Методическое сообщение на тему: «Развитие навыков чтения нот с листа на уроках фортепиано»

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна

Проблема чтения нот с листа  одна из интересных проблем музыкальной педагогики сегодняшнего дня, так как сформированный навык чтения нот с листа является одним из важнейших компонентов в комплексе знаний, умений и навыков, которые должен получить учащийся на уроке фортепиано. 

Чтение с листа это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика. При активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. 

 Таким образам, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. 

 Каждый преподаватель фортепиано понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Для беглого чтения с листа необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Поэтому при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх.

Можно выделить основные направления формирования навыка чтение с листа:
а) необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем;
б) учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения, понимать образное содержание произведения;
в) обладать ощущением единой ритмической пульсации, мыслить с опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;
г) ученик должен уметь быстро группировать ноты, объединять их по смыслу;
д) уметь определять похожие интонации – восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.;
е) практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;
ж) научить ученика представлять более крупно фактурные изложения, как бы «собирая» в аккорды и превращая в аккордовую последовательность;
з) внимательно следить за движением басовых голосов, а также уметь ориентироваться в клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи текста, развивать тактильные ощущения; 
и) осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах; 
к) понимать сходство и различие мотивов, фраз, предложений, понимать художественный образ произведения;
л) развивать память ученика.

На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш. Прорабатывать различные интервалы, аккорды. 

Терцию-интервал, содержащий три ступени,- в нотной записи увидеть просто: её звуки всегда расположены на соседних линейках или же вокруг одной линейки. Чтобы быстро сыграть терцию, достаточно узнать один из ее звуков, другой будет через одну клавишу. Чтобы сыграть трезвучие или септаккорд, нужно определить верхний или нижний звук этого аккорда, увидеть сколь нот в аккорде, и сыграть их через клавишу (по терциям), не забывая ключевые знаки.  
            
Необходимо освоить навык позиционных смен, который осваивается также при помощи игры гамм, арпеджио, вырабатывается при игре этюдов. Умение бегло прочитать элементы движения мелодии вверх и вниз. Эти навыки   осваиваются  на материале этюдов.  

Освоение аппликатурной техники - еще одно важное условие, определяющее быстроту и точность двигательной реакции на нотную картинку. То есть доведение до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. С первых занятий следует просить учащегося выбирать  правильную аппликатуру и самому подписать над нотами - это даст лучшее запоминание и усвоение материала. Поэтому типичная аппликатура основных фортепианных форм должна быть прочно усвоена на занятиях, чтобы встретив ту или иную техническую фигуру в произведении, пальцы сами собой занимали нужную позицию.

Еще один важный навык, необходимый читающему с листа - это умение упрощать нотный текст. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа.

1) Один тип упрощения - игра крайних голосов с пропуском средних.
2) Исполнение в партии левой руки только сильной доли.
3)  В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы). Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки, образующие первый аккорд. 

Для того чтобы ученик учился видеть нотный текст заранее, проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно  применить прием постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил. Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста, есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий отрывок. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы.

Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.  Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.

Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же  остановок.

 Еще одним важным  навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

Таким образом, чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец изумлять».

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.