Конспект итогового занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир часов»

Автор:  Кувшинова Екатерина Борисовна 

Цели: Формирование у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли и деятельности человека. 
Вызвать интерес к работе часовщика. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, активизировать речь детей.
Материалы: Рисунки и фотографии с изображением различных часов, выставка часов, разрезные картинки к игре «Петушок и солнышко», фломастеры , бумага.
Предварительная работа: Рассматривание вместе с детьми механизма современных механических часов. Беседа и просмотр презентации на тему «Прошлое и настоящее часов». Заучивание стихов, песенок, загадок, пословиц по теме занятия.
Ход.
Воспитатель:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
-Ребята, это письмо от нашего друга Знайки, героя известной истории про Незнайку и его друзей.   Интересно, что же он нам пишет  (вскрывает конверт). Здесь загадка!
Нет ног, а хожу.
Нет рта, а скажу-
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать!
-Кто знает отгадку? Правильно, дети, это часы. Еще в письме находится рисунок. Для вас Знайка нарисовал часы. Я думаю, что он не зря прислал письмо. Знайка приглашает нас  совершить увлекательное  путешествие в мир часов. Вы согласны?
Скажите, ребята, если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда на работу идти? (ответы детей) Давайте вместе подумаем, как было раньше, давным-давно.
Петя, Петя, Петушок, 
Золотой гребешок,
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Детям спать не дает!
Кто выполняет роль часов в потешке? (ответ) А вы знаете загадки и стихи про эту замечательную птицу? ( дети читают стихи) 
Послушайте пословицу: «Петушок зари не проспит». Как вы ее понимаете? 
(ответы детей)
Давным- давно люди узнавали время по живым часам- петуху. Чуть рассвело-и петухи запели, разбудили солнце. Солнце взошло, значит пора глаза открывать, вставать, за работу приниматься. В старину говорили : «Встал с первыми петухами»,  это означает- очень рано. Радовались люди новому дню, теплому  солнцу. Много придумано потешек  и песенок про солнце ( дети читают стихи)
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
(Воспитатель проводит физкультминутку «Солнце встало»)
Прошло много времени, прежде чем человек изобрел часы. Думал-думал он и придумал вот такие часы- песочные. ( Дети рассматривают песочные часы)
Из чего они сделаны? Как они работают? ( Песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.Высыпался песок, значит,  прошло определенное время)
Дети читают стихи.
Из каютки в каютки
Пробегают малютки,
Считанные минутки. 
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, удобны ли песочные часы? Почему? Правильно! Их нужно все время переворачивать…( дети рассуждают и вспоминают, где они видели такие часы?
-Тук-тук! (входит Сказочный Гном)
-Здравствуйте, я Сказочный гном- часовщик. Попробуйте отгадать мою загадку:
Две сестрицы друг за другом,
Пробегают круг за кругом,
Коротышка только раз,
Та, что выше- каждый час!
( стрелки часов)
Я принес вам в подарок необыкновенные часы. Прислушайтесь. Они тикают, ведь в них живет чудо. Только я не знаю,какое. Может,  вы мне поможете понять, в чем секрет этих часов.
Воспитатель:
-Конечно! На самом деле, никакого чуда здесь нет, и дети прекрасно это знают. Внутри этих часов находится часовой механизм ( зубчатые колесики, винтики, шурупчики) Ребята, как называются  такие часы? ( механические)
Механические часы нужно заводить, а какие часы не нужно заводить? ( ответы детей)
-Конечно, электронные! Где вы встречали такие часы? Как они работают?
( Дети отвечают и читают стихи про часы)
Воспитатель:
-Молодцы! Посмотрите на нашу выставку часов. Давайте повнимательнее рассмотрим   экспонаты. 
Вот эти часы будят нас по утрам и иногда тикают в тишине так громко, что мешают нам спать. Как они называются? (будильник)  
Следующие часы мама с папой носят на руке (наручные). 
Часы с кукушкой и маятником  висят  на стене (настенные). 
А вот эти часы с крышечкой носит на цепочке дедушка и прячет их в карман, мы их называем (карманные)
Молодцы, ребята! Совершенствуется мир, совершенствуются и часы. Но человек не только изобретает новые часы, он их ремонтирует. Этот человек- часовщик! Послушайте чистоговорку и повторите ее ( индивидуальные ответы).
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Какой звук чаще всего слышится в чистоговорке? Назовите слова с этим звуком. 
Д/игра «Назови слово»
Дети, наше увлекательное путешествие в мир часов  закончилось. Сказочный Гном - часовщик дарит нам игру «Разрезные картинки», а мы нарисуем для Гномапонравившиеся вам часы. А еще,  вы можете придумать и нарисовать свои часы! 
Занятие закончено.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.