Открытый урок по народно-сценическому танцу: «Дробные выстукивания в русском танце»
Автор: Назаренко Ольга Александровна
ВВЕДЕНИЕ:
Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, нужно знать какую роль он играет в жизни народа, каковы источники его содержания и выразительных средств.
Танец – один из самых древних и массовых видов искусства. Наш народ любит танцевать и создает в танце идеальный образ, к которому стремится и утверждается в эмоционально - художественной форме. В танце находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи и другое. В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы. Русский танец зарождался и развивался в народе.
Танцевальный фольклор – неисчерпаемая сокровищница искусства, созданная народом на протяжении многих веков. Переходя из поколения в поколение - содержание и форма народных танцев видоизменялась, отражая исторические изменения в бытовой, социальной и культурной жизни нашего народа.
Особенность хореографического искусства состоит в том, что его природа синтетична и включает в себя элементы других видов искусств – музыки, живописи, скульптуры и т. д.
Методика преподавания народно-сценического танца приобретает важное значение в связи с единством требований к сценическому мастерству, как профессиональных, так и самодеятельных коллективов танца. Хореографические отделения Детских школ искусств, являются первым и главным звеном в получении навыков и знаний в области танцевального искусства.
Самое сложное в современном искусстве танца - это умение выразить своё эмоциональное состояние, свое отношение к каждому движению. Если учащиеся испытывают удовольствие, внутренний подъём и радость оттого, чем они занимаются, что они делают, значит, они подлинные хранители народного искусства.
Цель урока - обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы «Хореографическое творчество» - танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков народно-сценического танца.
Задачи:
- Отработка навыков исполнения «дробей» в русском танце, для дальнейшего использования их в постановочной работе.
- Изучение движений народно – сценического танца, правильно воспроизводить элементы народного танца.
- Развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- Развитие устойчивости, правильной осанки, пластичности движений, легкость исполнения.
- Воспитывать бережное отношение к искусству народно-сценического танца, к традициям народного творчества.
- Эстетическое совершенствование, гармоничное, духовное и физическое развитие детей.
Методика проведения урока – ход урока.
В ходе урока я использую следующие методы работы:
Основные методы работы:
- Наглядный - (практический показ, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков).
- Словесный - (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и др.)
- Ступенчатый – творческий - (метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений).
- Игровой - (используется при проведение музыкально-ритмических игр).
Оборудование:
- наличие специально оборудованного зала со станками, зеркалами, хорошо проветриваемое и оформлением наглядными пособиями.
- мультимедийное оборудование для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
ПЛАН УРОКА.
- Поклон.
- Экзерсис народно-сценического танца.
- Этюды и дробные комбинации на середине зала.
- Вращение и прыжки.
- Заключение: обсуждение с учащимися положительных и отрицательных моментов.
- Поклон.
В данном уроке - я использую традиционные движения экзерсиса по народно-сценическому танцу, которые по принципу чередований движений подготавливают учащихся к выполнению технически сложных движений, упражнения у станка разогревают, разрабатывают определенные группы мышц, эластичность связок, выразительность, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, способствуют развитию прыжка, вырабатывают силу и вместе с тем мягкость движений.
- Полуприседания и полные приседания
- Упражнения на развитие подвижности стопы
- Маленькие броски
- Круговые движения ногой по полу
- Каблучные упражнения
- Низкие развороты ноги
- Подготовка к «веревочке»
- Упражнения ненапряженной ногой
- Дробные выстукивания
- Поднимание ноги на 90 градусов
- Большие броски
- Наклоны, прогибы корпуса
Упражнения у станка способствуют развитию подъема, силы удара, шага, прыжка, гибкости и т.д. Движения чередуются, чтобы не было большой нагрузки на одни и те же мышцы и связки ног, рук и туловища учащихся. После упражнений на слегка согнутых ногах, следующее исполняется на вытянутых ногах и если исполнялось мягкое, спокойное движение, то следующее должно быть сильным и четким по исполнению.
Когда закончены все упражнения у станка переходим к исполнению этюдов и комбинаций на середине зала. Наш урок посвящен русскому народному танцу и дробным выстукиваниям.
Учащиеся уже знакомы с некоторыми дробными выстукиваниями, и я прошу их рассказать - какие удары они знают, как они исполняются, и показать основные удары – (притоп, тройные притопы, удар каблуком, носком, двойной удар и др.)
Переходим к изучению нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной пляской, в пляске девушек и юношей часто встречаются дроби. Нужно помнить, что красота исполнения дробей не в силе удара об пол, а, наоборот, в легкости. Чем «мельче» дробь, тем интереснее пляска. Дробь исполняется в любом темпе – быстром, среднем и медленном. При исполнении удары каблуком или носком должны быть четкими, ритмичными, короткими.
Разберем некоторые из них: перед началом исполнения – исходное положение ног – естественное. Счет всех изученных дробей -2/4.
- Простая дробь.
1 такт: На «раз» ударить об пол каблуком левой ноги, правую слегка приподнять; на «и» правую ногу опустить на каблук; на «два» слегка притопнуть правой ногой; на «и» притопнуть левой ногой, одновременно приподнять каблук правой ноги.
2 такт: На «раз» ударить каблуком правой ноги об пол и сразу приподнять правую ногу; на «и» слегка приподнять левую ногу; на «два» притопнуть левой ногой; на «и» притопнуть правой ногой и приподнять левый каблук. Простая дробь исполняется с продвижением вперед.
- Дробь с притопами.
На «раз» подскочить на левой ноге, одновременно приподнять правую, согнутую в колене и опустить на каблук, потом на носок; на «два» - шаг левой ногой вперед; на «и» - шаг правой ногой вперед с ударом всей стопой о пол. Движение повторяется с правой ноги.
- Дробь «в три ножки».
На «раз - и» сделать правой ногой небольшой шаг вперед на каблук, а левую (с ударом всей стопой) приставить к правой, опуская в этот момент правую ногу на всю стопу. На «два - и» повторить движение. Движение исполняется без остановки, с одной и той же ноги.
- Мелкая дробь.
На «раз» ударить об пол правым каблуком; на «и» ударить носком правой ноги; на «два» притопнуть левой ногой; на «и» притопнуть правой ногой. Затем движение повторяется с другой ноги.
- Мелкая дробь с притопом.
На «раз» ударить об пол правы каблуком; на «и» ударить носком правой ноги; на «два» притопнуть левой ногой; на «и» притопнуть правой ногой. Затем движение повторяется с другой ноги.
- Дробь с ковырялочкой.
На «раз» подскочить вперед на левой ноге, а правую поставить в сторону на носок каблуком вверх, колено повернуть влево; на «и» повернуть правую ногу носком вверх, колено отвести вправо; на «два» притопнуть правой ногой; на «и» - пауза. Движение повторяется с другой ноги.
- Дробь – концовка.
На «раз» прыгнуть на обеих ногах вперед, руки согнуть в локтях перед грудью; на «и» - шаг назад правой ногой, затем левой ногой, руки опустить; на «два» подскочить на левой ноге, одновременно правую, согнутую в колене, отделить от пола, руки согнуть в локтях; на «и» опустить правую ногу с ударом всей ступней о пол, руки раскрыть в сторону.
В русской пляске «концовка» является «точкой», заканчивающей танцевальное движение.
Все изученные движения на данном уроке - исполняются учащимися сначала с правой, затем с левой ноги, постепенно в работу добавляются движения рук.
Особое внимание следует уделить музыкальному сопровождению, так как она оказывает эмоциональное воздействие, помогает правильно разобрать ритмический рисунок дробей, поможет создать характер и динамику.
Всем учащимся в конце урока даю творческое задание, на изученные движения самим создать полноценное дробное выстукивание на русском материале, с применением различных шагов, движений рук, поворотов. Лучшие дробные композиции учащихся, затем используются на дальнейших уроках по народно-сценическому танцу.
Заканчивается урок обязательными вращениями и прыжками для развития танцевальной техники, овладения танцевальным мастерством без которого не может быть творческого развития коллектива, танцевального ансамбля.
Заключение - подведение итогов открытого урока:
В конце урока подвожу итоги с учащимися: что было самым трудным в изучении и исполнении дробей, что понравилось больше, на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания.
Для того, чтобы лучше раскрыть творческие возможности учащихся, развивать мышление, фантазию, стремиться к выразительности исполняемых движений и танцев в процессе учебной работы педагогу необходимо правдиво и выразительно передавать содержание произведения средствами танца, музыки и весь процесс строить так, чтобы он носил творческий, целеустремленный характер, добиваясь овладения танцевальной техникой, превращая танец в подлинное искусство.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.