ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Ершова Анастасия Владимировна 
Введение
В настоящее время, в современном российском обществе, растет интерес к проблеме формирования нравственной культуры личности, и этот интерес не случаен.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию нравственной культуры подрастающего поколения.

Дополнительное образование - это такая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать нравственную культуру личности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. 
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределённости, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию. Поэтому возникает задача организации такой деятельности, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. 

Учреждения дополнительного образования предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность. Одним из таких воздействий является педагогическая поддержка.Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации способностей, сил, знаний. Создание условий для свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка, все это способствует воспитанию нравственной культуры личности.

Цель: обоснование и разработка методик формирования нравственной культуры воспитания у подростков в учреждении дополнительного образования.

Задачи: 
  1. Определить сущность понятия нравственная культура подростков.
  2. Выявить особенности нравственной культуры подростков.
  3. Исследовать нравственную культуру подростков в учебной деятельности.
  4. Разработать педагогические рекомендации по нравственной культуре.
         Данная разработка предназначена для помощи педагогам способствовать формированию нравственной культуры личности подростков и повышению ее уровня в учреждении дополнительного образования в объединении любой направленности. 
 
Раздел 1. Адаптационные игры

1.1.Игры на знакомство(Приложение 1)
Цель: одной из задач родителей и педагогов является научить детей знакомиться и налаживать контакт в группе или коллективе. В первый раз, придя в новый, незнакомый коллектив, ребенку важно наладить контакты, обзавестись друзьями. От того, насколько хорошо он вольется в коллектив зависит не только его психологическое состояние, но и темп физического и интеллектуального развития.
Игры на знакомство – это вид игровой деятельности, направленный на создание благоприятной обстановки в группе детей.
С помощью данного вида игр можно решать ряд задач: создать благоприятную атмосферу для общения детей и их сближения; сформировать чувство общности, сотрудничества и поддержки; снять стресс, напряжение и скованность.
1.2.Разминочные игры(Приложение 2)
Цель: игры, направленные на повышение тонуса участников, групповой активности. С помощью данного вида игр можно решить ряд задач: подготовить группу для предстоящей работы; создать хороший психологический климат в группе, атмосферу веселья, раскованности; способствовать бесконфликтному общению; снять трудности привыкания к новой обстановке.

Раздел 2. Игры, направленные на формирование нравственной культуры личности

2.1. Нравственно-этические игры(Приложение 3)
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и педагогом, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умение помогать им.
Цель: дать понятие о нравственных качествах, воспитывать их; обобщить представления детей о нравственных чувствах, развивать способность к эмпатии, умение быть терпимыми; формировать установки толерантного поведения, позитивного отношения к себе и окружающим людям. Учить жить в мире с собой и с другими людьми.
2.2. Игры, направленные на развитие эмпатии(Приложение 4)
Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что человек способен распознать чувства и эмоции других людей, умеет утешать и помогать выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний. 
Игры и упражнения на развитие эмпатии развивают: психологическую наблюдательность и внимательность; возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать; способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.
 
Раздел 3. Обсуждение видеоматериалов, направленных на формирование нравственной культуры личности

3.1. Видеоматериалы, направленные на нравственную культуру личности.(Приложение 5)
В современное время информационных технологий, наряду с традиционными методами психологической работы, многие педагоги дополнительного образования используют видеоматериалы для совместного просмотра и обсуждения с подростками. Такие занятия помогают строить доверительные отношения с подростками, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для них вопросы. Эмоциональное проживание, идентификация с героями фильмов дает детям уникальную возможность увидеть разнообразие человеческих реакций, поведения, отношения к жизни, осознать свои собственные особенности и в результате приобрести неоценимый личностный опыт. Анализ кинопроизведений, стремление понять содержание фильмов позволяет человеку переосмысливать свое отношение к действительности, по- новому осознавать собственный внутренний мир, дает возможность формировать позитивную систему ценностей. Посмотрев фильм в группе, можно узнать много интересного о себе, о людях и мире вокруг. Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все участники увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете. Создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Сколько людей, столько и мнений, и это разнообразие обогащает представление каждого об окружающем мире, о себе и других людях, а правильно подобранные фильмы могут благотворно влиять на формирование нравственной культуры личности подростка, а с помощью устраиваемого обсуждения в конце просмотра, у подростков вырабатывается умение аргументировать и отстаивать своё мнение.
Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:
  • Развивать психологическую компетентность: дети и подростки знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учиться взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.
  • Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
  • Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.
  • Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.
  • Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

3.2. Особенности просмотра и обсуждения фильма

Совместный просмотр и обсуждение фильмов требуют активного участия ведущего. В его задачи входит не только четкая организация самого процесса просмотра фильма вместе с детьми, но и грамотное выделение, формулирование проблем, волнующих участников, и создание особой доверительной атмосферы, необходимой для искреннего и честного обсуждения основных тем фильма. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, не боялись высказывать свои мысли вслух, вовремя получали обратную связь и поддержку от ведущего.
Ведущий обращается к участникам с кратким вступлением, после чего организуется совместный просмотр фильма. Затем после небольшого перерыва ведущий организует дискуссию на определенную тему, связанную с содержанием фильма, выделяя актуальные проблемы, а также обращая внимание на те эпизоды фильма, которые особо запомнились подросткам. Очень важно создать такую атмосферу, чтобы в ходе дискуссии все участники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения.

Основные цели обсуждения фильмов в группе:
  • Эмоциональноеотреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью.
  • Развитие способности к сопереживанию.
  • Формирование позитивного мышления.
Основные вопросы для дискуссии:
  • Понравился ли фильм?
  • О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?
  • Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?
  • Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?
  • Какой герой был интересен? Почему?
  • Как фильм связан с моей собственной жизнью?
  • Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?
Во время просмотра фильма обратите внимание подростков на:
- образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы;
- эмоциональные переживания, как героев, так и самих участников;
- стереотипы поведения;
- позитивность или негативность динамики фильма.
После просмотра фильма:
  • Организуйте спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма.
  • Помогите изложить реальное содержание фильма. Обратите внимание зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
  • Обобщайте сказанное участниками, резюмируйте высказывания.
  • Помогите участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи.
 
Раздел 4. Коллективно-творческое дело «Любовь-дружба»
Цель: формирование умения и стремления к эмоциональному самопроявлению в рамках нравственности.
         Оборудование: газеты, журналы, ножницы, клей, альбомные листы.
         Педагог предлагает подросткам разделиться на две команды: команда любви и команда дружбы. Говорит представить, что в будущем исчезнут такие понятия, как любовь и дружба, и чтобы люди заново научились этим понятиям, необходимо отправить послания людям будущего, но так, чтобы у них, прочитав это послания, смогло сложиться представление о таких понятиях как любовь и дружба. Для того, чтобы отправить это послание, можно использовать только предложенные материалы.
         В конце коллективно-творческого дела участники команды представляют свой вариант послания, а другие оценивают верят ли они ему, или нет.    

Заключение

Ответственность развивается в человеке в процессе духовно-нравственного становления, образования, труда и творчества, формируется в гражданине как умение использовать ту меру свободы, которую общество и власть предоставляют, а также постепенно ее расширять для решения все более сложных социальных задач. 
Воспитание ответственной личности — предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. В воспитании свободоспособности в равной мере, но с разными возможностями участвуют школа, семья, государство, религиозные организации, СМИ и другие социальные институты.
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


Приложения
 
Приложение 1

«Я беру с собой в чемодан…»
Участники игры садятся в круг. Каждый участник должен назвать свое имя и предмет, начинающийся на букву своего имени, который он взял бы с собой в чемодан. Следующий участник говорит имя предыдущего, его предмет и добавляет таким же образом свое имя и предмет, следующие участники проделывают тоже самое, до последнего участника.
Пример: Меня зовут Михаил, я беру с собой в чемодан морковь. Его зовут Михаил, он берет с собой в чемодан морковь, меня зовут Полина, я беру с собой палатку и т.д.

«Имя-Ассоциация»
Участники игры садятся в круг. Каждый участник должен назвать свое имя и ассоциацию, начинающуюся на букву своего имени. Следующий участник говорит имя предыдущего, его ассоциацию и добавляет таким же образом свое имя и ассоциацию. Следующие участники проделывают то же самое, до последнего участника.
Пример: Михаил-Милый, Анастасия-Артистичная и т.д.

«Карусель»
Выбирается один ведущий, остальные участники. Участники разделятся на две половины. Одна половина делает внутренний круг, другая внешний, обе половины встают лицом друг к другу. Каждый играющий должен стоять напротив другого человека.
Ведущий объясняет правила: участникам игры из внешнего круга дается 40 секунд, чтобы рассказать о себе человеку, стоящему напротив него во внутреннем круге, затем ведущий говорит «Стоп, меняемся», и происходит сдвиг  внешнего круга влево. Участники внешнего круга проделывают те же действия с другим участником из внутреннего круга. Затем ведущий проделывает те же действия. После прохождения круга, участники игры меняются кругами, и новый внешний круг проделывает те же действия.

«Запомни внешность»
Ведущий говорит участникам, чтобы все запомнили внешность друг друга. Выбирается пара игроков, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.
Пример вопросов: сколько пуговиц у твоего напарника на кофте; какого цвета шнурки на ботинках соседа; цвет глаз вашего напарника и т.д.

«Сцена знакомства»
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? 
Ведущий делит участников игры по двое, объясняет правила игры: представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся: 
• космонавты с инопланетянами; 
• охотники со снежным человеком; 
• новый владелец замка с обитающими в нем привидениями; 
• моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов; 
• путешественник на машине времени со своим пра-пра-пра- прадедушкой.

«Я никогда не…»
Ведущий объясняет правила игры участникам: первый игрок говорит «Я никогда не…», и вставляет то, что он никогда не делал. Все остальные игроки, которые это делали, загибают один палец. Далее все высказываются по кругу, пока  не останется один человек. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. 
 
«Свежий ветер дует в лицо»
Участники игры садятся на стулья в круг. Остается один ведущий без стула. Задача ведущего сказать слова «Свежий ветер дует в лицо тем, кто…», вставить то, что, по возможности, делало большое количество участников, или какой-либо предмет одежды, в котором находится большинство. Участники, которым соответствует это высказывание, должны поменяться местом сдругим, ведущий в это время должен занять свободное место. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и проделывает те же действия.

«Три факта»
Игра проводится в коллективе, где все друг друга знают на достаточном уровне. Ведущий предлагает участникам подобрать 3 факта о себе: одну правду и две лжи. Далее первый участник говорит 3 факта о себе, задача других участников игры найти правду. Затем слово предоставляется следующему участнику.
 
Приложение 2

«Плохо-хорошо»
Участники игры садятся в круг, ведущий объясняет правила игры: первый игрок говорит высказывание, и подставяет к нему слово «хорошо», затем он объясняет свою позицию. Второй участник слева берет последнюю фразу предыдущего, и добавляет к нему оценку «плохо», и объясняет почему. Третий участник проделывает то же самое, но добавляет оценку «хорошо». Игра заканчивается тогда, когда пройдет круг, ведущий может запускать следующие круги по своему усмотрению. Важно, чтобы участники ге задумывались, и говорили первое, что придет в голову.
Пример: «На улице светит солнышко, и это хорошо, потому что можно пойти гулять», «Можно пойти гулять, и это плохо, потому что тогда я не сделаю уроки», «Я не сделаю уроки, и это хорошо, потому что я не устану» и т.д.

«Бег за ассоциацией»
Участники садятся в круг. Ведущий объясняет правила игры: я называю два слова, первый игрок говорит свою ассоциацию, которые вызывают эти слова, берет мое последнее слово и добавляет свое. Следующий игрок слева проделывает те же самые действия, игра заканчивается тогда, когда пройдет круг. Ведущий, по своему усмотрению, может запустить еще одни круги. 

«Рука в руке»
Водящий произносит фразу, например: "Рука в руке". Игроки меняются местами, и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнера, становится водящим. Новый водящий говорит, например: "Спина к спине!". Все меняются местами, все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе нового партнера и встать с ним спина к спине. Тот, кто остался в одиночестве, водит. Продолжать игру можно самыми разнообразными командами: "Нос к носу", "Плечо к плечу", "Хвост к хвосту". 

«Признание»
Игроки рассаживаются в пределах одной небольшой комнаты. Один из игроков, взяв в руки листок скомканной бумаги (или маленький мяч или шейный платок, завязанный узлом), бросает его кому-нибудь из игроков с шуточным восклицанием, например: "Я не сижу целый день в клетке с обезьяной". Игрок, поймавший брошенный предмет, должен немедленно произнести эту фразу, но уже в утверждающей форме: "А я сижу!", – и так далее. Пояснение: зная игроков, всегда можно придумать фразы, в которых будет безобидная шутка и вынужденное "признание": "А я делаю!" – всегда вызывает смех. Условие: игроки должны хорошо знать друг друга.

«Ха-ха-ха»
Игроки садятся в круг. Первый игрок говорит: "Ха". Второй говорит: "Ха – ха", – и так далее, каждый игрок добавляет еще одно "ха". Каждое "ха" должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеется или попытается схитрить, он должен выйти из круга. Вышедшие игроки могут делать все, пытаясь заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено. 

«Аплодисменты»
Игра способствует повышению настроения и самооценки, активизирует участников. Игроки сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: "Встаньте те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, умеет играть в большой теннис". Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал, радуясь их достижениям.
 
Приложение 3

"Чашка чая"
Игроки садятся в круг. Ведущий предлагает им подумать и вспомнить положительные нравственные качества личности. Затем пригласить соседнего игрока "на чай", передав ему "чашку чая". При этом необходимо назвать каче-ство личности, которое вам нравится в игроке. Например: "Я приглашаю "на чай" Андрея, потому что он очень добрый". Обойдя круг, "чашка" возвращается к первому игроку, и он вручает ее ведущему. "Открытая кафедра"  Игра способствует развитию воображения участников, пробуждению у них гражданских чувств, учит выражать свое "Я". Стоя за кафедрой, каждый участник говорит то, что ему больше всего хо-телось бы сказать людям мира.

"Я скажу"
В этой игре на фоне доброжелательности и веселья игроки вспоминают правила этикета. Участники встают в круг. Ведущий произносит фразу, в которой задается ситуация. Игрок, стоящий слева от ведущего, должен произнести этикетную формулу, которую можно употребить в данной ситуации. Например, ведущий говорит: "Я встретил друга. Я ему скажу…". Игрок отвечает: "Здравствуйте" или "Привет!". Кто не смог правильно подобрать сло-ва, сам должен подобрать фразу для следующего игрока.

"Сказка по кругу"
Дети рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает им определенную нравственную тему, по которой они должны сочинить сказку, например, о че-стности, о совести и так далее. Затем он дает одному из игроков волшебную палочку (необычную ручку, красивый карандаш). Тот, у кого в руках окажется волшебная палочка, начинает сказку, говоря первое предложение; затем игрок 20 передает волшебную палочку соседу слева и тот продолжает сказку, произнося второе предложение и так далее. В конце игры проводится обсуждение: • понравилась ли детям сказка; • какие нравственные качества проявились у персонажей; • какого персонажа и за что дети полюбили больше всего. Таким образом, в процессе игры дети учатся различать нравственные понятия и понимать их суть, имеют возможность выразить свою индивидуальность. "Я люблю его..."  Участники игры должны дополнить фразу, называя определения, начинающиеся с каждой последующей буквы алфавита. Например: первый участник начинает фразой: "Я люблю его (ее), потому что он аккуратный". Следующий продолжает: "Я люблю его (ее), потому что он бесподобный". Третий игрок предлагает определение на букву "в", например: "Я люблю его (ее), потому что он великолепный" и так далее. Тот, кто не сумеет быстро подобрать нужное слово или допустит ошибку, выбывает из игры. Побеждает последний, оставшийся в игре участник. Варианты определений: А – аккуратный, активный, амбициозный, аристократичный Б – безгрешный, бесподобный, бескорыстный, богатый В – великолепный, великодушный, верный, веселый Г – галантный, гордый, гостеприимный, грустный Д – деловой, дерзкий, добрый, дотошный Е – ершистый, естественный, ехидный Ж – живой, жизнерадостный, жалостливый 3 – забавный, заботливый, загадочный, задумчивый И – игривый, идейный, изящный, искренний К – классный, красивый, кроткий, курчавый 21 Л – ласковый, ловкий, лукавый, любознательный М – мечтательный, милый, модный, молодой Н – напористый, неглупый, нежный, необыкновенный О – обходительный, одаренный, остроумный, открытый П – педантичный, правдивый, прекрасный, приятный Р – радушный, разумный, речистый, робкий С – святой, сильный, скромный, стойкий Т – талантливый, толковый, толстый, томный У – уважительный, улыбчивый, умелый, умный Ф – фанатичный, феноменальный, франтоватый Х – хвастливый, хитрый, храбрый Ц – целомудренный, целеустремленный, цельный, цепкий Ч – честный, чистосердечный, чудаковатый, чудной Ш – широкоплечий, шумный, шустрый Щ – щеголеватый, щедрый, щекастый, щетинистый Э – экзальтированный, экономный, эксцентричный Ю – юный, юркий Я – языкастый, яркий, ясновидящий.

"Интервью с самим собой"
 Ведущий: "Запишите три плохих качества, от которых вам бы хотелось избавиться, или три таких качества, за которые вас ругают и упрекают наиболее часто. Из этих трех качеств выберите одно – самое неприятное для вас качество, например, зависть. Затем попробуйте поговорить с "завистью" или возьмите у нее интервью". Можно предложить детям вопросы для интервью: Почему ты поселилась во мне? Какие цели ты преследуешь?  Нравишься ли ты себе? Почему? Не хотела бы ты измениться? Как ты думаешь, я тобою очень дорожу? Предложите детям написать на листе бумаги качество, которое они выбрали, и положить его в определенное место (например: в спичечный коробок или конверт) так, чтобы это качество всегда можно было вытащить и "поговорить" с ним, как только оно появляется. Дети могут записывать свои разговоры. Через неделю спросите детей, что изменилось в них после подобного задания, считают ли они это задание нужным для работы над собой.

"Шкатулка качеств"
Заранее приготовьте листочки с написанными на них разными качества- ми. Затем, свернув листочки в трубочку, положите их в шкатулку. Попросите детей поочередно подходить к столу и вытягивать листочки. Затем, когда все листочки будут разобраны, попросите детей закрыть глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумать, есть ли у них это качество, хотели бы они его иметь, что бы изменилось в их жизни, благодаря этому качеству. Если у детей возникнут сложности с тем или иным качеством, можно разрешить им выбрать другой листочек или поменяться друг с другом. Включите спокойную музыку. После того, как дети откроют глаза, по- просите их нарисовать то, о чем они думали. Затем обсудите с детьми рисунки и записи. Это задание время от времени можно повторять.

"Я голосую за тебя" 
Участники, объединившись в пары, составляют список основных досто-инств своего партнера, имея в виду, что он выдвигается в мэры города. На первом этапе работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине. Затем участники зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое мнение к услышанной информации (3 – 4 мин). Игра помогает участникам увидеть и подчеркнуть достоинства партнера, научить открыто высказывать свое мнение о людях, совершенствовать диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
 
Приложение 4
«Кис-Брысь-Мяу»
Главный участник игры садится на стул спиной к другим участником, которые тоже садятся на стулья лицом к нему. Ведущие объясняет правила игры: при слове «Брысь», участники меняется местами, при слове «Кис» ведущий указывает на того участника, который должен сказать «Мяу». Главный участник должен отгадать имя того, кто это сказал. Если главный участник отгадал имя говорящего, то они меняются ролями, если нет, отгадывает дальше.

«Прикосновение»
         Главный участник игры садится на стул спиной к другим участником, которые тоже садятся на стулья лицом к нему. Ведущие объясняет правила игры: когда ведущий указывает на какого-нибудь участника, тот подходит к главному участнику и дотрагивается до его спины, далее он садится на свое место. Если главный участник отгадал имя того, кто к нему прикоснулся, то они меняются ролями, если нет, отгадывает дальше.
 
«Узнай меня по ладоням»
         Ведущий предлагает участникам игры запомнить руки всех участников, можно подходить потрогать, запомнить на ощупь, ощущения. Затем ведущий выбирает главного участника, завязывает ему глаза и подводит к какому-нибудь участнику игры, и дает ему его руку. Если главный участник отгадал имя того, кому принадлежит рука, то они меняются ролями, если нет, отгадывает дальше.
 
«Найди предмет»
         Ведущий объясняет правила игры: все участники игры встают в плотный круг, а тот, кого он выбрал, встает в середине, все участники должны незаметно от того, кто в кругу, передавать по кругу предмет, главный участник должен заметить, у кого находится предмет. Ведущий говорит закрыть глаза тому, кто стоит в середине, дает кому-нибудь предмет и начинается игра, если тот, кто в середине находит предмет у того, у кого он оказался, то встает на его место.
 
Приложение 5
«Цирк бабочек»
Действие картины разворачивается во времена Великой депрессии. Мендес — директор цирка «Бабочка» и вместе с группой он приезжает в Южную Каролину. Здесь он посещает местную ярмарку, где встречает несчастного молодого человека Уилла, с рождения, не имеющего рук и ног и вынужденного выставлять себя напоказ. После встречи с МендесомУилл решает вступить в его группу и прячется в одной из машин цирка «Бабочка». Мендес и циркачи тепло приветствуют юношу. Уилл узнаёт печальные истории членов труппы и то, как Мендес вернул им любовь к жизни. В один день Уилл случайно выясняет, что может плавать и решает выполнить на сцене сложный трюк: подняться под купол, а затем спрыгнуть в небольшой бассейн с водой. Он счастлив тому, что смог обрести веру в себя.

«По контуру лица»
Дима приговорён к высшей мере наказания. Приставы наносят на его лицо татуировку, с которой он должен проходить один год. После этого все люди отказываются общаться с ним, замечать его. Не общаются с Димой даже лучшие друзья. Заговорили с ним только слепой бомж и девушка, которую он спас в тёмном переулке, но даже они, узнав о татуировке, отказываются от общения. Через год приставы снимают татуировку. Дмитрий идёт по улице и видит ту самую девушку, которую он спас, с татуировкой на лице.
Фильм раскрывает тему сохранения человечности и сострадания отдельного человека в роботизированном мире, подчинённом единому страху — страху пойти против этого самого мира.

«Внешность – не главное»
Трогательный ролик о том, что не стоит переоценивать важность внешности человека.
 
«О птичках»
На провод телеграфной линии садится стайка птичек. Вскоре они начинают перебранку. Этот поток негатива прерывает чей-то возглас: притихшие товарки видят нескладную большую птицу, сидящую на ближайшем столбе. Незнакомая глупышка дружелюбно приветствует их, однако те не настроены к общению и высмеивают её забавно торчащие перья. Птица не обижается и вновь пристаёт к стае, но птички не отвечают на подлизывание, а, наоборот, перемещаются по проводу подальше от столба, судача и подозрительно косясь на одинокую чудачку. Та не оставляет инициативу подружиться и, взлетев, садится в середину стаи, заставляя своим весом провод сильно натянуться. Птички не могут удержаться и сползают вплотную к ней в две тесные кучки; птице это нравится, но стая сильно раздражена. Ближайшие птицы с досады клюют её в бока, и та, вскрикнув, повисает на проводе вниз головой. Клюнувшие сползают вместе со всеми ещё ниже и после секундной паузы находят новый выход для отрицательных эмоций, начиная энергично клевать пальцы висящей птицы. Сочтя это забавным, остальные начинают с энтузиазмом поддерживать их. Впрочем, постепенно все, кроме увлечённо клюющей парочки, понимают, чем грозит им падение тяжёлой птицы с натянутого как тетива провода, но вошедших в раж товарок удаётся остановить слишком поздно: чудачка у самой земли соскальзывает вниз, и всю стаю, подобно стреле из лука, уносит ввысь. В конце концов, все птицы, и большие и маленькие, оказываются на земле. Большая птица в порядке, тогда как маленькие птицы потеряли свои перья.

«Зависть»
Это мультфильм о добре, и что бывает, когда всем завидуешь.

«Не трать жизнь попусту»
"Stork" - это история о птице, у которой работа трудная, но очень и очень нужная для всего человечества. Клейнман и BBDO показали, как тяжело пришлось аисту, когда он нес малыша его родителям. А малыш вырос и стал обычным клерком, не приносящим пользы ни себе, ни кому бы то ни было. 
Тэглайн спота: "Вы раскрываете свой потенциал?"
 
Библиографический список
1. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков/ http://pspu.ru/upload/pages/8186/Problemy_duchovno-nravstvennogo_vospitanija.PDF 
2. Духовно-нравственное воспитание подростков в современном мире/ http://sociosphera.com/publication/conference/2012/139/duhovnonravstvennoe_vospitanie_podrostkov_v_sovremennom_mire/
3. Инновационные технологии в социально - нравственном воспитании подростков в внеучебной деятельности/ http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/19/innovatsionnye-tekhnologii-v-sotsialno-nravstvennom
4. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков/ http://festival.1september.ru/articles/210932/
5. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков/ http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288






Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.