Методические рекомендации к уроку по народно-сценическому танцу

Автор: Назаренко О. А. 
преподаватель  хореографических  дисциплин,
руководитель  ансамбля   танца  «Каблучок»  
МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска.

На открытом уроке по народно-сценическому танцу с учащимися 4-5 классов хореографического отделения ДШИ г.Багратионовска были исполнены элементы экзерсиса, этюды и дробные выстукивания на середине зала, элементы вращения.

Движения у станка разогревают тело танцора, каждое упражнение развивает определенные группы мыщц, развивают суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мыщц, подготавливают учащихся к исполнению этюдов на середине зала.

Этюды на середине зала развивают у учащихся координацию и выразительность движений, подготавливают к  восприятию   и  усвоению  любого   рисунка  танца.  Занятия народно-сценическому танцу оказывают  воспитательное  воздействие: у  учащихся   вырабатываются  такие  качества как   трудолюбие,  целеустремленность,  творческую   дисциплину,  коллективизм,  умение работать  в ансамбле.

Основная цель урока - формирование  всесторонне  развитой личности,  раскрытие   потенциальных  способностей  учащихся в области народно-сценического танца,  а  также  сохранение  и   укрепление  здоровья  детей.

Задачи:
-  умение  понимать « язык»  движений, их   красоту;
 - развитие   чувства  гармонии, чувства  ритма, музыкальность и эстетичность;
  - развитие   гибкости,  координации  движений, выносливости  и силы мыщц;
- укрепление  физического   и  психологического  здоровья;      

ЭКЗЕРСИС:
Подъем на полупальцы и прыжки (способствуют разогреву туловища).   
  1.  Полуприседания и полные приседания (вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мыщцы, развивают мягкость и эластичность движений, силу ног).
  2. Упражнение на развитие подвижности стопы (способствуют развитию подвижности голеностопного сустава), исполняются в сочетании основного движения с другими.
  3. Маленькие броски (развивают подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мыщцы), в работу включается пятка опорной ноги.
  4. Каблучные упражнения (развивают подвижность в коленных, тазобедренных  суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, мыщцы бедра).
  5. Подготовка к веревочке (развивают подвижность в коленном и тазобедренном суставах, могут  исполняться в различных сочетаниях между собой).
  6. Дробные выстукивания (развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют мыщцы стопы, подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала).
  7. Большие броски (развивают «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног).
Каждый урок включает 8-9 упражнений у станка, построенных по принципу чередования: упражнения плавные чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на полусогнутых ногах и т.д.  Главное здесь -  направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации составляет – от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения и может исполняться  с правой и левой ноги, как вместе, так и по отдельности.  Главный принцип построения – ОТ  ПРОСТОГО  К СЛОЖНОМУ.

ДВИЖЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.
Дробные движения или, как их еще называют, - дробные выстукивания, являются основой   танцев у многих народов. Приемы исполнения дробных выстукиваний (дробей) различны: они  выполняются в разных темпах и ритмах, всей ступней, ребром каблука, полупальцами, с переступаниями, на подскоках или перескоках, поворотом  в характере  и манере соответствующего народного танца.
На середине зала мы показали два дробных выстукивания в характере русского танца. Помимо, основного элемента дроби «двойной удар» в работу были включены: движение рук, притопы, переступания с носка на каблук, повороты, ключ и концовка дробного этюда.
Также были исполнены два этюда на основе белорусских танцев «Крыжачок» и «Лявониха»,  оба этих танца исполняются в разном музыкальном темпе,   характере  и  манере исполнения, что позволяет учащимся не только сравнить, но и продемонстрировать и почувствовать различия в танцевальном материале. 
Работа на середине зала посвящена постановочному плану, разучиваются танцевальные элементы и этюды, которые  составляют   основу будущего репертуара  - ансамбля танца «Каблучок» МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска. Здесь же ведется работа по основам актерского мастерства для передачи выразительного, правдивого содержания произведения, образа и характера танца.
Не следует включать в урок слишком много танцевального материала. Важно от занятия к занятию логично переходить от одного движения к другому, усложняя и развивая технику исполнения, танцевальность. Так вырабатывается сила, выносливость учащихся, а также приобретаются навыки и умения, позволяющие передать характерные особенности того или иного народного танца.

ЭЛЕМЕНТЫ  ВРАЩЕНИЯ.
Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями. Вращения выполняются отдельно или в паре, где одно или два движения. От этого зависит темп и динамика поворотов. Вращение можно исполнять на месте и с продвижением, по кругу: различными движениями.
При вращении должно сохраняться поступательное движение, необходимое для каждого последующего поворота. Освоение вращений начинается с выполнения поворотов при выполнении упражнений у станка. На середине повороты исполняются более динамично, слитно, по несколько раз вправо и влево. Важен при этом активный поворот головы, умение держать «точку».
Подготовительные упражнения: медленные переступания на полупальцах, поворачиваясь в заданном направлении; увеличивая темп вращения, исполнять с продвижением  по прямой линии или по кругу -  я начинаю уже с первого класса. И поэтому учащиеся к 4-5 классу уже умеют исполнять вращение от 6-8 поворотов и более, вращение помогает развивать вестибулярный аппарат исполнителя, техничность и красоту исполнения вращения.
На уроке показаны вращения по диагонали и по кругу: по одному и в паре. Основные движения – бег, вращение с притопом и перескоком, подскоками с движением рук.
Заканчивается урок прыжковыми комбинациями: они помогают развивать технику танца, вырабатывают необходимые для исполнителя качества: силу, ловкость, удаль. Исполняются различные виды прыжков: с  прямыми и поджатыми ногами, с поворотом по точкам зала, низкие и высокие  и т.д.
Начинается урок и заканчивается – ПОКЛОНОМ!

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.