Серия занятий по теме «Главный город России»

Автор: Агашина Ирина Владимировна
Программные задачи
- воспитывать у детей любовь к Родине;
- знакомить детей с историей Москвы;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над синонимами и антонимами, заучивать пословицы и поговорки о Москве;
- учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова;
- использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений;
- продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать тексты.

Материал к занятиям
Репродукции картин А. М. Васнецова: «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

Иллюстрации: «Вид Кремля в настоящее время», «Архитектурные и исторические памятники Кремля».
Аудиозаписи.

Занятие первое
«Кто основал Москву»
Ход занятия

Педагог. Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое, в те времена, когда Москва только возникла. Представьте, ребята, что мы с вами перенеслись на 860 лет назад. Восемь с лишним веков. Что такое век? (Век-столетие, сто лет).
И вместо современного города с большими домами, асфальтированными улицами , автобусами, троллейбусами мы увидели бы на холме маленький деревянный городок, под холмом -реку, а вокруг-густые дремучие леса.
Что такое холм? (Небольшая возвышенность)
Город назывался Москов -по названию реки, протекавшей под ним. Люди, живущие здесь, пахали землю, ловили рыбу, собирали в лесу мед, ягоды, охотились на дикого зверя.
Рассказ сопровождается показом картины А.М.Васнецова «Основание Москвы».
Все земли : леса, реки, деревни и сам город Москов-принадлежали князю Юрию, или Георгию, по прозвищу Долгорукий. (Князь-предводитель войска, правитель в Древней Руси).
Справочник
Жил на свете князь. И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром. Князь много воевал. Завоеванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку на ближнего, и на дальнего соседа. За это его прозвали Долгоруким. Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. Много новых городов воздвиг он в своем княжестве. Построил он и Москву. Но такой большой Москва была не всегда.Родилась она крошечной на вершине Боровицкого храма, там, где-нынешний Кремль, где сейчас находится Красная площадь. На холме стояла деревянная крепость.
Педагог. Что такое крепость? (Крепость - укрепленное место с оборонительными сооружениями.)
Что такое Кремль? ( Городская крепость в старых русских городах.)
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали- 
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
 Это к нам птицы летят,
Как они сядут - покажем,
Крылья сложили назад.
Чтение текста «Основатель Москвы»
Педагог читает текст и показывает иллюстрации.
Педагог. Однажды ехал князь по своим землям лесной дорогой. Дорога привела его к
 холму между двумя реками: Москвой и Неглинной. На вершине холма князь увидел село.
 Люди жили спокойно и богато, потому что лес скрывал их от незваных гостей, а реки
 преграждали путь врагам. В лесу поселяне охотились, собирали ягоды, грибы, целебные
 травы. В реках ловили рыбу. Приглянулось это место князю, и решил он построить здесь
 крепость. Повелел огородить село крепкой деревянной стеной, чтобы никто из врагов не
 смог за нее проникнуть. Получился город крепкий ,и стали называть его по имени реки, у
 которой стоял,-город Москва. Юрия Долгорукова с тех пор считают основателем Москвы.
Пересказ текста (по вопросам.
Где путешествовал князь?
Какие реки он увидел?
Где находилось село?
Как жили древние люди?
Чем занимались?
Педагог. Придумайте однокоренные слова к слову «город».
 (Городок,городишко,городище,городской,горожанин,загородный,
 пригород).
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит теперь наш Кремль,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Поселялись люди там
 На реке ,в глуши лесной...
Н .Кончаловская. Отрывок стихотворения.
Педагог. Что такое бор? (Лес.)
Игра «Скажи наоборот»
Нужно придумать слова, противоположные по значению данным:
Век - мгновение.
Город - село, деревня.
Богач - бедняк.
Что построил князь?
Как назвали этот город?
Как звали основателя Москвы?
Друг-враг.
* Храбрый -трусливый.
Игра «Кто больше»
Нужно придумать слова, близкие по значению данным
Покровитель - защитник, заступник.
Враг - противник, неприятель, недруг.
Сильный - мощный ,могучий.
Делать - мастерить сооружать, творить, создавать.
Занятие окончено.Звенит колокольчик.

Занятие второе.
«Древний Кремль»
Ход занятия.
Педагог. Мы продолжаем свое путешествие в далекое прошлое. Но прежде вспомним, что мы узнали на предыдущем занятии.
Расскажите, как жили древние люди?
Где находился древний город Москва?
Какие реки омывали древний Кремль?
Что такое Кремль? Из чего была сделана крепость?
Для чего построили крепость?
Как звали основателя Москвы?       .
Сердцем Москвы, как и каждого княжеского города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.
При набегах захватчиков в Кремле собирались жители со всех окрестностей и пережидали тяжелое время. Защитники Кремля обычно жили в пределах его стен и вместе со всеми жителями оборонялись от врагов.
Педагог показывает картину А.М.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите».
Первый Кремль был деревянным(сосновым). Чуть позже -из прочного дуба.
Справочник.
Город - в старину это слово означало ограду, стену, а не само поселение.
П е д а г о г. 81 год простоял первый Московский Кремль . На Русскую землю нападали враги. Город многократно горел и разрушался.(Разберите синонимы к слову «гореть»-пылать, полыхать, тлеть.)
Построили новый Кремль из белого камня.
Педагог показывает картину А.М.Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском».
Меньше чем через год выросла вокруг Москвы грозная неприступная крепость. Ни в одном городе княжества никто еще таких стен не строил. Белый камень испытывали на прочность водой ,огнем и молотком. И стала Москва белокаменной.
Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
 Из пламени вставал.
  1. Барто
Физкультминутка.
Имитация движений.
Лесорубы.
Лесорубами мы стали,
Топоры в руки взяли,
И руками сделав взмах,
По полену сильно - БАХ!
П е д а г о г. Во времена княжения Ивана IIIРусь стала свободным государством ,а Москва- столицей всея Руси. Москва встала на защиту всех русских городов, поэтому о ней говорили: «Москва-всем городам мать», «Москва ,что гранит, никто Москву не победит».
Пригласил Иван IIIзнаменитых строителей из Италии. Они-то и построили мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор - это нынешний Кремль.
Педагог показывает картину А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III», иллюстрацию « Вид Кремля в настоящее время».
Вот она! Давно ль из пепла?
А.взгляните - какова!
Встала, выросла, окрепла И по-прежнему жива!
И спокойный, величавый,
Бодрый сторож русской славы- Кремль - прекрасен и велик...
  1. Г. Бенедиктов.
Вспомните ,какой Кремль был сначала?(Деревянный)
Почему Москву называют белокаменной? (Позже Кремль был построен из белого камня).
Как называют главную площадь в Москве? (Красная площадь). Слово «красная» означает лучшая, красивая: красная девица ,красное солнышко, красная горка, красная площадь, красное словцо.
Подберем слова близкие по значению (синонимы) к слову «красивая».
(Прекрасная, великолепная, роскошная, восхитительная, пленительная).
Поэтому главную площадь в Москве называют Красной площадью.

Чтение текста с показом иллюстраций
Педагог. Стены Кремля очень прочные: это две кирпичные стены, пространство между которыми заполнено булыжником и белым камнем. Внутри они похожи на широкий длинный коридор. Заканчиваются стены двурогими зубцами запоминающими ласточкины хвосты. За ними защитники крепости могли спрятаться отстрел нападающих, а сквозь их узкие щели целиться во врагов.
В стене сделаны специальные стоки-желоба. По ним выливали на головы неприятелей горячую смолу и кипяток.
Во времена ,когда крепость только построили ,она казалась островом, окруженным двумя реками и глубоким рвом с водой.
Педагог показывает схему «Кремль-остров».
Через реку Неглинную и ров к проездным воротам башен были переброшены подъемные мосты на цепях. Когда их поднимали, проникнуть в Кремль становилось невозможно.
Кроме подъемных мостов ,проезды в воротах башен защищали опускающиеся металлические решетки.
Расскажите, что вы узнали нового о стенах Кремля?
Дети рассказывают то, что им более всего запомнилось.
Занятие окончено. Звенит колокольчик.

Занятие третье. 
«Прогулка по Кремлю».
Ход занятия.
Педагог. Сегодня мы совершим прогулку по Кремлю.
Из чего был построен первый Кремль?(Из дерева.) Какой он был? (Деревянный.) Какое дерево использовали для постройки крепостной стены (Сосну, дуб.)
Каким Кремль стал потом? (Белокаменным-был построен из белого камня.)
Из чего возведен современный Кремль? (Из красного кирпича).
Игра «Кто больше»
Нужно придумать слова, близкие по значению слову «красивая».
(Прекрасная, великолепная, роскошная, восхитительная, пленительная).
Педагог. Какие пословицы о Москве вы запомнили? ( «Москва -всем городам мать», «Москва, что гранит, никто Москву не победит».)
А как вы понимаете смысл пословицы « Москва не сразу строилась»? (Ответы детей).
Когда-то Кремль был жилой крепостью. За его стенами стояли хоромы (дома)московских князей. Московских князей позже стали называть царями.
Сегодня Кремль-памятник строительного искусства и истории нашей страны. В Кремле сохранилось много очень старых и красивых зданий. Это царский дворец и церкви.
В XVI веке был возведен Кремль,который мы знаем и любим. Самой главной башней Московского Кремля считается Спасская.
Ребята, отгадайте загадку ,и вы узнаете, что установлено на этой башне.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда Мы не уйдем.
Мы бьем исправно Каждый час,
А вы,друзья,
Не бейте нас.
(Часы)
Молодцы. На этой башне установлены главные часы страны -куранты-они показывают самое точное «московское» время. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа ,а в полночь и в полдень вызванивают гимн России.
Всего у Московского Кремля 20 башен, и все они называются по-разному. Каждое название имеет свое значение.
На территории Кремля очень много церквей ,соборов. У них обязательно есть главы, или купола, большие и маленькие, золоченые. Вот почему Москву называют «златоглавая».
Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
Физкультминутка.
Имитация движений.
Как на Марьи именины
Испекли мы каравай 
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Каравай,каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Педагог. Москва славилась необыкновенно красивым колокольным звоном. На Соборной площади стоит высокая колокольня. Она стала главной в Москве. Её высота около 80 метров. Долгое время вые неё в Москве не было ни одного здания. Москвичи прозвали колокольню «Иван Великий» - это сигнальная башня. Ею любовалась вся Москва. Звон «Ивана Великого» созвал народ на богослужения в кремлевские храмы. С высоты колокольни были видны окрестности Москвы на много километров вокруг. При тревоге били во все колокола . Рядом с колокольней толпился московский люд. Здесь выкрикивали царские указы, и на площади всегда стоял шум. Отсюда и поговорка : «Кричать на всю ивановскую».
Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. 
Справочник.
Отлить колокол вызвались два русских мастера -отец и сын, Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке и работали с ними сто помощников: плотников, чеканщиков, литейщиков. Наконец колокол был готов и лежал в литейной яме. Вес колокола более 200 тонн, высота 6,14 метра ,диаметр 6,6 метра. Изготовлен из бронзы.
И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело все вокруг. В страшном огне гибли кремлевские постройки. Вот огонь подобрался к деревянным конструкциям ,окружавшим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стали заливать его холодной водой. И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул, oт негооткололся «кусочек» весом 11,5 тонны ,и колокол навеки остался немым. Голоса его никто никогда не слышал. Долго еще пролежал колокол в земле, пока его с помощью специальных подъемных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте.
Если бы зазвонил колокол ,голос его услышали бы даже в подмосковных городах.
Звучит запись колоколов.
Педагог. Кремль славится еще одним чудом -огромной пушкой. Её называют Царь- пушкой. Она не только большая ,но и очень красивая.
Справочник.
Отлил её из бронзы славный мастер Пушечного двора Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки из воска, потом целый год готовил форму для её отливки .Весит она 40 тонн. Длина ствола 5 метров 34 сантиметра. Пушку богато украсили, изобразили на ней царя на коне ,в воинском убранстве. Пушка эта не сразу попала Кремль, а стояла сначала на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки, декоративные, их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они тонну каждое. И ядра, и лафет, на котором стоит пушка, были отлиты гораздо позднее. А сама пушка предназначалась для стрельбы мелким каменным дробом.
Педагог. Как называют главную площадь в Москве? (Красная площадь.)
Расскажите ,что означает слово «красная»? (Красивая.)
Красная площадь стала называться красной только после того, как на ней появился храм Василия Блаженного. Он - украшение площади и всей Москвы.
Справочник
Этот памятник посвящен воинам, павшим в кровавой схватке с врагом, и победе ,в основание которой положены жизни верных сынов России.
Педагог. Собор вошел на Красную площадь как монумент-живописным ,красочно убранным, радостным.
Есть легенда, что строители храма были ослеплены ,дабы впредь не могли построить ничего подобного в иных местах.
На Красной площади мы видим памятник Минину и Пожарскому.
Расскажите ,что вы узнали о нем на других занятиях? (Ответы детей.)
Вот и подошла к концу наша прогулка по Кремлю.
Звучит песня в исполнении О.Газманова «Москва! Звонят колокола.., *
Занятие окончено. Звенит колокольчик.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.