их слух обогатится чрезвычайно важным для каждого музыканта опытом и постижением значения дыхания как формообразующего фактора». Блестящая пианистка и выдающийся педагог А.  Есипова связывала понятие хорошего туше именно с певучестью звука, певучесть  – главное качество пианиста. Работа над кантиленой невозможна без работы над звуком.
Педагог учит вслушиваться в окраску звука при различной степени прикосновения, чтобы характер исполнения точно соответствовал содержанию мелодии.
По мнению Мильштейна, внешние предпосылки хорошего звука - это непринужденность, естественность движений, точность прикосновения пальцев к клавишам. Поэтому преподавателю нужно с самого начала следить за правильной посадкой ученика за инструментом. Ученик должен сидеть ненапряженно, свободно, не сутулясь, не поднимая плечи. Известный педагог-пианист Гольденвейзер говорил, что ненапряженность руки – одно из условий естественной игры на инструменте, но надо все-таки помнить, что свобода рук есть понятие очень относительное. Всякое движение есть напряжение. Здесь надо говорить не об абсолютной свободе, но о стремлении к максимальной экономии энергии. 
Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Звук извлекается мягкой, свободной, но отнюдь не разболтанной, не расхлябанной рукой.
Чтобы получился красивый фортепианный звук, необходимо  не толкать клавишу, не ударять по ней, а нащупывая клавишу, «прижаться», «приклеиться» к ней не только пальцем, но и всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, непрерывно ощущая и «держа» ее на «подушечке» пальца, усиливать давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до «дна».
Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но и в то же время увлекательный и творческий процесс обучения игре на фортепиано, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, качеством штрихов и содержанием.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.