Мастер класс по теме « Использование современных технологий в развитии речи дошкольников»

Автор: Александрина Е.А. 
«В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира»заметил Фридрих Фрёбель. К сожалению, в современном мире это не всегда реализуется в полной мере. Ведь большую часть времени дети проводят вне контактов с семьей, а те немногие периоды взаимодействия в семье зачастую наполнены вовсе не содержательным общением друг с другом. Зачастую формирование качественного, развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит только в образовательных учреждениях, где перед взрослыми стоят важные задачи формирования детского сообщества, в котором возможно развитие межличностного общения. Так или иначе, вся деятельность воспитателя связана с общением. Воспитатель является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно воспитатель должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, но существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры предлагаются в данном методическом пособии. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов.Прежде чем приступить к работе, хочу остановиться на карточках и ознакомиться со всеми карточками данного набора. Сначала хотела остановиться только на области «Развития речи», но потом поняла, что они не дадут полного обзора универсальности и интегрированности игрового набора Фребеля. Читаем карточку в которой описывается содержание игры, описание, табличку с указанием используемых материалов, возраста участников и строку интеграция с образовательными областями. Бывает так, что по объективным причинам дети группы не могут решить задачи поставленные игровой ситуацией в образовательной области «Развитие речи». Через интеграцию в другие области более понятные для детей можно подойти к проблеме с другой стороны и попытаться решить. Можно использовать модификацию игры, предложенную в карточке или придумать самим.Поэтому, рекомендуется, изучить карточки из остальных наборов, на которых в колонке «Интеграция с образовательными областями» указана область «Речевое развитие», выбрать подходящую для решения конкретной задачи игру.На карточках данного комплекта стихотворения, загадки и физкультминутки подобраны в соответствии с игровым замыслом и сюжетом игры и создают необходимую атмосферу для начала игры. Рекомендуется разучить эти короткие произведения до начала реализации игрового замысла. При реализации игр, направленных на решение задач развития средств общения, необходимо создать такую атмосферу, которая будет настраивать ребенка именно на общение. Это означает, что при проведении игр подобного типа воспитатель становится полноправным их участником, игроком. Посторонние предметы, звуки, персонажи должны обыгрываться по ходу игры. Это игры с широким полем для импровизаций, поэтому правила в них просты, доступны, а интерес поддерживается именно личностным отношением воспитателя к игре и основывается на стремлении воспитателя создать базу для взаимного интереса детей друг к другу.
В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.
 А сейчас давайте сами поиграем. Педагоги играют в игры «Для чего?», «Фанты», «Змея».
Планшет «ЛогикоМалыш»
Авторами блока «Развитие речи» являются И.А.Лыкова и                                         И.В. Мальцева в разделах «От слога к слову», «Поймай слог», «Поймай звук». О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «От звука к слову». В разделах «Прилагательные», «Глаголы» Е.Ю.Протасова.  Рекомендованный возраст от 5 лет 
Наборы карточек составляются по следующим принципам:
• Возрастному ( для возрастов детства, в зависимости от того, какие задачи уже может либо должен научиться выполнять ребенок);
• Тематическому ( по разным темам ознакомления с окружающим, развития разных видов детской деятельности, передачи разных знаний и сведений для развития компетентности детей в разных областях);
• Интеллектуально - операциональному (в соответствии с постепенным усложнением либо развитием выполнения умственных действий определённого типа);
Интегративному ( виды детской деятельности взаимно обусловлены, задания также вызывают активизацию разных способностей ребёнка одновременно).

 КАК РАБОТАТЬ С ПЛАНШЕТОМ "ЛОГИКО-МАЛЫШ":
1. Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.
2. Выберите карточку из комплекта.
3. Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
4. Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
5. Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом выполните остальные задания.
6. Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
7. В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
8. Снова проверьте результат на ответной стороне.
9. На ответной стороне на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед.
 Возраст: 3-7 лет.
А сейчас я предлагаю поиграть. Игра с планшетом «Логико малыш»
Авторские разработки Воскобовича всем известны и давно используются в работе детских садов. Хочется отметить, может меня кто и поправит, но, целенаправленных игр и в большом количестве у автора нет, но мы говорим о принципе интеграции детской деятельности и поэтому можно утверждать, что развитие интеллектуальных способностей по средствам авторской методике и разработок Воскобовича конечно стимулирует и развитие речи ребенка. Что используем мы в своей работе. «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик» эти пособия направленны на знакомство детей со звуком, буквой, на развитие умения составлять слоги, слова и преобразовывать их в другие. 
«Игровизор», конечно он действенен для индивидуального использования и дает возможность проявить инициативу для педагога и ребенка. Можно придумать свои лабиринты, задания. И что немало важно для нашего, скромного финансового положения можно поэкспериментировать с изготовлением аналога, не нарушая авторских прав. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.