Работа над фортепианной техникой на примере этюдов К.Черни под редакцией Г. Гермера

Автор: Бабаян Н.Х.
Карл Черни   -  выдающийся фортепианный педагог, из школы которого вышли такие музыканты – виртуозы, как Ф.Лист, А.Зилоти, А.Есипова. К.Черни принадлежат более тысячи произведений в различных жанрах, среди них симфонии, сонаты, трио, квартеты. Но поистине непревзойдёнными являются его заслуги в создании этюдов и упражнений. Создавая их, Черни стремился к максимально ясной постановке технической задачи, исключая все, что могло затронуть её выполнения. Этюды его исключительно целенаправленные, они призваны помочь в овладении безотказной пианистической техникой.
Этюды Черни – это развитие и укрепление технической базы: большей подвижности, длительной выдержки. Этюды нуждаются в индивидуальной трактовке. Без участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Этюды – незаменимый материал для развития музыкального мышления, воспитание самостоятельности учащихся. Некоторые этюды являются самостоятельным художественным произведением.
Систематической работе  над этюдами необходимо уделять внимание с первых лет обучения на фортепиано. С самых первых шагов музыканты начинают постигать азы фортепианной техники на этюдах К.Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером.
В этих этюдах, отражаются важнейшие виды фортепианной техники. В каждом из них есть свои конкретные трудности, хотя они невелики по размерам и просты по изложению. В работе с начинающими на основе маленьких этюдов К.Черни под редакцией Г. Гермера, можно дать понятия о гармонической структуре музыкального произведения, о его формах, строении фраз и членением на мотивы.
На материале этих этюдов можно построить работу над аппаратом и  с учениками старших классов, усложняя при этом звуковые задачи.
Сборник этюдов Черни под редакцией Г.Гермера - это классический порядок: постепенно усложняющиеся «технические формулы», музыкальная форма, тональный и гармонический планы.
 В этих этюдах – пьесах Черни мастерски обобщил все основные виды техники:
Техника арпеджио
Черни разрабатывает ее в самых различных вариантах – это длинные, короткие, ломаные арпеджио, арпеджио чередующимися руками, встречается сочетание арпеджио с каким-либо другим видом техники. Без владения техникой арпеджио невозможно исполнение сонат, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Именно она помогает раскрепостить пианистический аппарат, способствует развитию самостоятельности, независимости, крепости пальцев, гибкости, эластичности локтевого и кистевого суставов, выработке плавного, свободного дыхания, ощущения естественного удобного движения. Исполнение арпеджио имеет свои характерные особенности, связанные с большей широтой охвата клавиатуры. Движения рук становятся гораздо разнообразнее. Хорошее исполнение арпеджио требует плавных, гибких переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя, необходимой ловкостью рук при смене позиций. Важное место в работе над арпеджио должно отводится организации движений первого пальца.  
Терцовая техника
Терции представляют для учащихся сложность, заключенную в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Это сложный вид пианистической техники, полезен в развитии активности, самостоятельности пальцев, раскрепощенности ладонных мышц. Терции позволяют почувствовать большой контакт с инструментом, способствует внутреннему ощущению удобства всего аппарата пианиста, гибкости ведения терцовой линии. Яркость артикуляции мелодической линии терции зависит от активных пальцев, работающих от запястья. Необходимо делать «микровздохи», сбрасывая накопившуюся усталость, зажатость в кисти, пальцах и локтях. Двойные ноты, как и терции, должны исполнятся легато, желательно поиграть каждый голос отдельно, сохраняя аппликатуру двойных нот. Следует не забывать о роли аккомпанемента.
 Октавная техника
Октавы способствуют укреплению пианистического аппарата учащихся, открывают доступ к сложным октавным построениям в произведениях Бетховена, Листа, Рахманинова. Октавы развивают гибкость руки, четкость и активность пятого и четвертого пальцев, точность и ловкость большого пальца. При разучивании октавных этюдов наиболее целесообразно, не меняя текста, играть этюд различными способами звукоизвлечения, применяя различные приемы исполнения октав, а затем использовать ритмические варианты. А.Б. Гольденвейзер рекомендует учить октавные этюды, играя только нижний голос октавы первым пальцем правой руки (в левой руке – верхний голос). Остальные пальцы должны быть собраны и слегка прижаты к ладони (разумеется, без всякого напряжения пальцев и кисти.)
Репетиции
Обязательное условие репетиций – собранная форма ладони. Репетиции следует вырабатывать в разных темпах – от медленного до быстрого. Медленный темп необходим для оттачивания пальцевого удара. Чем скорее темп репетиций, тем ближе к клавишам должны быть пальцы, при этом движении размах уменьшается и заменяется скольжением концов пальцев под ладонь, используя для отдыха подъём и опускание кисти (вверх, вниз), что способствует освобождению руки.
    Этюды, выбранные для каждого ученика, должны быть лаконичные, легко запоминающимися, разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям. Надо стараться доводить их исполнение до законченности в подвижном темпе. Этюды Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того, насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация – пальцевую ровность. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся.
Можно выделить четыре способа движений: 
· пальцами (всегда);
·   кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;
·   локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;
·   плечом – для аккордов.
         Этюды К. Черни под редакцией Г. Гермера   рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося. Рекомендуется играть этюд наизусть (фрагменты или каждой рукой отдельно); свободное владение текстом позволит лучше контролировать разного рода технические действия. После выучивания наизусть, полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях. Очень важно значение аккомпанемента, это основа ритмического и гармонического строения этюдов. Партии аккомпанемента имеют огромное значение для реализации художественного замысла произведения. Именно на этом этапе работы над техническим произведением с помощью педагога подбираются необходимые приемы звукоизвлечения, распределяются мышечные усилия, по-возможности, устраняющие непроизводительную затрату нервной и мышечной энергии, анализируется аппликатура. («Заучивайте аппликатуру, как таблицу умножения» Натан Перельман.
Основные этапы  работы над этюдами: 
·  Разбор текста и аппликатуры
·   Анализ фактуры этюда и технически трудных мест
·   Нахождение технических формул 
·   Приспособление рук к исполнению, нахождение позиций рук 
·  Работа над отдельными пассажами, фразами, разделами
·   Объединение мелких частей в более крупные построения и целый этюд
·   Постепенное увеличение темпа
·   Ученик должен исполнить этюд с первого раза в законченном виде, без  помарок и замечаний
Работа над этюдами не должна ограничиваться выполнением нотного текста и технически чистой игрой в быстром темпе. Не следует рассматривать этюды как инструктивный материал. Преподаватель не должен сводить работу над этюдами к формальной проработке технических трудностей. Подобное отношение некоторых педагогов мешает учащимся увидеть за внешней виртуозной фактурой музыкальное содержание этюдов. Кроме этого, этюды Черни являются ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Именно поэтому невозможно переоценить значение исполнения этюдов Черни на протяжении всего обучения в музыкальной школе. Изучение и исполнение этюдов К. Черни является неотъемлемой частью процесса обучения юных пианистов, начиная с начального периода обучения в ДМШ до завершающего.
 
Список используемой литературы 
1.  Гольденвейзер А. Мастер советской пианистической школы. Сборник статей. /М., 1966.
2.  Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. /М., 1961
3.  Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка» 1987
4.  Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М., 1979
5. Терентьева Н. «Карл Черни и его этюды» /Санкт-Петербург «Композитор» – 1999 .С.
6. Ф. Бузони «О пианистическом мастерстве», М., 1962 г.
7.  Ш. Ганон «Пианист-виртуоз», Будапешт, 1964 г.
8.  С. Савшинский «Работа пианиста над техникой», Л., 1968 г.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.