Родительский клуб: Семинар-практикум для родителей «Кризис трёх лет. Понять и пережить»

Автор: Яцына Надежда Викторовна

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей раннего возраста.

Задачи:
1. Выделить основные симптомы возрастного кризиса трёх лет;
2. Развить психолого-педагогическую компетентность родителей;
3. Актуализировать позицию ответственного родителя.

Вступительное слово педагога-психолога.
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас всех видеть,спасибо, что нашли время для нашей встречи. Нет никаких сомнений в том, что вы очень любите своих детей и желаете им добра. Иногда возникают проблемы в воспитании детей. Проблемы, как это известно, всегда легче решать вместе.Сегодня мы собрались с вами,чтобы обсудить важную проблему маленького ребенка – кризис 3-х лет. Но дляначала в качестве разминки, хочу предложить вам игру –знакомство.

Игра – знакомство.
Меня зовут Надежда Викторовна, я педагог-психолог нашего детского сада, мама доченьки и сыночка. А теперь давайтепознакомимся с вами. Вам нужно будет назвать свое имя, сообщить, чья вы мамаи продолжить фразу: «Наша семья … (какая)». (Родители по очереди, передавая мячик, выполняют задание и знакомятся друг с другом).
Кажется, совсем недавно ваш ребенок был совсем маленький, беспомощный,но время летит быстро. И теперь ваш малыш умеет многое: он ходит,говорит, играет, задает вопросы, фантазирует, борется за своюсамостоятельность. Скажите, возникало ли у вас такое чувство, что вашегочудного, послушного малыша будто подменили, а подсунули вам вредное, своенравное,упрямое капризное существо, которое вдруг отказывается от того, что ему всегдаочень нравилось, все делает всем назло, иногда даже в ущерб своим интересам,не слушается, обижается, когда пресекают его шалости... (Ответы родителей).

Упражнение «Капризы моего ребенка».
Цель: настрой на общую работу.
Инструкция. «Сейчас, передавая этот мячик, каждый из вас продолжит фразу: «Капризы моего ребенка вызывают у меня….»
(Родители по очереди, передавая мячик, высказываются).

Младший возраст – это важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. 

Игра «Наш малыш».
Цель: мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши один раз».
Наш малыш стал очень любопытным.
Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
Наш малыш отказывается спать в привычное время.
Наш малыш капризничает во время еды.
Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Наш малыш любит с нами играть.

Как вы уже, наверное, поняли – это описание ребенка трехлетнего возраста. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
•    ранимость центральной нервной системы;
•    повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
•    подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет.
Как правило, фаза эта заканчивается к 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте, тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на период: 2,5-3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 20 раз!
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Мини-лекция.
В чем же проявляется кризис? Кризис 3-х лет называют «семизвездиемсимптомов».
1 симптом - ярко выраженный негативизм – это такие проявленияребенка, когда он не хочет что - либо делать только потому, что предложил кто-то из взрослых. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнятьпросьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушными покладистым.
Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.
2 симптом - упрямство - это такая реакция ребенка, когда он добиваетсясвоего только потому, что он этого захотел. Он противоречит и делает наперекор потому, что не хочет отступать от своего слова и не хочет менять своихрешений.
3 симптом – строптивость – это капризы по любому поводу, постоянноенедовольство всем, что предлагает взрослый. Безлична и не направлена противчеловека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против техправил, которые были в его жизни до 3 лет.
4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Остальные три симптома встречаются реже:
5 симптом - бунт против окружающих - ребенок ссорится со всеми, ведетсебя агрессивно. Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенокнаходится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте сними». Выливается в частые ссоры с родителями.
6 симптом - обесценивание ребенком личности близких – ребенокперестает ценить то, что ценил раньше, к этому относятся люди, вещи и дажесобственные переживания.
7 симптом – деспотизм - ребенок изо всех сил пытается проявить властьнад окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было враннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколькодетей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требованиипостоянного внимания к себе.
Давайте подытожим, в чем суть кризиса:
С одной стороны ребенок хочет признания своей самостоятельности инезависимости, а с другой – к такой форме поведения он еще не готов. Любойкризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
- Исходя из выше сказанного, возникает вопрос: Что делать? Как вести себяс ребенком?

Игра «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу».
Для этой игры нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка.
Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мывспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мыговорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять своичувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» областьсердца).
Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги).
Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать,мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки).
Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи!(завязываем рот). 
Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему -Не слушай! (завязываем уши). 
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как выдумаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»
Обсуждение. Во время обсуждения добиться единства мнений, что сначаларазвязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка,нельзя принимать решение за него.
Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя- «ребенка» позволяет другим участникам понять, осознать и сопереживать весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует».
На листочках, которые разделены на две части записать: в левую колонку – всё, что огорчает в ребёнке, в правую – всё, что радует. На выполнение упражнения дается 5 мин. Затем педагог записывает на доске все факты, огорчающие родителей. Таким образом, определяется, что почти всё, что родителей огорчает, является временным проявлением возрастного кризиса. 

Упражнение: «Обратная фраза».
Часто родители употребляют такие фразы:
Пошли скорее, сколько тебя ждать
Ешь быстрее, иначе не получишь десерт
Убери за собой
Не мешай
Не капризничай, любимая футболка на стирке. Надевай ту. Которая есть
Ляжешь ты, наконец спать
Ты по попе захотел
Чтобы я никаких «не хочу» не слышала
Сколько раз повторять
Ты руки помыл?

Но эти фразы не желательны, если ваш ребенок переживает кризис 3х лет. Давайте придумаем альтернативу
На старт, внимание …..марш, Побежали!
После того, как исчезнет это маленькая котлетка, к тебе прилетит что – то вкусное
Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на своем столе
Иди, поиграй немного сам, а когда я освобожусь мы устроим с тобой мини – праздник
Смотри-ка а вот родственница твоей любимой футболки, давай ее наденем?
Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?
Интересно кому это я сейчас уши покусаю?
Ой, смотри, капризка прибежала. Лови, лови её быстрее, пока она нам настроение не испортила.
Раз – два –три передаю секретную информацию….повторите, как слышали?
Спорим, что с твоих рук потечет черная вода?

Таким образом, в основе кризиса 3х лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода.

Главное, помните, что ваш ребенок просто хочет сказать вам следующее:
«Хочу знать, что можно и нельзя»
«Хочу знать свои обязанности»
«Хочу, чтобы меня хвалили!»

Первая рекомендация: успокойтесь
Еще одна рекомендация – не смотрите на кризис, как на что-то плохое. Ведь кризис - это показатель того, что ваш ребенок развивается.
Не переживайте сильно по поводу истерик ребенка, это нормальная реакция, все должны через нее пройти.

Игра «Какой он – мой ребёнок».
(звучит песня «Берегите своих детей» в исполнении Ия)
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса трёх лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Успехов вам в воспитании детей!

«Пожелания».
А закончить нашу встречу мне бы хотелось пожеланием, но не кому-то, асамому себе. Передавая по кругу это предмет закончите фразу: «Желаю себе…..»
В заключение нашей встречи хочется всем вам вручить небольшие памятки
с рекомендациями, которые помогут Вам и вашему ребенку пережить кризис 3-х лет.

Спасибо за внимание!


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.