Проект «Весёлые буквы»

Автор: Гончарова Елена Анатольевна
Тип проекта: познавательно-речевой
По продолжительности: краткосрочный
По количеству участников: групповой
Участники: дети, учитель-логопед
Проблема: В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. Дошкольники плохо запоминают зрительный образ букв, часто путают похожие элементы. Поэтому проблемами дисграфии и дислексии необходимо заниматься до поступления в школу. Как сделать процесс изучения букв родного языка интересным?
Актуальность проекта:
Ребенок идет в школу и, чтобы он не встречался с неудачами на этапе изучения букв русского алфавита, помочь ему в игровой форме закрепить полученные в дошкольном учреждении знания.

Цель проекта: 
  -Стимулировать  интерес у детей к изучению букв родного языка, к процессу чтения.
 -овладение элементами грамоты;
-Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова.
 Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель – логопед и родители». 
Задачи:
1. Развивать у детей познавательную и речевую активность.
2. Закреплять умение сопоставлять печатные буквы с графическим образом.
3. Развивать у детей умение создавать модели букв из нетрадиционных материалов.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативность у детей в процессе совместной деятельности.
5.Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
6.Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
7.Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
8.Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
9.Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
10.Развитие мелкой и общей моторики у детей


Этапы:
1.Организационный.
Рассматривание написанных, нарисованных букв – сопоставление печатной буквы с графическим образом.
2.Основной.
Штриховка, прописывание букв. Конструирование букв из нетрадиционных материалов. Рисование букв цветными карандашами, цветными мелками на асфальте, рассказывание о нарисованном. Развитие общей моторики - пантомима «Живая буква».
3.Заключительный.
Обобщение  результатов   работы
 Организация выставки рисунков, поделок «Весёлые буквы».
Ожидаемые результаты:
-Закрепление знания букв русского алфавита.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
-Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Пути реализации:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Физическое развитие
Этапы проекта:
1. Организационный этап.
Подготовка материалов:
-Подбор наглядных и дидактических материалов;
- Подготовка подвижных игр;
- Подбор произведений, стихов по теме;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
-Определение целей и задач проектной деятельности.
-Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта

-Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми
Составление плана основного этапа.
2 этап - основной

-Проведение мероприятий по реализации проекта
-Проведение занятий по обучению грамоте.
-Совместная деятельность с детьми.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Конкурсы «Сделай букву сам»,
Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

3 этап - итоговый

-Организация выставки «моя любимая буква»
-Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
-Подготовка отчета о проделанной работе


Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Учитель-логопед: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Учитель – логопед: проведение занятий с детьми, консультирование родителей
Дети: участвуют в занятиях, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Учитель-логопед: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Учитель – логопед: проведение занятий с детьми, консультирование родителей
Дети: участвуют в занятиях, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами
 
На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома, родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также учитель-логопед познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.
 
Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.
В течение оставшегося времени основного этапа (май) - проекта планируется провести:
    • Конкурс на лучшую букву «моя любимая буква» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
    • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
    • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
    • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.
Родители:
    • повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.