Создание компьютерных презентаций, как одна из инновационных форм развития творческого потенциала учащихся в рамках предмета «Музыкальная литература»
Автор: Ворсина Татьяна Владимировна
Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека
Л.С. Выготский
Как известно, одним из направлений развития современного музыкального образования является применение информационно-компьютерных технологий. Плюсы использования ИКТ на уроках теоретического цикла в музыкальной школе очевидны. При помощи них можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Визуальным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также, контрольный урок, вопросы, тесты и т.д. Разнообразные компьютерные технологии являются открытой учебно-развивающей средой и для учащихся, и для преподавателей. Более того, компьютерные технологии по-новому обеспечивают процессы коммуникации в обучении музыкантов. Необходимо отметить значение информационных технологий для эстетического развития и художественного образования детей и подростков.
Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения.
В литературе, посвященной проблемам современного образования, часто встречается понятие «медиаобразование», обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов, и компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях «медиа».
Компьютерная презентация – это эффективный метод представления материала и его изучения на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ.
Цель моей работы – показать, что создание и применение компьютерных презентаций и преподавателем, и учениками - это одна из важных инновационных форм развития творческого потенциала детей.
Тем самым, я хочу подтвердить и показать целесообразность применения компьютерных технологий на занятиях по «Музыкальной литературе» и «Слушанию музыки».
Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником вовлеченности в учебу у детей, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.
Представление учебного материала в виде презентаций включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной, ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это и эмоциональный тонус, и погруженность в материал и т.д. Это позволяет значительно повысить уровень участия детей в процессе обучения.
Говоря языком науки, уроки, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – «принцип фасцинации», т.е принцип привлекательности.
Необходимо сказать и о том, что применение информационных технологий не только обогащают урок музыки, а также расширяют методические возможности преподавателя. Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
- применять на уроках текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;
- обогащать методические возможности урока, тем самым придавая ему современный уровень;
- помогать активизации творческого потенциала учащихся;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Существуют несколько видов ИКТ, которые могут быть применены на уроках:
- звуковая и (или) нотная хрестоматии: звучание музыкального произведения, на которое накладывается видео нотного сопровождения. Такой тип хрестоматии позволяет успешно анализировать нотный текст. Например, Вариации Л.Бетховена как пример, показывающий тип классических (фактурных) вариации.
- изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, биографических сведений о композиторах и т.д.). Это - презентации о жизни и творчестве композиторов; о строении симфонического оркестра; презентации о музыкальных жанрах и формах ( соната, симфония, период, рондо, вариации) и т.д.
- видеохрестоматия (видеозаписи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов). Пример - фрагменты оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, фильмы «Петя и волк» С.С. Прокофьева и др.;
- мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала). Пример - Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
Стоит отметить, что применение информационных технологий на уроках теоретических дисциплин помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей.
В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется исследовательской работе учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.
Учащиеся моего класса участвуют в научно-практических конференциях («Храни огонь родного очага!»), в различных теоретических конкурсах и олимпиадах. («Классика и современность», «Юный музыковед», «Юный искусствовед», «Диалог культур, диалог искусств», «Композиторы ХХ в.- детям!», «Музыкальный эрудит», «Музыкальный кругозор», «Музыка - душа моя!», «Музыка глазами детей») и др. Для представления докладов и сообщений мои ученики активно пользуются презентациями, созданными в программах PowerPoint, LibreOffice Impress и др.
Стоит отметить, что ребята с большим удовольствием разрабатывают собственные презентации о творчестве изучаемых композиторов, об истории музыки, о музыкальных жанрах и т.д.
В современной школе данный вид работ носит название «метод проектов», он помогает:
- развивать интерес к предмету, познавательные навыки учащихся;
- развивать умения оперировать своими знаниями;
- развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развивать критическое и творческое мышление;
- приобретать исследовательский опыт;
- развивать умение творчески оформлять свои работы;
- развивать навыки разъяснять и защищать проект перед аудиторией;
- развивать умение работать самостоятельно, в группах и коллективно.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Проект, как правило, имеет следующую структуру: проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты.
Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности происходит и на групповом уроке и в индивидуальной форме работы. Такие занятия для учащихся – это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя и исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Стоит сказать о том, что создавая презентацию по музыкальной литературе, ученик демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Многие ребята при работе проявили хороший вкус, нашли оригинальные способы при подаче и оформлении материала, демонстрировали хорошее владение ИКТ.
Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью проекта учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.
Приведу пример нескольких успешных проектов своих учеников: «Форель Ф.Шуберта», «Славься Отечество наше свободное!», «Музыка Древней Индии», «Из истории фортепиано», «Золотой век» Д.Д.Шостаковича и многие другие.
Исходя из опыта внедрения современных технологий, необходимо сделать выводы, что применение на уроках музыкально-теоретического цикла компьютерных презентаций позволяет достичь таких целей как:
сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
В современном образовании главной задачей является формирование и воспитание зрелой личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Именно применение современных компьютерных технологий на занятиях по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» помогает достичь данных целей.
Список используемой литературы:
1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
2. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007
3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
4. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
5. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007
6. Титова С.С. музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар.научн.конф.- Уфа: Лето, 2012.
1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
2. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007
3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
4. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
5. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007
6. Титова С.С. музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар.научн.конф.- Уфа: Лето, 2012.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.