Методические рекомендации к уроку по народно-сценическому танцу
Автор: Назаренко О. А.
преподаватель хореографических дисциплин,
руководитель ансамбля танца «Каблучок»
МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска.
преподаватель хореографических дисциплин,
руководитель ансамбля танца «Каблучок»
МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска.
На открытом уроке по народно-сценическому танцу с учащимися 4-5 классов хореографического отделения ДШИ г.Багратионовска были исполнены элементы экзерсиса, этюды и дробные выстукивания на середине зала, элементы вращения.
Движения у станка разогревают тело танцора, каждое упражнение развивает определенные группы мыщц, развивают суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мыщц, подготавливают учащихся к исполнению этюдов на середине зала.
Этюды на середине зала развивают у учащихся координацию и выразительность движений, подготавливают к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческую дисциплину, коллективизм, умение работать в ансамбле.
Основная цель урока - формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей учащихся в области народно-сценического танца, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- умение понимать « язык» движений, их красоту;
- развитие чувства гармонии, чувства ритма, музыкальность и эстетичность;
- развитие гибкости, координации движений, выносливости и силы мыщц;
- укрепление физического и психологического здоровья;
ЭКЗЕРСИС:
Подъем на полупальцы и прыжки (способствуют разогреву туловища).
- Полуприседания и полные приседания (вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мыщцы, развивают мягкость и эластичность движений, силу ног).
- Упражнение на развитие подвижности стопы (способствуют развитию подвижности голеностопного сустава), исполняются в сочетании основного движения с другими.
- Маленькие броски (развивают подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мыщцы), в работу включается пятка опорной ноги.
- Каблучные упражнения (развивают подвижность в коленных, тазобедренных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, мыщцы бедра).
- Подготовка к веревочке (развивают подвижность в коленном и тазобедренном суставах, могут исполняться в различных сочетаниях между собой).
- Дробные выстукивания (развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют мыщцы стопы, подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала).
- Большие броски (развивают «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног).
ДВИЖЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
Дробные движения или, как их еще называют, - дробные выстукивания, являются основой танцев у многих народов. Приемы исполнения дробных выстукиваний (дробей) различны: они выполняются в разных темпах и ритмах, всей ступней, ребром каблука, полупальцами, с переступаниями, на подскоках или перескоках, поворотом в характере и манере соответствующего народного танца.
На середине зала мы показали два дробных выстукивания в характере русского танца. Помимо, основного элемента дроби «двойной удар» в работу были включены: движение рук, притопы, переступания с носка на каблук, повороты, ключ и концовка дробного этюда.
Также были исполнены два этюда на основе белорусских танцев «Крыжачок» и «Лявониха», оба этих танца исполняются в разном музыкальном темпе, характере и манере исполнения, что позволяет учащимся не только сравнить, но и продемонстрировать и почувствовать различия в танцевальном материале.
Работа на середине зала посвящена постановочному плану, разучиваются танцевальные элементы и этюды, которые составляют основу будущего репертуара - ансамбля танца «Каблучок» МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска. Здесь же ведется работа по основам актерского мастерства для передачи выразительного, правдивого содержания произведения, образа и характера танца.
Не следует включать в урок слишком много танцевального материала. Важно от занятия к занятию логично переходить от одного движения к другому, усложняя и развивая технику исполнения, танцевальность. Так вырабатывается сила, выносливость учащихся, а также приобретаются навыки и умения, позволяющие передать характерные особенности того или иного народного танца.
ЭЛЕМЕНТЫ ВРАЩЕНИЯ.
Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями. Вращения выполняются отдельно или в паре, где одно или два движения. От этого зависит темп и динамика поворотов. Вращение можно исполнять на месте и с продвижением, по кругу: различными движениями.
При вращении должно сохраняться поступательное движение, необходимое для каждого последующего поворота. Освоение вращений начинается с выполнения поворотов при выполнении упражнений у станка. На середине повороты исполняются более динамично, слитно, по несколько раз вправо и влево. Важен при этом активный поворот головы, умение держать «точку».
Подготовительные упражнения: медленные переступания на полупальцах, поворачиваясь в заданном направлении; увеличивая темп вращения, исполнять с продвижением по прямой линии или по кругу - я начинаю уже с первого класса. И поэтому учащиеся к 4-5 классу уже умеют исполнять вращение от 6-8 поворотов и более, вращение помогает развивать вестибулярный аппарат исполнителя, техничность и красоту исполнения вращения.
На уроке показаны вращения по диагонали и по кругу: по одному и в паре. Основные движения – бег, вращение с притопом и перескоком, подскоками с движением рук.
Заканчивается урок прыжковыми комбинациями: они помогают развивать технику танца, вырабатывают необходимые для исполнителя качества: силу, ловкость, удаль. Исполняются различные виды прыжков: с прямыми и поджатыми ногами, с поворотом по точкам зала, низкие и высокие и т.д.
Начинается урок и заканчивается – ПОКЛОНОМ!
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.