Создание компьютерных презентаций, как одна из инновационных форм развития творческого потенциала учащихся в рамках предмета «Музыкальная литература»

Автор: Ворсина Татьяна Владимировна 

Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением 
творческому процессу человека  
                  Л.С. Выготский


   Как известно, одним из направлений развития современного музыкального образования является применение информационно-компьютерных технологий.  Плюсы использования  ИКТ на уроках теоретического цикла в музыкальной школе очевидны. При помощи них можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Визуальным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также, контрольный урок, вопросы, тесты и т.д. Разнообразные компьютерные технологии являются открытой учебно-развивающей средой и  для учащихся, и для преподавателей. Более того, компьютерные технологии по-новому обеспечивают процессы коммуникации в обучении музыкантов. Необходимо отметить значение информационных технологий для эстетического развития и художественного образования детей и подростков. 

Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. 

В  литературе, посвященной  проблемам современного образования,  часто встречается  понятие «медиаобразование», обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов, и  компьютерной презентации),  а также обучение деятельности в современных технологиях  «медиа». 

Компьютерная презентация – это эффективный метод представления  материала и его изучения на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ. 

Цель моей работы – показать, что  создание и  применение компьютерных презентаций  и преподавателем, и учениками - это одна из важных инновационных форм развития творческого потенциала детей. 

Тем самым, я хочу подтвердить и  показать целесообразность  применения компьютерных технологий на занятиях по   «Музыкальной литературе» и «Слушанию музыки».

 Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником вовлеченности в учебу у детей, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. 

Представление учебного материала в виде презентаций включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной,  ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это и эмоциональный тонус, и погруженность в материал и т.д.   Это  позволяет значительно повысить уровень участия детей в процессе обучения.

  Говоря языком науки, уроки, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – «принцип фасцинации», т.е принцип привлекательности. 

Необходимо сказать и о том, что применение информационных технологий не только обогащают урок музыки, а также расширяют методические возможности преподавателя. Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
  • применять на уроках текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;
  • обогащать методические возможности урока, тем самым придавая  ему современный уровень;
  • помогать активизации творческого потенциала учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Существуют несколько видов  ИКТ,  которые могут быть  применены на уроках:
  • звуковая и (или) нотная хрестоматии:  звучание музыкального произведения, на которое накладывается видео нотного сопровождения. Такой тип хрестоматии позволяет  успешно анализировать нотный текст. Например, Вариации Л.Бетховена как пример, показывающий тип классических (фактурных) вариации. 
  • изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, биографических сведений о композиторах и т.д.). Это - презентации о жизни и творчестве композиторов;  о строении симфонического оркестра; презентации о музыкальных жанрах и формах  ( соната, симфония, период, рондо, вариации) и т.д. 
  • видеохрестоматия  (видеозаписи фрагментов  концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов).  Пример - фрагменты оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, фильмы «Петя и волк» С.С. Прокофьева и др.;
  •  мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного,  иллюстративного и видео материала). Пример - Кантата «Александр  Невский» С.С.Прокофьева.

Стоит отметить, что применение информационных технологий на уроках теоретических дисциплин помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. 

В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется исследовательской работе учащихся.
     Научно-исследовательская деятельность учащихся  является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

Учащиеся моего класса  участвуют в научно-практических конференциях («Храни огонь родного очага!»),  в различных теоретических конкурсах и олимпиадах. («Классика и современность», «Юный музыковед», «Юный искусствовед»,  «Диалог культур, диалог искусств», «Композиторы ХХ в.- детям!», «Музыкальный эрудит», «Музыкальный кругозор», «Музыка - душа моя!»,  «Музыка глазами детей») и др. Для представления   докладов и  сообщений мои ученики активно пользуются презентациями, созданными в программах PowerPoint, LibreOffice Impress и др.

Стоит отметить, что ребята с большим удовольствием разрабатывают  собственные презентации о творчестве изучаемых композиторов, об истории музыки, о музыкальных жанрах и т.д.  

В современной школе данный вид работ носит название «метод проектов», он  помогает:
  • развивать интерес к предмету, познавательные навыки учащихся;
  • развивать умения оперировать  своими знаниями;
  • развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • развивать критическое и творческое мышление;
  • приобретать исследовательский опыт;
  • развивать умение творчески оформлять свои работы;
  • развивать навыки разъяснять и защищать проект перед аудиторией;
  • развивать умение работать самостоятельно, в группах и коллективно.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.  Проект, как правило, имеет следующую структуру: проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты.  

 Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности происходит и на  групповом уроке и в индивидуальной форме работы. Такие занятия для учащихся – это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя и исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Стоит сказать о том, что создавая презентацию по музыкальной литературе,  ученик демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Многие ребята при работе проявили хороший вкус, нашли оригинальные способы при подаче и оформлении материала, демонстрировали хорошее владение ИКТ. 

Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью проекта учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

 Приведу пример  нескольких   успешных  проектов своих учеников: «Форель Ф.Шуберта», «Славься Отечество наше свободное!», «Музыка Древней Индии», «Из истории фортепиано», «Золотой век» Д.Д.Шостаковича и многие другие.

Исходя из опыта внедрения современных технологий,  необходимо сделать выводы, что применение на уроках музыкально-теоретического цикла компьютерных презентаций позволяет достичь таких целей как:
сделать процесс обучения более ярким интересным  и увлекательным;
 эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
 организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся. 
 
     В современном образовании главной задачей является формирование   и воспитание зрелой  личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Именно  применение современных компьютерных технологий на занятиях по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки»  помогает достичь данных целей.

 
Список используемой литературы:

1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
2. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007
3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
4. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
5. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007
6. Титова С.С. музыкальная литература в  ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар.научн.конф.- Уфа: Лето, 2012.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.