Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Автор: Кувшинова Екатерина Борисовна 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется огромное внимание. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, разрушающая, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкиелюди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Именно в семье ребенок получает знания об  окружающем мире, и именно в семье складываются  представления  ребенка охорошем и плохом.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія[1]) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Это всё то, что нас окружает, то, чем мы дышим и  чем живём.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят, как мама поливает комнатные растения, дедушка с бабушкой выращивают на огороде овощи, общаются с домашними  животными. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свое «жилище», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. 

Дошкольный возраст – очень важный  этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе правильное бережное  отношение к природе, ко всему  окружающему. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются нравственно-экологические позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Нужно научить детей:
• Беречь деревья, цветы и кустарники.
• Любить братьев наших меньших.
• Бросать мусор только в специальные контейнеры.
• Беречь природные ресурсы.

Очень важен ваш личный, положительный пример. Вам, уважаемые родители, необходимо  объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой, нельзя рвать цветы на городских клумбах, топтать, мять их, нельзя обижать кошек, собак и птиц.  
Вы должны научить  вашего ребенка замечать красоту окружающего мира и заботится о ней.

Повесьте кормушку за окном или на балкон, накормите птиц. Ребёнок сам будет сыпать туда корм. Хотите порадовать ребёнка? Тогда  заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Расскажите, как правильно за ними ухаживать и  ваш ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом- котенка или щенка. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте его  на улицу, мы ведь в ответе за тех, кого приручили... Воспитывайте в детях чувство сострадания. Восхищаться красотой природы, ценить ее разнообразие, правильно распоряжаться ее дарами- всему этому может научить только семья. Особенно это актуально для семей, живущих  в больших городах. При первой возможности, в любое время года, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть красоту природы. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Весной природа пробуждается, и человек радуется каждой травинке, каждому  листочку,  хочется отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Сходите всей семьей в лес.Покажите  ребенку цветы и лекарственные травы,  вместе с ребенком соберите  в лесу грибы и ягоды, расскажите ребенку, что нужно в корзинку нужно класть только съедобные  грибы, и только те, которые вы знаете,  ядовитые грибы трогать нельзя, но они  нужны животным  для питания  и лечения. Грибы  нужно аккуратно срезать ножиком, чтобы не повредить грибницу, иначе грибы в лесу просто исчезнут.  

Такие радостные встречи останутся в памяти вашего ребенка, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

Необходимо не только ценить и беречь всю многогранность и щедрость природы, не менее важно формировать в сознании ребенка желание приносить пользу природе, платить ей ответным стремлением созидать. В  помощь для вас, родителей, на данный момент есть множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, документальные фильмы. Однако важно заметить, что теоретические познания никогда не смогут заменить практических действий. Только в процессе конкретных поступков, можно по- настоящему понять важность и значимость каждого человека в улучшении экологической ситуации в мире.

Для того чтобы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.



Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.