Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками

Автор: Епимахова Полина Александровна
Смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей. Без таких технических средств теперь сложно вовлечь детей в образовательную деятельность. Воспитатели это понимают и стараются не отставать, все чаще используя на занятиях, например, интерактивные доски. Но как соблюсти баланс между интерактивностью и гигиеническими требованиями? Как развить познавательную активность ребенка без ущерба для его здоровья?
Технические средства помогают представить детям новую информацию образно и динамично, сделать занятие более интересным. Например, продемонстрировать работу сложных механизмов, показать быстротечные процессы в замедленном темпе.
Согласно исследованиям российских гигиенистов техническое средство способно оптимизировать образовательную деятельность только при условии его гигиенически рационального использования. То есть требуется учитывать анатомо-физиологические особенности детей и создать комфортные, безопасные условия для занятий.
На законодательном уровне обязанность образовательных организаций обеспечить соответствие технических, аудиовизуальных средств воспитания и обучения закреплена в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. 
Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
 
Общие инструменты интерактивной доски:
•          Карандаш дает возможность подчеркнуть часть слова, целое слово или предложение, обвести изображение или слово, тем самым привлекая внимание учащихся к важной информации. Так же карандашом можно вводить рукописный текст на слайдах урока и в документах Word, Excel, PowerPoint. При работе с этим инструментом можно выбирать цвет и толщину линии.
•          Инструмент Линии позволяет рисовать линии и стрелки разных цветов, типов и толщины, изображать геометрические фигуры.
•          Библиотека изображений дает возможность использовать статичные и анимированные изображения для создания слайдов для образовательной деятельности, оформлять с помощью картинок фон слайдов образовательной деятельности, изменять размер и расположение картинок, добавлять к ним звук. Встроенные в программу WizTeach библиотеки изображений можно дополнять необходимыми изображениями или создавать свои собственные коллекции изображений.
•          С помощью инструмента Вставка картинки можно оформлять слайдов с изображениями, взятыми из любых папок компьютера или из разных галерей.
•          Инструмент Фонарик дает возможность открывать только часть информации на слайде. Например, высветить на затемненной карте определенную область.
•          С помощью Лупы можно акцентировать внимание учащихся на важных деталях демонстрируемых изображений, увеличивая их.
•          Виртуальная Клавиатура позволяет вводить текст на любом из установленных на компьютере языков. Ее можно использовать при создании слайдов или во время демонстрации учебного материала, предлагая ввести ученикам правильный ответ или самим исправить преднамеренно сделанную ошибку в тексте слайда.
•          Быстро вставить текст на слайды урока поможет создание текстовой карточки. Этот инструмент дает возможность копировать текст из документа Word и переносить его на слайды, создающегося в программе WizTeach.
•          Инструмент Банк слов позволяет составлять учебные задания, для выполнения которых надо вставлять правильные слова в предложение или буквы в слова.
•          Стирать написанные слова или нарисованные изображения на слайде можно с помощью Ластика.
•          Инструмент Очистка экрана дает возможность мгновенно очистить заполненный слайд.

Достоинства и недостатки интерактивной доски
В последнее десятилетие список используемых технических средств обучения пополнился интерактивными досками. В нашей стране их чаще используют в образовательной деятельности.
Первые доски появились в российских школах 8 лет назад, а сегодня они уверенно теснят традиционные доски и в детских садах. 
Популярность  И.Д. обусловлена следующими преимуществами:
15минут максимальная продолжительность использования интерактивной доски на занятии
• универсальны (заменяют традиционные и маркерные доски);
• функциональны (позволяют визуализировать текстовую и графическую информацию);
• удобны в использовании (возможность корректировки обучающего материала в процессе демонстрации, сохранение изменений);
• экономичны (сенсорная поверхность не требует дополнительных расходных материалов).
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками
Детям тоже очень нравится быть участниками «живого» обучения. Рассматривая крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова, выстраивая геометрические фигуры, они воспринимают информацию не только визуально, но и кинестетически. Легко и непринужденно усваивают обучающий материал.
Существенный недостаток интерактивной доски— стоимость. Средняя цена (экран проектор) порядка 150 000 рублей. Кроме того, в случае отключения электричества провести занятие, запланированное с применением интерактивной доски, не получится.

Требования к работе с интерактивной доской
Правильное использование интерактивной доски возможно при соблюдении следующих условий.
Помещение и оборудование.
Доска размещается в легкодоступном месте на такой высоте, чтобы ребенок легко дотягивался и до верхнего, и до нижнего края рабочей поверхности. Высота нижнего края доски над полом составляет 0,7–0,8 м.
Рабочая поверхность доски должна быть износостойкой, твердой, матовой и антивандальной. Работоспособность должна сохраняться даже при частичном повреждении поверхности.
При установке проектора важно учесть: лучи не должны попадать в глаза работающему у доски, а его тень не должна падать на экран. Этого можно достичь, если использовать короткофокусные или ультракороткофокусные проекторы — они устанавливаются ближе к доске, исключая перечисленные недопущения.
Яркость проектора должна обеспечивать высокую четкость изображения. Полное затемнение помещения не допускается. Окна оборудуют занавесями из светонепроницаемого полотна, ширина которых в два раза шире окна, или жалюзи. Это позволит исключить засветку доски солнечным светом, а также ее бликование.
 
45градусов минимально допустимый угол просмотра детьми экрана интерактивной доски

Проведение занятий.
Экран интерактивной доски, как телевизор или монитор компьютера, является источником электромагнитного излучения. Результаты замеров уровней электромагнитных полей непосредственно у доски не превышают предельно допустимых. Но такие нормативы разработаны применительно к взрослым. Исходя из этого и повышенной нагрузки на глаза, интерактивную доску рекомендуется задействовать на занятиях с детьми старше 5 лет.
Офтальмологи доказали, что нагрузка на глаза при использовании электронных средств обучения намного выше, чем при восприятии аналогичной информации с бумажного носителя. Поэтому не забывайте о профилактике развития зрительных расстройств у детей.
Для этого рекомендуем применять комплексы зрительных гимнастик. В основе их упражнения на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Основная задача — включить в динамическую работу бездеятельные глазные мышцы и расслабить перегруженные. Средняя продолжительность такой гимнастики — 3 минуты. Правильное и систематическое выполнение несложных упражнений позволит минимизировать влияние интерактивной доски на формирующееся глазное яблоко детей.
На заметку Развитие зрения у дошкольников У детей от года до пяти лет интенсивно формируется глазное яблоко. Постоянное изменение размера глаза, его преломляющей силы сказывается на способности четко видеть. Поэтому большинство дошкольников дальнозорки, только к шести годам у них формируется нормальное зрение. Периферическое зрение, позволяющее ориентироваться в пространстве, у дошкольников на 10% хуже, чем у взрослых. Поэтому малыши невнимательны при передвижении и требуют пристального внимания взрослых.

Примеры использования интерактивной доски
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разно уровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. 
.  Мы  знаем, что   на интерактивной  доске  мы   можем  использовать  такие   ресурсы:
1.        Презентации.
Детям  очень  нравятся красочные  изображения, а  если   еще  и  с   озвучиванием- то это   привлечёт  их большеевнимание.
2. Видеоролики.
Можно  создавать  небольшие   видеоролики  с различными  упражнениями.
3.Картинки. Ребусы.
С  помощью  специальных   программ  можно составлять  простые   математические  задачки.
4. Графические   проекты.
Детям можно   представить  картинку  с   недорисованными  элементами-дети  завершают   картинку.
 
Итак, самый простой способ использования интерактивной доски педагогом - демонстрация готовых презентаций.
Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:
Начальные знания устройства компьютера
Работа в программах: Word, PowerPoint
Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
 
Работа с детьми.
Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.
Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, в ней применены ультразвуковая и инфракрасная технологии для точного определения местоположения отметки маркера на доске.
Доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности, используются формы образовательной деятельности: «Образовательная ситуация», развивающие игры, игры-задания.
 
Медиатека, которую  я  использую   во всех  областях  воспитательно- образовательного  процесса.
За   небольшой промежуток  времени, я  уже   собрала материалы по разным образовательным  областям. Это:
  1. Развитие  речи   и  Обучение  грамоте.
  2. Занимательная  математика.
  3. Познавательное  развитие. Развитие  психических   процессов.( экология, соц. Мир и т.п)
  4. Художественное  творчество.
  5. Логопедия. Коррекционно – развивающие  игры.
  6. Безопасность.
  7. Лексические  темы. Презентации  и   интерактивные  игры.
  8. Физминутки.
  9. Зрительная  гинастика.
  10. Работа  с  родителями.
  11. Мастер – классы   для  педагогов.
  12. Сказки  для дошкольников(Викторины, Лото, игры, загадки, ребусы) 
  13. Разное…

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.