"Любовь к Родине рождается в сердце", конспект образовательной деятельности в ДОУ

Автор: Тарасова Галина Васильевна 

Цель:
Познакомить детей с историческими фактами зарождения города-крепости Тамбова, флагом и гимном родного города и историей их возникновения.

Задачи:
  • уточнить представления детей о символике герба города Тамбова.
  • расширять представления дошкольников о значении цвета, используемого в символике России.
  • подвести детей к пониманию необходимости сохранения преемственности между прошлым и настоящим нашей Родины.
  • воспитывать  чувство гордости за свой народ.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий современного Тамбова и фото прошлых времен.
Игры-путешествия по городу.
Знакомство и сравнительный анализ гербов разных городов.
Оборудование:
Карта современного Тамбова, карта-схема «зарождающегося» города, схематические значки.
Фото современного Тамбова и  фото старого Тамбова.
Флаг, герб, запись гимна города Тамбова.
Флаги стран: России, Франции, Нидерландов (триколор,   расположенный по- разному).

Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Жители других стран постоянно задают вопрос: «В чем сила русского народа, которая помогает ему побеждать?» Вы хотите найти ответ на этот вопрос? Тогда нам необходимо отправиться в прошлое нашего города. А помогут нам в этом фотографии, которые были сделаны более ста лет тому назад.
Воспитатель подводит детей к карте-схеме, выставляет фото рисунка крепости.
-И начнем мы свое путешествие с того места, где 380 лет тому назад началось строительство  города-крепости Тамбова, который ранее назывался Тонбов.
-Найдите это место на карте.  (На месте слияния рек Студенца и Цны).
-Чем привлекло это место народ? (Рядом были лес,   река и поля.В реке  люди ловили рыбу;  в лесу добывали мясо птиц и животных, собирали  ягоды и грибы, запасали дрова для строительства; на полях выращивали хлеб).
Существовала пословица: »У леса жить - голодным не быть».
-Кто руководил строительством  крепости? (Воевода Роман Боборыкин).
-Обратите внимание, что поселение огорожено (воспитатель привлекает внимание детей к изображению крепости). Чем огораживали   поселение? (Рвом, валом ). Отсюда и пошло название «городище», а затем и «город».
-Какая  главная задача была у нашей крепости? ( Наша крепость стояла на пути  к Москве,  защищала русские земли от врагов).
Сообщение воспитателя: На самом видном месте поселения стоял флаг. Что такое флаг? (Флаг-это особый знак). Вместо флага наши предки использовали длинный шест, к нему привязывали пучки травы, веток, окрашенных яркой краской. И назывался он тогда «стягом». Главная задача стяга - собрать воинов для защиты родной земли.  Затем стяги стали делать из ткани, рисовали на них особые знаки.   (Воспитатель показывает образцы стягов.Дети устанавливают схематический значок стяга на карте – на месте зарождения крепости). 

Сейчас флаги выглядят по-другому. Вот это современный флаг нашего города (показывает). Главная задача флага – объединить народ.
-Какие цвета присутствуют на нем? (Синий, зеленый   цвета).
-О чем  напоминал  синий цвет народу? ( О воде, небе)  Что он означает? (Верность, правду).
-О чем напоминал зеленый цвет ? (О траве, листве). Что означает зеленый цвет? ( Надежду, молодость).
-Что еще мы видим на флаге? (Герб). Что такое герб?   Это тоже особый знак (демонстрация герба). На чем расположен герб? (На геральдическом щите).
-Почему именно на щите? ( Щит защищает).
-Из чего состоит герб? (Улей, 3 пчелы, расположенные веером).
-Что означает улей? (Тамбовский народ гостеприимный и добрососедский).
-Пчелы? (Тамбовский народ  трудолюбивый, заботливый). 
-Какой  еще цвет   мы видим на гербе?  (Желтый.Он обозначает богатство). 
-Где еще можно увидеть герб? ( На документах, зданиях).
-Где устанавливают флаги? (На зданиях, где трудятся жители города).
Сообщение воспитателя: Если на здании устанавливаются 2 флага : флаг нашей страны России и флаг нашего города, то флаг  России , если мы стоим лицом к нему,- устанавливают с левой стороны, а флаг города  (или области) с правой. ( Воспитатель показывает на основе наглядности).

Воспитатель предлагает немного отдохнуть. Пальчиковая гимнастика «Пчелы»:
Пчела шмелю жужжит: «Дружище!
На тебе ж пылинок тыщи!
Ты ж пыльцою даже вот,
Перепачкал весь живот».
Поправляя свой жилет, 
Шмель пчеле жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца,
Это ж пудра для лица.
На боках и на спине
Я несу своей жене!» ( образы через пальцы рук).
-Вернемся  к месту начала нашего города. Чем в настоящее время привлекает это место горожан? ( Парк культуры и отдыха, картинная галерея…Устанавливаются схематические значки).
-Город-крепость разрасталась. Стали строить здания из камня.   Кто организовал первое каменное строительство? (Святитель Питирим). Правильно. Он  начал строительство Спасо-Преображенского Собора (показ фото).
-Как выглядит сейчас это место? (дети находят фото) Что находится рядом с ним? (Вечный огонь).  Кому он установлен? ( Погибшим  в войну).

Устанавливаются схематические значки.
-Дети, как можно передать информацию, новость, предупредить об опасности? (позвонить, написать письмо или отправить телеграмму).
-В те далекие времена люди об этом тоже позаботились и построили почтамт (показ фото). Здесь не только принимались письма, открытки для отправки адресату, но и было местом отдыха для тех, кто проезжал мимо. Рядом находилась улица Астраханская  (показ на карте), сейчас она называется Советская, по которой   проезжало большое количество людей по разным направлениям  России.   Найдите фото современного почтамта.   (Устанавливается схематический значок).
-Когда изобрели паровоз, то и в Тамбовской губернии началось строительство железной дороги. Построили  железнодорожный вокзал (показ фото). Отсюда уезжали по делам, в гости, а затем и на войну. И вот известный тамбовский композитор Агапкин ( показ фото)  написал марш « Прощание славянки». Этот марш в последствии стал гимном нашего города. Что такое гимн? (Главная песня страны, города).

Слушание марша Агапкина «Прощание славянки». Дети импровизируют под музыку.
- А кто такая славянка? (Женщина -   наша  предок, которая провожает на войну родного человека.).
--Почему именно «прощание»? (Расстаются, могут больше не встретиться).
-Найдите современное фото железнодорожного вокзала. Этот марш и сейчас встречает и провожает пассажиров. Когда еще можно его услышать? (На параде, во время праздников).
-Горожане во все времена старались быть образованнее, культурнее. Поэтому строились  театры (показ старого фото здания драматического театра), а сейчас что здесь находится? (Драматический театр и кукольный). Строились библиотеки (показ фото   библиотеки ), а что сейчас здесь? (Картинная галерея).

Воспитатель ставит рядом карту современного города.
-Обратите внимание на то, каким маленьким был наш Тамбов, каким он стал большим. Но на всем протяжении своего существования   жители дорожили всем тем, что им оставалось в наследство от их предков. И эти памятники старины до сих пор служат нам.
-Подошло время дать ответ на вопрос: «В чем сила русского народа?»
Ответ мы найдем, открыв вот эти карточки (показ «табло»). Чтобы открыть карточки – нам надо ответить на вопросы:
1 вопрос: Найдите чем похожи (чем отличаются) эти предметы? (пешеходный переход и герб).
Ответы детей: пешеходный переход и герб – это знаки, предназначены для людей ( сходства). Но пешеходный переход устанавливают на дороге, а герб на здании, документах.
2 вопрос:  Найдите знакомые флаги. (Среди  флагов других стран находят флаг России и флаг города Тамбова.
3 вопрос: Найдите ошибку. (Изменение на карте начала строительства крепости). 

Когда все детали «табло» открываются – видим изображение «сердца».
-Что означает сердце? (Любовь) .
-Что же помогает русскому народу побеждать?
Далее  читаем вместе с детьми по цветам флага России и города Тамбова:
Чистота, верность Родине, отвага, надежда, богатство русской души  и главное (показ на «сердечко») любовь к Родине – вот в чем сила русского народа.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.