Открытый урок по народно-сценическому танцу: «Дробные выстукивания в русском танце»

Автор: Назаренко Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ:
  Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, нужно знать какую роль он играет в жизни народа, каковы источники его содержания и выразительных  средств.
Танец – один из самых древних и массовых видов искусства. Наш народ любит танцевать и создает в танце идеальный образ,  к которому стремится и утверждается в эмоционально - художественной форме. В танце находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи и другое. В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы. Русский танец зарождался  и развивался в народе.
Танцевальный фольклор – неисчерпаемая сокровищница искусства, созданная народом на протяжении многих веков. Переходя из поколения в поколение - содержание и форма народных танцев видоизменялась, отражая исторические изменения в бытовой, социальной и культурной жизни нашего народа.
Особенность хореографического искусства состоит в том, что его природа синтетична и включает в себя элементы других видов искусств – музыки, живописи, скульптуры и т. д.
Методика преподавания народно-сценического танца приобретает  важное  значение в связи с единством требований к сценическому мастерству, как профессиональных, так и самодеятельных коллективов танца. Хореографические отделения Детских школ искусств, являются первым и главным звеном в получении навыков и знаний в области танцевального искусства.  
Самое сложное в современном искусстве танца - это умение выразить своё эмоциональное состояние, свое  отношение к каждому движению. Если учащиеся испытывают удовольствие, внутренний подъём и радость оттого, чем они занимаются, что они делают, значит, они подлинные хранители народного искусства.

Цель урока - обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы «Хореографическое творчество» - танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков народно-сценического танца.

Задачи:
  1. Отработка навыков исполнения «дробей»  в русском танце, для дальнейшего использования их в постановочной работе.
  2. Изучение движений народно – сценического танца, правильно воспроизводить элементы народного танца.
  3. Развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  4. Развитие устойчивости,   правильной осанки, пластичности движений, легкость исполнения.
  5. Воспитывать бережное отношение к искусству народно-сценического танца, к традициям народного творчества.
  6. Эстетическое совершенствование, гармоничное, духовное и физическое развитие детей.
 
Методика проведения урока – ход урока.

В ходе урока я использую следующие методы работы:
                                
Основные методы работы:
  • Наглядный - (практический показ, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков).
  • Словесный  -  (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и др.)
  • Ступенчатый – творческий -  (метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений).
  • Игровой  -  (используется  при проведение музыкально-ритмических игр).
 
Оборудование:
  • наличие специально оборудованного зала со станками, зеркалами, хорошо проветриваемое и оформлением наглядными пособиями.
  • мультимедийное  оборудование для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
 
ПЛАН  УРОКА.
  1. Поклон.
  2. Экзерсис народно-сценического танца.
  3. Этюды и дробные комбинации на середине зала.
  4. Вращение и прыжки.
  5. Заключение: обсуждение с учащимися  положительных и отрицательных моментов.
  6. Поклон.
 
В данном уроке -  я  использую традиционные движения экзерсиса по народно-сценическому танцу,  которые по принципу чередований движений  подготавливают учащихся  к выполнению  технически сложных движений, упражнения у станка разогревают, разрабатывают определенные группы мышц, эластичность связок,  выразительность, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы,  способствуют развитию прыжка,  вырабатывают силу и вместе с тем мягкость движений.
  1.  Полуприседания и полные приседания   
  2.  Упражнения на развитие подвижности стопы 
  3.  Маленькие броски  
  4.  Круговые движения ногой по полу 
  5.  Каблучные упражнения 
  6.  Низкие развороты ноги  
  7.  Подготовка к «веревочке»  
  8.  Упражнения ненапряженной ногой 
  9.  Дробные выстукивания 
  10.  Поднимание ноги на 90 градусов 
  11.  Большие броски
  12.  Наклоны, прогибы корпуса
 
Упражнения у станка способствуют развитию подъема, силы удара, шага, прыжка, гибкости и т.д.  Движения чередуются, чтобы не было большой нагрузки на одни и те же мышцы и связки ног, рук и туловища учащихся.  После упражнений на слегка согнутых ногах, следующее  исполняется на вытянутых ногах и если исполнялось мягкое, спокойное движение, то следующее должно быть сильным и четким по исполнению.
Когда закончены все упражнения  у станка переходим к исполнению этюдов и комбинаций на середине зала. Наш урок посвящен русскому народному танцу и дробным выстукиваниям.
Учащиеся уже знакомы с некоторыми дробными  выстукиваниями,  и я прошу их рассказать - какие удары они знают, как они исполняются,  и показать основные удары – (притоп,  тройные притопы, удар каблуком, носком, двойной удар и др.)
Переходим к изучению нового материала: 
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной пляской, в пляске девушек и юношей часто встречаются дроби. Нужно помнить, что красота исполнения дробей не в силе удара об пол, а, наоборот, в легкости. Чем «мельче» дробь, тем интереснее пляска. Дробь  исполняется в любом темпе – быстром, среднем и медленном. При исполнении удары каблуком или носком должны быть четкими, ритмичными, короткими.
Разберем некоторые из них: перед началом исполнения  – исходное положение ног – естественное. Счет всех изученных дробей -2/4.
  1. Простая дробь
 1 такт:     На «раз» ударить об пол каблуком  левой ноги,   правую слегка приподнять;  на «и» правую ногу опустить на каблук;  на «два» слегка притопнуть  правой ногой;  на «и» притопнуть левой ногой, одновременно приподнять  каблук правой ноги.
2 такт:     На «раз» ударить каблуком правой ноги об пол и сразу приподнять правую ногу; на «и» слегка приподнять левую ногу; на «два» притопнуть левой ногой;  на  «и» притопнуть  правой  ногой и приподнять левый каблук. Простая   дробь  исполняется с продвижением вперед.
  1. Дробь с притопами.
На «раз» подскочить на левой ноге, одновременно приподнять   правую,  согнутую в колене и опустить на каблук, потом на носок; на «два»   - шаг левой ногой вперед; на «и» - шаг правой ногой вперед с ударом  всей стопой о пол. Движение повторяется с правой ноги.
  1. Дробь  «в три ножки».
На «раз - и»  сделать правой ногой небольшой шаг вперед на каблук,  а левую (с ударом всей стопой) приставить к правой,  опуская в этот момент правую ногу на всю стопу. На «два - и»   повторить движение. Движение исполняется без остановки, с одной и той же ноги.
 
  1. Мелкая дробь. 
На «раз»  ударить  об пол   правым каблуком;  на «и»  ударить носком правой ноги;  на «два»   притопнуть левой ногой;  на «и» притопнуть правой ногой. Затем  движение повторяется с другой ноги.
  1. Мелкая дробь с притопом.
На «раз» ударить об пол правы каблуком;  на «и»  ударить носком правой ноги;  на «два»  притопнуть левой ногой;  на «и» притопнуть правой ногой. Затем движение повторяется с другой ноги.
  1. Дробь с  ковырялочкой.
На «раз» подскочить вперед на левой ноге,  а правую поставить в сторону на носок каблуком вверх,   колено повернуть влево; на «и»   повернуть правую ногу носком вверх, колено отвести вправо;  на «два» притопнуть правой ногой; на «и» - пауза.  Движение повторяется с другой ноги.
  1. Дробь – концовка.
На «раз» прыгнуть на обеих ногах вперед, руки согнуть в локтях перед грудью; на «и» - шаг назад правой ногой, затем левой ногой, руки опустить; на «два» подскочить на левой ноге, одновременно правую,  согнутую в колене,  отделить от пола,  руки согнуть в локтях;  на «и» опустить правую ногу с ударом  всей ступней о пол, руки раскрыть в сторону. 
В русской пляске  «концовка» является «точкой»,  заканчивающей танцевальное движение.
Все  изученные движения  на  данном уроке - исполняются  учащимися сначала  с правой,  затем с левой ноги,  постепенно в работу  добавляются   движения рук.
Особое внимание следует  уделить музыкальному сопровождению, так как она оказывает эмоциональное воздействие, помогает  правильно разобрать ритмический рисунок дробей, поможет создать характер и динамику.
Всем учащимся в конце урока даю творческое задание, на изученные движения самим создать полноценное дробное выстукивание на русском материале, с применением различных шагов, движений рук, поворотов. Лучшие дробные композиции учащихся, затем используются  на дальнейших уроках по народно-сценическому танцу.
Заканчивается урок обязательными вращениями и прыжками для развития  танцевальной техники, овладения  танцевальным мастерством без которого не может быть творческого развития коллектива, танцевального ансамбля.

Заключение  - подведение итогов открытого урока: 
В конце урока подвожу итоги с учащимися: что было самым   трудным в изучении и исполнении дробей, что понравилось больше, на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания.
Для того,  чтобы лучше раскрыть творческие возможности учащихся, развивать  мышление, фантазию, стремиться к выразительности исполняемых движений и танцев в процессе учебной работы педагогу необходимо правдиво и выразительно передавать содержание произведения средствами танца, музыки и весь процесс строить так, чтобы он носил творческий, целеустремленный  характер,  добиваясь овладения танцевальной техникой, превращая танец в подлинное искусство.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.