Методическое сообщение "Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио в Детской школе искусств"

Автор: Генерозова Вера Генерозова


Цель   методической работы: 
- углублённое изучение и  создание необходимых условий для дальнейшей интенсификации учебного процесса в воспитании гармонического слуха обучающихся  ДШИ.

Введение
Современный музыкальный язык, окружающий нас, очень сложный. Необходимо уже с начальных классов готовить детей к его восприятию. Изучение разнообразных гармонических созвучий даёт возможность к концу обучения в детской школе искусств сформировать у детей разносторонний гармонический слух.
Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический.
Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, даёт им массу ярких впечатлений. В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской школе искусств.
Формы работы над развитием гармонического слуха в ДШИ имеют своей целью накопление у учащихся звуковых впечатлений, закрепление их в активном действии - игре на фортепиано интервальных, аккордовых цепочек, в многоголосном пении, анализе на слух, импровизации и сочинении.

Основные  формы и методы работы над развитием гармонического слуха:
-подбор аккомпанемента к одноголосной мелодии;
- сочинение второго голоса к одноголосной мелодии;
- гармонический слуховой анализ аккордовых цепочек в тональности;
- определение на слух пройденных аккордов от заданного звука;
- целостный анализ музыкального произведения или его фрагмента;
-сольфеджирование двухголосных музыкальных примеров по учебнику Калмыкова и Фридкина «Двухголосье. Часть2»;
- чтение с листа с простейшим аккомпанементом;
-пение четырёхголосных примеров по учебнику Алексеева В.Н. «Гармоническое сольфеджио»; 
- двухголосные диктанты;
-пение интервальных и аккордовых цепочек;
- сочинение мелодии к заданному аккомпанементу.

Подготовительные упражнения
Из психологии музыкального восприятия известно, что мелодический интервал ощущается   слухом иначе, чем тот же интервал,   взятый гармонически. Поэтому первоначальные упражнения необходимо направлять на выработку умения чисто интонировать двухголосно различные интервалы: в начале – консонансы, а позже – диссонансы с разрешением. Гармонические интервалы необходимы для работы над трёхголосьем и четырёхголосьем.
        К подготовительным упражнениям могут быть отнесены:
  • двухголосные упражнения с одним выдержанным звуком
  • с противоположным схождением и расхождением голосов
  • с терцовой или секстовой второй         
Начинать работу необходимо с пения интервалов в тональности:
                   ч.5, ч.4, ч.8, б.3, м.3.
Ч. 5 удобно строить на основе неполного Т 35
Это упражнение полезно попеть в разных тональностях, предлагая учащимся петь как верхний, так и нижний голос. Пение различных партий полезно во всех упражнениях, необходимо, чтобы дети приучались петь одинаково линию сопрано и альта.
Для того, чтобы научиться петь квинты на всех ступенях гаммы, полезно пропеть тональную секвенцию из квинт.
Октаву удобно строить как крайние звуки полного  Т35. Тональную секвенцию из октав можно построить на основе полных трезвучий на всех ступенях гаммы.

Полезно упражнение на двухголосье с одним выдержанным звуком.
После прослушивания примера одной группе предложить держать нижний звук, а другой   пропеть поступенное движение от «ми»до «си». Затем поменять учащихся   партиями, повторить упражнение 2-3 раза, добиваясь чистоты интонирования.
Важно пение упражнений на двухголосье с противоположным движением голосов. 
Двухголосье этого вида отличается от предыдущего тем,что в нём голоса имеют относительную мелодическую самостоятельность.
Разучивание небольших двухголосных  попевок в терцию. 
Желательно начать работу с простейших попевок из 2ух, 3ёх звуков:
Усложнять эти упражнения   можно за счёт их протяжённости, а также используя в мелодии скачки на терцию.
М.6, Б.6 в тональности может быть построена как крайние звуки обращений Т35.
М.2, Б.2   чисто интонировать в двухголосном звучании довольно трудно. Значительно легче интонировать секунды проходящие, возника ющие в результате плавного голосоведения.
М.7, Б.7 интонировать не менее трудно, чем м.2, Б.2.  М.7 следует интонировать как крайние звуки Д7.

Работа над ансамблями.
В   3ем классе, а иногда во 2ом, после подготовительных упражнений необходимо приступать к работе над ансамблями- двухголосья по нотам. Перед началом работы  повторить то или иное упражнение. Затем предложить детям пропеть линию каждого из голосов всей группой, чтобы уловить основной напев. Можно аккомпанировать.

В старших классах нужно продолжать занятия двухголосьем. Работа над ансамблями   должна идти в 2ух направлениях: гармоническое и подголосочное двухголосье, а позже   - содержать примеры на имитационную полифонию. 
В русском многоголосье встречаются различные типы подголосков- от сравнительно простых до весьма развитых , полифонических. Во многих южно-русских песнях встречаются подголоски, основанные на выдержанном педальном звуке.
 Очень часто двухголосные октавы чередуются с терциями и другими консонансами. Приёмом удвоения голосов часто пользовались русские композиторы ( Глинка, свадебный хор из оперы  « Жизнь за Царя»).

В лирических песнях нередки сочетания различных видов двухголосья:
  • Терцовая или секстовая втора
  • Выдержанные педальные звуки
  • Противоположные расхождения голосов
       В 6ом, 7ом классах домашние задания должны включать больше само-
стоятельных упражнений: в заданном примере спеть один из голосов, играя
другой на фортепиано, выучить наизусть партию одного голоса, а второй
играть.

Имитационная полифония в старших классах
Это каноны в октаву, квинту, имитации и фугетты  а капелла и с сопровождением. Необходимо пояснить учащимся, что русские многоголосные песни редко строятся в форме канона, тогда как имитации встречаются довольно часто. 

Имитации в полифонических ансамблях бывают различные: точные, в которых сохраняется структура мелодии, её ритм, интервалика, направление движения ( «Не кукуй, кукушечка»).

          В музыкальной классике встречаются имитации с активными имитационными   изменениями : со смещением высоты, с ритмическими изменениями. Для работы можно использовать фугетты   Генделя, Баха.

Творческие упражнения  для развития гармонического слуха:
  • сочинение второго голоса
  • подбор баса
  • сочинение второго голоса по заданному ритму
  • подбор аккомпанемента к мелодии
  • чтение с листа мелодии с одновременным подбором аккомпанемента,
обозначенного буквами.
  
Литература
  • Ляховицкая С. О педагогическом  мастерстве. 1993г.
  • Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.   2003г.
  • Незванов Б. Интонирование на уроках сольфеджио. 1995г.
  • Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. 1990г.
  • Давыдова Е.Методика преподавания сольфеджио.1990г.
  • Карасёва М.В. «Сольфеджио- XX: между мечтой и прагматикой. Как преподавать сольфеджио в 21 веке» М., 2006.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.