Образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Животные Африки"

Автор: Букшан Марина Михайловна

Цель: Развитие речи и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и углубить представления детей о животном мире Африки;
уточнить и активизировать словарь по теме «Животные Африки»;
формировать грамматический строй речи и связное высказывание;

Развивающиеразвивать  слуховое и зрительного восприятия, наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, познавательные интересы.

Воспитательныевоспитывать положительную мотивацию к занятию, доброжелательность, любознательность, интерес к живой природе.

Оборудование: игрушка – жираф, глобус, изображение Саванны, картинки зверей ( жираф, слон, обезьяна, лев, крокодил, бегемот, носорог), картинки с изображением 5 животных ( жирафы, зебры, слоны, львы), картинки с изображением теней животных ( с образцом, без образца), картинки с частями тела животных, чудесный мешочек с игрушками ( лев, жираф, носорог, горилла, слон, зебра, крокодил), раскраски с животными, макет Африки.
Средства ТСО: проектор, ноутбук, экран.
Музыкальное, звуковое и мультипликационное сопровождение: «Лётчики на аэродром», «Звуки природы – Африки», «Звуки голосов зверей», «У жирафа пятна…», развивающий мультик «Учим зверей. Животные Африки».

Ход образовательной деятельности: 

1. Организационный момент
- Ребятки, сегодня к вам в детский сад пришло много гостей. Давайте поприветствуем друг друга дружелюбными улыбками, ведь не зря мы сегодня собрались в вашем детском саду   "Солнышко". Пусть улыбки, как лучики солнца, согреют наши сердца от страха и тревоги. 
- Посмотрите, ребятки, у вас в гостях ещё кто – то.(обращаю внимание детей на игрушку – жирафа) Кто же это?(ответы детей)Правильно - это жираф. Его зовут Тоша. Мы с вами не знакомы, поэтому давайте познакомимся. Меня зовут Марина Михайловна…(далее дети называют свои имена, используя в речи полные предложения). Нам с Тошей очень приятно с вами познакомиться.

2.Актуализация знаний
- Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться с нами в  путешествие  –  в страну, где живет жираф Тоша? Попробуйте догадайтесь, куда мы с вами отправимся? (ответы детей) 
- Правильно, мы отправимся с вами в очень жаркую страну Африку.
- А как вы думаете, что это за страна такая? (Дети: там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.) Правильно, Молодцы!
- Африка- царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Где мы можем увидеть Африку? (на глобусе, в компьютере, телевизоре, энциклопедии…)
- Кто может показать Африку на глобусе– модели планеты Земля, на которой мы живём? (показ материка на глобусе)
- Вот она Африка, где живёт жираф Тоша!!! А вы знаете, кто ещё живёт в Африке? (ответы детей) 

3. Пальчиковая гимнастика
- Приготовьте свои пальчики, слушайте, повторяйте стих  и движения.

Животные Африки
Если в жаркую страну(сжимать – разжимать пальцы поднятых вверх рук)
Я случайно попаду,(движение указательным и средним пальцем по столу
То увижу там жирафа,(поочередно соединять у лица пальцы с
большим пальцем, как у бинокля)
Бегемота, леопарда,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона. 
Хорошо живется им( движение руками над столом по кругу, ладони вниз)
Не бывает снежных зим.  (громко хлопнуть ладошками)

4. Основной этап
А теперь отправимся в путешествие и узнаем животных Африки. Но как нам туда добраться? (ответы детей)
-Конечно, быстрее будет на самолёте. Давайте побудем лётчиками и отправимся в путешествие с Тошей.

1) Музыкально-ритмическая игра "Лётчики на аэродром".   Отправляемся в Африку.(звучит музыкальное сопровождение, изображаем  полёт самолетов, при остановке – в Африке -обезьянок, пустыне-змей, джунглях-тигров)

2) Релаксация
- Тихонечко садимся на свои места, закрываем глазки, слушаем звуки и представляем, что мы идем по жаркой Африке. (звучит музыкальное сопровождение « Звуки природы- Африки », в это время вывешиваю на доску изображение Саванны). 
- Расскажите, что вы представляли, когда слушали звуки природы Африки. Рассказывайте, используя полные предложения.(ответы детей)

3)Просмотр развивающего мультфильма «Учим зверей. Животные Африки».
- Давайте посмотрим, кто же живёт в Африке.

4)Физкультминутка «про зверей»
- Про зверей вы всё узнали, но немножечко устали. Сейчас тихонечко встаём и немножко отдохнём.
В Африке жирафы делают вот так! (вытягиваем шею и встаем на носочки)
Цветные попугайчики крылышками бяк-бяк-бяк (машем руками вверх и вниз)
А удавы в узелок жух-жух-жух (делаем моторчик)
А слонята топают топ-топ-топ (топаем ногами)
И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)

5) Лексико-грамматические игры:

Игра « Какие звери?»(показываю изображение зверей)
- Посмотрим на животных и подберём слова, отвечающие на вопрос «Какие?»(жирафы высокие, слоны большие, обезьяны озорные, львы хищные, крокодилы зелёные…)

Игра «Посчитаем животных»
-Теперь посчитаем животных, которых мы увидели в Африке.
Жираф – один жираф, два жирафа… пять жирафов.
Зебра – одна полосатая зебра, две полосатые зебры… пять полосатых зебр.
Слон – Один огромный слон, два огромных слона… пять огромных слонов.
Лев – один хищный лев, два хищных льва… пять хищных львов.

7) Слуховое восприятие. Игра «Отгадай голос зверя».
- А сейчас попробуйте догадаться кто подаст голос из зверей.( звукозапись голосов зверей: «зебра кричит», «слон трубит», «крик шимпанзе», «рычание льва», « рычание леопарда»)

8)Тактильные ощущения. Игра «Чудесный мешочек».
- Здесь в чудесном мешочке спрятались звери, попробуйте догадаться кто там находится. Потрогайте игрушку и скажите, кто это?

9) Зрительное восприятие, воображение, наглядно-образное мышление.

Игра «Угадай животное по тени».
- Посмотрите на животных. Я буду показывать  их тень, а вы попробуете догадаться, чья она. Отвечайте полным предложением: «Это тень…»
- А теперь задание посложнее. Назовите какие животные спрятались от нас.(дети узнают тень животных без образца) Отвечайте полным предложением: « От нас спрятался…»

Игра « Определи африканское животное по части тела»
-А сейчас, ребятки, я покажу часть тела животного Африки, а вы попробуете догадаться, чья эта часть тела. Отвечайте полным предложением: «Эта часть тела…»
Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. 

10)Игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
- А теперь давайте отдохнем.    
(Дети встают в круг, звучит музыкальное сопровождение)
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
Игра «Четвёртый лишний»

11)Игра «Четвёртый лишний»
-Скажите, каких животных мы сейчас изображали? ( Жирафа, слона, котёнка, зебру)
-А какое животное лишнее в этом списке? (Котёнок) Почему? ( дети объясняют)
- Правильно, жираф, слон, зебра это африканские животные (животные жарких стран), а котёнок - домашнее животное.

5. Итог. 
-Молодцы! Вы справились со всеми нашими заданиями. Пора возвращаться в детский сад. 
Сейчас мы глобус покрутим 
И обратно в детский сад прилетим!
-Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали? (выставляю макет Африки.) С какими животными мы сегодня повстречались? (выставляем с детьми животных к макету) Молодцы!!!
Мы с Тошей приготовили для вас раскраски с животными, которые вы раскрасите в группе или дома ( раздаю раскраски)
- На память о нашем путешествии дарим вам сувениры!!! 

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.