Концерт- беседа. Тема "Памяти Н. А. Римского - Корсакова" ( к 110 - летию со дня смерти композитора)

Автор: Генерозова Вера Васильевна 

Цели мероприятия: художественно - эстетическое воспитание обучающихся, усиление   связей семьи и Детской школы искусств;

Задачи мероприятия:  
расширение музыкального кругозора учащихся фортепианного отделения;
-  знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Римского-Корсакова
-  коллективно - творческое общение педагогов, обучающихся и родителей.

Аудитория: педагоги фортепианного отделения, учащиеся , родители.

Место проведения: концертный зал ДШИ 

Сказка… Её причудливый мир, в котором фантастика так естественно переплетается с реальностью, привлекала многих русских композиторов. Но ни один из них не отдал сказке столько любви, внимания, жара своей души, сколько великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, памяти которого мы посвящаем наш концерт.

Языком сказки  он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы.

Римский – Корсаков принадлежал к содружеству композиторов «Могучая кучка», которое образовалось в России в середине 19 века. В этом кружке сплотились передовые русские композиторы – Бородин, Мусоргский, Балакирев, Кюи. Они выступали за развитие русского национального искусства, стремились показать в музыке жизнь простого народа, с большой любовью относились к народному творчеству. Они очень любили народные песни, собирали их, обрабатывали и составляли сборники. По этой же тропе шёл и Римский- Корсаков. Он собрал, обработал и составил сборник из 100 русских песен. Одну из них мы предлагаем вашему вниманию.
  • Р.н.п. «Исходила младёшенька», исполнители преп. Рыбина О.В., Князькова Ю.А.,вокал.
             В своём родном городке Тихвине Новгородской области он рос пытливым и подвижным ребёнком, не чуждым детских шалостей и проказ. Однако, имея хороший музыкальный слух, он не чурался музыки. Как было принято во всех дворянских семьях, его стали учить играть на фортепиано, и он с удовольствием занимался этим делом.  

          Но гораздо сильнее его влекла романтика моря. Брат Римского- Корсакова, Воин Андреевич, был старше Ники на 22 года. Он вызывал неизменное восхищение мальчика, так как был отважным моряком и командовал шхуной «Восток». Брат часто рассказывал мальчику о дальних странах, о природе и обычаях разных народов.

Морская служба была традицией в семье Римских-Корсаковых. Ещё при Петре 1 один из родственников был вице-адмиралом и командовал Кронштадской эскадрой. Поэтому не случайно  Римский - Корсаков  поступил в Морской корпус в Петербурге, мечтая стать моряком.

Однако тяготение к музыке даёт о себе знать, поэтому всё свободное время он заполняет музыкой, учится играть на рояле, посещает концерты и оперные спектакли.  

Чтобы завершить морское образование, юноша  три года проводит в кругосветном плавании, где  приобрёл много  новых впечатлений, ещё больше полюбил море, которое потом не раз изображал в своих сочинениях.

Вернувшись в Петербург, Римский- Корсаков познакомился с Балакиревым и под его   влиянием написал свою Первую   симфонию. Несмотря на протесты семьи, он решает целиком посвятить себя музыке.

Результаты его творческой деятельности были поистине огромны:
  • 15 опер («Садко». «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»).
  • 10 симфонических произведений («Шехеразада»).
  • 80 романсов.
А теперь мы слушаем «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко», преп. Огородникова Г.А., ф-но.

С детства нам знакомы знаменитые пушкинские строки:
                    Ветер по морю гуляет 
                    И кораблик подгоняет,
                    Он бежит себе в волнах  
                    На раздутых парусах.
Я думаю, что вы все узнали сказку Пушкина о царе Салтане, в которой говорится о царице Милитрисе. Её по злому наговору двух старших сестёр царь приказал посадить  вместе с царевичем Гвидоном в бочку и сбросить в море.

К сюжету этой сказки  Римскому -Корсакову посоветовал обратиться  великий русский критик Владимир Стасов, хотя и сам композитор не раз подумывал об этом. И вот, в его рабочем кабинете в Петербурге появилось новое издание «Сказка о царе Салтане», которое вышло к 100- летию со дня рождения поэта.  Вновь и вновь перечитывал Римский- Корсаков бесценное поэтическое сокровище Пушкина, пробегал глазами быстрые пушкинские строки:
                 В те поры война была.
                 Царь Салтан с женой простяся, 
                 На добра коня садяся, 
                 Ей наказывал себя
                 Поберечь, его любя.

Работа над оперой спорилась, и вот мы уже видим на сцене царский двор в Тьмутаракани, на берегу моря. Царица Милитриса плетёт кружево. Из дворца доносятся голоса нянюшек, убаюкивающих царевича Гвидона. В музыке этой колыбельной Римский-Корсаков создал образ беззаботного мальчика и хотел, чтобы каждый человек, слушая эту музыку, вспоминал своё детство. Поэтому, не случайно, в колыбельной используются народные песни «Ладушки», «Заинька»,- под эти песни в России росли миллионы детей.

Баюшки, баюшки, баю, 
Спи, царевич наш, усни,
Угомон тебя возьми 
Будешь в золоте ходить   
Чисто серебро носить
Мамушкам и нянюшкам 
Все обносочки дарить.              
  • «Колыбельная Гвидону» из оперы «Сказка о царе Салтане», преп. Величко Ю.С. , баян.
  • Романс «Не ветер вея с высоты», преп. Рыбина О.В. вокал.
Сюжет сказки о Снегурочке  нам всем хорошо известен с детства.

Опера написана в течение лета 1880 года в деревне Стелёво, что недалеко от Луги. Живописна природа этого края: огромный лес, поля, сады. Композитор признавался, что, сочиняя музыку оперы, прислушивался к голосам природы, народным песням, голосам птиц.
И, действительно, в изображение природы вошли записанные композитором крик петуха, голос кукушки, щебет снегиря, которые придали музыке оперы правдивость и реальность, а подлинные народные песни помогли ему воссоздать дух старины.

Действие оперы происходит в сказочном царстве крестьян- берендеев, где все люди добры и справедливы, любят искусство. Ложь и обман считаются преступлением. Мудро правит своей страной царь Берендей. Его образ раскрыт в его шествии, которое представляет собой торжественный марш.
  • Шествие царя Берендея,исполнители преп. Пшик Т.А., Попова Л. ф-но.  
Ярко показан в опере Ярилин день –праздник солнца. Молодёжь водит хороводы, старики угощаются брагой. Заплясали скоморохи, запел свою чудесную песню пастух Лель: «Туча со громом сговаривалась, ты греми гром, а я дождь разолью».
  • Песня Леля из оперы «Снегурочка», аудио- иллюстрация.
В творчестве Римского- Корсакова есть такой необычный жанр опера-балет «Млада». Причина в том, что образ главной героини- девушки 
Млады раскрывает не оперная певица, а балерина. В основе оперы – старинные славянские предания. Действие происходит в древнем славянском городе Ратаре. Светлую любовь девушки Млады и князя Яромира пытается разрушить богиня зла Морена. В опере показано очень много народных обрядов и красочных массовых сцен. Один из них – летний праздник Купалы, изображён в 3 действии. Молодёжь разводит костры и прыгает через них, ожидая всяческих чудес. На горе  Триглаве  появляются сказочные и фантастические персонажи: лешии, оборотни, кикиморы. Звучит фантастический танец Коло.
  • «Коло» из балета «Млада», исполнители преп. Огородникова Г.А. и Пшик Т.А., фортепиано.
На этом мы завершаем наш концерт и желаем всем как можно больше музыкальных встречи хорошей музыки!

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.