Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ посредством использование метода проектов
Автор: Жусова Елена Викторовна
Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога,которые понимаются как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. По мнению А. К. Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании детей.
Методическая работа ДОУ по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, включает несколько направлений, в том числе и совершенствование проектной культуры педагога как части профессиональной компетентности. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, она направлена на выработку исследовательских умений (владение навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления.
Система работы по повышению компетентности педагогов посредством метода проектов включает в себя работу по: информационно-методическому обеспечению (обеспечение методической литературой, проектными документами на различных носителях); образовательному обеспечению (работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирования работы по проектам); презентацию проектов (освоение педагогами компьютерной программы PowerPoint для дальнейшего составления мультимедийных презентаций, защиты проекта в различных формах).
Такая деятельность направлена на выработку исследовательских умений, прогнозирование и поиск инновационных средств для реализации поставленных задач; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике; развивает кругозор, творческое и критическое мышление, общую культуру; развивает умение отстаивать и доказывать свою точку зрения; способствует формированию умения публичного выступления.
Внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Педагогами ДОУ разрабатываются и реализуются разнообразные по своей направленности и длительности проекты, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Использование современных технологий проектирования направлено в первую очередь на решение воспитательных задач, приоритетными среди которых являются безопасность жизни деятельности, здоровьесбережение, нравственное и патриотическое воспитание,речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Так, педагогами ДОУ был разработан и реализован проект по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста, направленный на создание оптимальных условий для формирования у детей 2 – 3 лет сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.Педагогом былизучен теоритический, психолого-педагогическойаспект по сенсорному развитию детей раннего возраста, разработана педагогическая модель деятельности по сенсорному развитию детей через систему дидактических игр и упражнений. Реализация проекта шла через разные виды детской деятельности (игры с составными и динамическими игрушками;общение со взрослыми и сверстниками под руководством взрослого;экспериментирование с материалами и веществами;восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок;двигательная;восприятие смысла музыки).
Проект «Чудесный мир фольклора», целью которого являлось создание условий для речевого развития детей раннего возраста на основе использования произведений русского народного фольклора, направленный на развитие интереса к русскому народному творчеству, развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.Основной этап проекта реализовывался через различные виды детской деятельности:
- двигательная деятельность: хороводные игры, пальчиковые игры.
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры с предметами.
- восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок: слушание сказок, разучивание потешек, стихов, рассматривание иллюстраций с изображением сказок, потешек, стихов.
- восприятие смысла музыки: слушание народной музыки, песен, потешек, сказок.
- общение со взрослыми и сверстниками под руководством взрослого: непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка».
Проведенное в данном проекте исследование подтверждает, что целенаправленное и систематическое привлечение сказок, потешек, стихов в педагогический процесс, может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития малышей.
Для детей среднего возраста реализовывался проект«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе», направленный на формирование у дошкольников необходимых знаний и представлении о здоровом образе жизни, оборудование пространственно-предметной развивающей среды в группе, повышение уровня компетентности родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Содержание проекта основывалось на перспективном планировании, в которое входила работа по нескольким направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа со специалистами ДОУ).
Проект «Формирование художественно-эстетической деятельности через нетрадиционные виды аппликации, рисования и лепки» был разработан для детей старшего возраста. Целью его было становление эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, через продуктивную деятельность посредством использования традиционных и нетрадиционных техник в этой области путем освоения базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда. Новизна данного проекта заключалась в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредствам:
- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
При реализации проекта использовались в работе с детьми упражнения и игры для развития творческих способностей дошкольников:
·игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
·упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
·использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
·применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
·игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
·рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;
·рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
Реализовывался проект через разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую деятельность, конструктивную деятельность (декупаж, бисероплетение), изобразительную деятельность, игровую деятельность.
На итоговом этапе проекта был сделан вывод об уровне формирования интегративных качеств дошкольников:
- умение изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги;
- умение выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- умение пользоваться ножницами (нарезание длинных и коротких полосок, преобразование одних геометрических фигур в другие (например: вырезание кругов из квадратов и т.п.), создание из этих фигур изображения разных предметов или декоративных композиций;
- умение изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги;
- умение создавать изображение предметов (по представлению или с натуры), сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений);
- умение выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Так же для детей старшего возраста был разработан и реализован проект по речевому развитию дошкольников «Вместе тесно, а врозь скучно», в результате которого наблюдалось сформированность у детей навыков по пересказу литературного произведения, обогащение словаря в процессе работы по пересказу;формирование социально-нравственных качеств: осознание своего поведения и умение исправлять свои ошибки посредством литературных произведений.
Проект «Зеленый Светофорчик», направленный на формирование у детей старшего возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Задачами, которого являлись:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
Проект «Пришивание пуговиц «Времена года», в рамках которого педагог познакомила детей с пуговицей: история возникновения, ее назначение и разнообразие, учила правилам работы с иголкой и ниткой, простейшему способу пришивания пуговицы к ткани, воспитывала усидчивость, аккуратность в работе, художественный вкус, интерес к ручному труду. В завершении работы над проектом педагогом были сделаны выводы о том, что:
·у дошкольников расширился кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности («Самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение!»);
·дети научились пришивать (приклеивать) пуговицы;
·интерес возникший в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовал успешному формированию у детей творческого мышления.
Проект для детей старшего возраста «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования», целью которого являлось развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Педагогом был разработан алгоритм проведения опытов, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, побуждать детей к самостоятельным исследованиям:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений:
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми педагог строил по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота);
- человек (функционирование организма).
В итоге реализации проекта были сделаны следующие выводы:
- у детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
·экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Примером по создание условий формирования представлений у детей о русской национальной игре, ее принадлежности и значимости к славянской культуре стал проект «Подвижная игра в славянской культуре как условие социально-коммуникативного развития дошкольников». Работа педагога была направлена на ознакомление дошкольников с фольклорным материалом, используемым в русских народных играх; создание условия для возникновения у детей устойчивого интереса к истокам русской национальной культуры, для погружения в культуру русского народа; обеспечение положительного психологического настроя; формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе знакомства детей с существенными признаками каждого месяца с народным земледельческим календарем.
Таким образом, проектная деятельность как условие повышения деловой квалификации, профессионального мастерства педагогов и развитию педагогического творчества направлена на выработку исследовательских умений, прогнозирование и поиск инновационных средств для реализации поставленных задач; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике; развивает кругозор, творческое и критическое мышление, общую культуру; развивает умение отстаивать и доказывать свою точку зрения; способствует формированию умения публичного выступления.
Так как, деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства (владение методом проекта – показатель высокой квалификации педагога) и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы, что, несомненно, влияет на качество образования в целом.
Список литературы:
1.Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ — М.: Сфера, 2005г.
2.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.-С- П Детство-Пресс,2012
3.Пахомова Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М:Учитель, 2003.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.