Авторский проект "Школа для родителей"

Автор: Михайлова Наталья Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Паспорт педагогического проекта
  2. Пояснительная записка
  3. Цель и задачи проекта
  4. Содержание работы по проекту
  5. Заключение
  6. Литература
  7. Приложение к проекту
 
I. ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Школа для родителей»
 
 
Структура
 
Содержание
 
Тема«Школа для родителей»
 
Адресация проектаПроект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования  с родителями учащихся ДШИ
Проект разработанпреподавателем Высшей категории по классу   гитары    
Михайловой Н.М.
Участники проектаПедагог дополнительного образования, родители, дети
Возраст участников Родители: 25 – 50 лет; дети: 6 – 17 лет
 
Особенности проекта
 
По характеру создаваемого продукта:
- творческий,
- практико-ориентированный
По количеству создателей проекта:
- личный
По количеству участников, вовлеченных в проект:
- групповой
По продолжительности:
- 3-х летний
По профилю знаний:
- межпредметный проект
По уровню контактов и масштабам организации:
- на уровне образовательного учреждения
Цель проекта1) Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.
2) Создание системы сотрудничества школы с семьей.
3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
4) Повышение имиджа ДШИ и класса педагога.
Задачи проекта1) Работа по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни;
2) Побуждение родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;
 3) Организация социально-психологического обучения родителей;
4)Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (творчество) через   прямое информирование, интернет и СМИ;
5) вовлечение в школьную деятельность родителей и детей;
6) Повышение престижа здорового образа жизни;
 7) Появление материала готового к внедрению и использованию в школах.
 
 
 
 
Предполагаемые результаты и продукты проекта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предполагаемые результаты и продукты проекта
 
Результат деятельности педагогов
- Систематизация работы по использованию разнообразных техник в деятельности с учащимися и их родителями.
- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления     индивидуально-личностного подхода к ребенку.
Продукты  деятельности педагогов:
  • План работы по проекту
  • Сценарий проведения родительских собраний
  • Фотоальбом 
  • Игры-задания на выявление и развитие творческого мышления учащихся.
  • Игры-эксперименты на развитие  активности родителей.
  • Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования 
Результат деятельности детей
- Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылокдля творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.
- Совершенствование умений и навыков детей  в освоении гитары.
- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении.
Продукты деятельности детей:
  • Участие в концертах в д/с, СШ.
  • Выступления на школьном, городских и др. конкурсах.
  • Выступления на концертах для родителей.
Результат деятельности родителей:
- решают оперативные вопросы;
- участвуют в подготовке концертных номеров;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Продукты деятельности родителей:
  • Помощь в планировании работы с учётом занятости детей.
  • Содействие ребёнку в передвижении до места выступления, концертного зала.
  • Помощьв поиске источников дополнительной информации.
  • Помочь  в проведении последнейрепетиции перед выступлением.
  • Снятие волнения детей перед выступлением.
 
 
 
 
 
 
 
Этапы работы над проектом 
 
 
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Направление деятельности: информационно-методическое
- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
Разработка учебно-методического комплекта:
  • Методические рекомендации для родителей
  • Словарь терминов «Педагогическая грамотейка»
Создание материально-технического комплекта:
  • Фонотека 
  • Видеотека
Направление деятельности: мотивационно-целевое
- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.
- Выявление уровня интереса и знаний детей 
Форма организации:
  • Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
  • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
  • Анализ выступлений.
  • Диагностика развития творческих способностей детей.
 
 
 
Этапы работы над проектом 
 
 
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта
Направление деятельности: познавательное
Форма организации:
  • Беседы с детьми.
  • Посещение концертов.
  • Слушание и просмотр музыкальных произведений.
  • Создание проблемных ситуаций.
Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации:
  • Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с звуком, тембром, динамикой, работа в парах,  игры на воображение,  ассоциацию)
 
 
Этапы работы над проектом 
 
 
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.
Направление деятельности: практическое
Форма организации:
  • Работа на уроке.
  • Выступление на концерте.

II.      Пояснительная записка
         В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания.
         Важным звеном в построении работы педагога ДШИявляется взаимодействие с родителями учащегося.
         Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
         Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны не только образовательной школы, но и педагогов ДШИ. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями.  Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: преподаватель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Существуют такие формы взаимодействия педагога и родителей:

Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Переписка.

1. Посещение семьи на дому.
Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом нуждается.
Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

2.Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка (эл. дневник) В работе с родителями переписку использую довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия(отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)

Групповые:
1. Родительский лекторий.
2. Тематические консультации.
3. Родительскийобмен опытом.
В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия Родители помогают  в организации и проведении конкурсов, экскурсий,походов,праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой,со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.
Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничествевместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.

III.    Цель и задачи проекта

Цель проекта:
  1. Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.
  2. Создание системы сотрудничества школы с семьей.
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
  4. Повышение имиджа ДШИ и класса педагога.
Задачи проекта:
  • Работа по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни;
  • ü Побуждение родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;
  • ü Организация социально-психологического обучения родителей;
  • ü Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (творчество) через прямое информирование, интернет и СМИ;
  • ü вовлечение в школьную деятельность родителей и детей;
  • ü Повышение престижа здорового образа жизни;
  • ü Появление материала готового к внедрению и использованию в школах.
IV.    Содержание работы по проекту

Педагогическая ситуация в школе
В результате анализа педагогической деятельности и опроса некоторых родителей выявлены следующие проблемы:
  • Снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
  • Низкая творческая и интеллектуальная активность родителей.
  • Низкий % посещаемости концертов.
  • Ниже среднего педагогический и культурный уровень родителей.
  • недостаточная информатизация внутреннего пространства школы.
Задачи деятельности “Школа + Семья = Успех”:
1) Работа по увеличению интереса родителей к занятиям ребёнка в ДШИ;
2) Побуждение родителей к поддержке творчества детей через участие в школьных мероприятиях;
3) Организация социально-психологического обучения родителей;
4)Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (занятия музыкой) через прямое информирование и интернет;
5) Повышение престижа здорового образа жизни;
 6) Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации;
7) Появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ.
Целевая аудитория:родители, учащиеся.

Статистические данные по реализации проекта
ПоказательВсего
1.Количество людей, задействованных в проекте:50
а)детей15
б)педагогов1
в)Родителей (бабушек, дедушек)25
 
Основные мероприятия:
  1. Обновление структуры родительского собрания в школе.
  2. Разработка примерных тем родительских собраний.
  3. Разработка  лекций для родителей, сценариев мероприятий.
  4. Разработка анкет для родителей.
  5. Презентация о школе и классе.
  6. Конкурс сочинений «Я учусь в ДШИ».
  7. Создание методической копилки психолого-педагогических тем для  просвещения родителей.
Примерный МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
 
Родительские собрания:ЛекцииИТОГ ГОДА
1 раз в полугодие2 раза в учебный год Технология подведения итогов жизни класса.
 

Содержание работыСроки
Разработка нормативно-правовой базы проекта
 Работа с родителями будущих первоклассников.
Август
Подбор материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов.
 Планирование работы проекта “Школа+Семья=Успех” на учебный год.
Август
Родительское собраниеАвгуст
Родительское собрание, анкетирование родителейДекабрь
Школьный конкурс «Созвучие – 2020»Февраль
Открытый академический концертМарт
Конкурс сочинений «Я учусь в ДШИ»Январь
Выход с концертами в дошкольное учреждение.Ноябрь
Подведение итогов.Май
Подготовка отчета по реализации проекта. Планирование дальнейшей работы.Июнь

Описание возможностей организации и квалификации сотрудников проекта
 
№ п/пФ.И.О.Основная должностьДолжность по проекту
1. Михайлова Н.М.ПреподавательОрганизатор; участник разработки проекта; координатор;
 составляет план работы проекта “Школа для родителей» на учебный год
2.  Родители учащихся
 

Ресурсная база организации проекта
  •  Школа оснащена необходимым для этого оборудованием. 
  • Для встреч с родителями есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал. Для родительских собраний большой класс.

“Ожидаемые результаты”
  • установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
  • творческое развитие и образование каждого ребенка;
  • накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
  • удовлетворенность родителей содержанием и результативностью деятельности ребенка в образовательном учреждении;
  • повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
  • появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ.

Конкретные ожидаемые результаты проекта

Рекомендации
ОтветыКакими документами будет подтверждено
Опишите, как выполнение проекта повлияет на реальную ситуацию в школе, что изменится в результате реализации проекта
Будет создан реальный инструмент, адаптированный и готовый к внедрению в образовательный процесс школы, в данный момент такой инструмент отсутствует.
Наличие положительного опыта сотрудничества.
Отчет о проделанной работе.
Докажите соответствие результатов цели, задачам проекта
В результате реализации проекта создается инструмент для достижения поставленной цели.Отчет о проделанной работе.
Какие организации получат пользу от реализации проекта
ДШИ №3Дипломы, грамоты, благодарственные письма школьного и городского уровня.
Назовите конкретные количественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта
Проведение не менее 3 родительских собраний в классе, 2 классных лекций, Проведение анкетирования родителей. Конкурса сочинений.Протоколы родительских собраний.Материалы  лекций.
Пополнение методической копилки школы.
Назовите конкретные качественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта
Получение качественного, продукта, адаптированного к условиям и требования современной школы, путем апробации разработанных материалов в условиях школы.Отчет о проделанной работе.
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в ДШИ, ДМШ. 

Диагностики
  1. Анкетирование родителей
  2. Карта воспитанности учащихся школы.
  3. Анкеты «Детско-родительские отношения», «Стиль воспитанности в семье», «Идеалы детей» и др.

Методы и формы отслеживания результатов
  1. Анкетирование родителей;
  2. Проведение “Дня открытых дверей”, где обобщить опыт работы с родителями;
  3. Участие родителей в совместных школьных проектах;
  4. Подведение итогов, награждение;
  5. Диагностика, социометрия (начальная, промежуточная, итоговая);
  6. Выявление итогов исследовательской работы: деятельность по отслеживанию творческих достижений детей; диагностика и выявление одаренных воспитанников – пополнение портфолио учащихся школы;
  7. Подведение итогов и награждение лучшей творческой семьи;
  8. Организация фотовыставки “Я и моя семья”;
  9. Представление информации о результатах работы по проекту на совещаниях МО.
Предлагаемые критерии оценки эффективности проекта

Количество:
  • привлеченных детей;
  • привлеченных родителей;
  • распространенных объявлений, листовок, открыток, буклетов, презентаций;
  • выступлений детских коллективов перед жителями микрорайона, родителями, воспитанниками д\сада;
  • часов для исследования и обработки
  • заседаний родительской общественности.
Качество:
  • повышение информированности детей, родителей и жителей микрорайона о работе школы;
  • Эстетическое, патриотическое и краеведческое воспитание детей;
  • Повышение имиджа школы; приобретение опыта работы с жителями микрорайона;
  • Повышение уровня воспитанности учащихся школы;
  • Налаживание партнерских отношений между образовательными учреждениями;
  • Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в школах;
  • Повышение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
VЗаключение

Итак, что же даёт работа над проектом?
  1. Формирование навыков сотрудничества.
  2. Формирование принципов повседневной жизни.
  3. Просвещение в отдельных вопросах.
  4. Формирование навыков совместной  работы педагога – ученика – родителей.
         Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
         Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Литература
  1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
  2. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).
  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.