Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного произведения искусства в подготовительной группе

Автор: Фрушенкова Наталья Юрьевна 

«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно 
теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
 В.А.Сухомлинский. 
 
         Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью.          Детский рисунок – это продукт его творчества. По мнению Р.Н. Чумичёвой – живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.  
          В соответствии с ФГОС "Художественно-эстетическое развитие" предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы... Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая   задача сегодняшнего дня.
         Живопись – это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова). Знакомя дошкольников с жанровой живописью позволяю сформировать у них: ценностные ориентации, интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека, к художественному творчеству; умению высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлениям, отраженным на полотне.           Рассматривая полотна картин великих художников таких, как Илья Ефимович Репин ( 1844-1930г.г.), Иван Иванович Шишкин (1832-1898г.г.), Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897г.г.), Исаак Ильич Левитан (1860-1900г.г.), детей подвожу к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.       
         С помощью живописи развиваю и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения.      Приобщая детей к живописи, как виду искусства,  учитываю особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. На занятиях по изобразительному искусству использую средства выразительности поэзии: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и ее колоритом.
         Целью моей работы с детьми является раскрытие творческих способностей и формирование эмоционально-целостного опыта восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста. Для себя определила следующие задачи:                                                                                                                                                    - Познакомить детей с видами живописи (пейзаж, портрет и натюрморт). 
-Учить понимать замысел произведения, его содержание.  
-Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. 
- Обогащать словарь детей эмоционально - эстетическими и искусствоведческими терминами.
         В основные направления работы вошло знакомство детей с пейзажной, портретной и натюрмортной деятельностью. В центре творчества в зависимости от темы меняю репродукции картин .   
         Проведена  большая работа по взаимодействию с родителями. Мамочки  с детьми искали информацию о картине, художнике, рассматривали картины с ребёнком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).  Так же и мы в группе с детьми ещё разучивали стихотворения о жанрах живописи, наблюдали за изменениями в природе, поведением людей, проводили игровые упражнения и дидактические игры.
         Чтобы детям быстрее и легче было запомнить  художников и их картины, использую следующие дидактические игры: « Назови художника», «Какого художника не стало?», «Какой художник остался?», «Что изменилось?» «Исправь ошибку», «Угадай картину», а так же быстро определяли жанры живописи- «Определи или найди жанр ( портрет, пейзаж, натюрморт), «Составь натюрморт», «Собери пейзаж», «Придумай портрет», «Убери лишнюю картину» и другие.      
         Познакомились с пейзажной живописью, рассматривая репродукции картин: И.И.Левитан "Золотая осень", А.К.Саврасов "Зима", с натюрмортной живописью - Ф.П.Толстой "Букет цветов, бабочка и птичка", с портретной живописью - И.К.Крамской "Неизвестная". Дети нарисовали пейзажи, натюрморты и портреты своих любимых мам и пап .  
         Рассматривая портреты, Жене понравился портрет И.Н. Крамского «Неизвестная», девочка стала задавать много вопросов и получился небольшой рассказ:" На картине изображена красивая дама. Она молодая и нарядная. У дамы румяные щёки, чёрные ресницы. Она одета в пальто тёплое с лентами. На голове шляпка с перьями и бусами. На руках одеты золотые браслеты. Красавица сидит в красивой карете. Я думаю она поехала в театр или на бал. И  там её обязательно встретит  принц! "
         При отборе картин для детей дошкольного возраста придерживалась следующих принципов: учитываю возрастные особенности детей, произведения должны быть содержательными, художественные образы картин понятны детям по возрасту, которые соответствуют особенностям их художественного восприятия , опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вызывающие живой отклик, ассоциации и интерес. Картины разнообразны по содержанию и по средствам выразительности.
         Для ознакомления детей с живописью использую следующие методы и приёмы: пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, приём «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения.  
         Таким образом, при взаимосвязи обучения и творчества ребёнок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве. Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно - эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.