Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «22 апреля - Международный День Земли»

Автор: Кувшинова Екатерина Борисовна 

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, об обитателях планеты Земля в форме проведения экологической викторины. Познакомить с важным международным  праздником – День Земли.

Задачи:
Продолжать уточнять и обобщать знания детей о флоре и фауне нашей планеты, обсуждать   злободневные экологические проблемы, учить находить пути их решения.
Учить узнавать и называть птиц, рыб, зверей, запоминать интересные факты о них.
Развивать сообразительность, логическое мышление, память, быстроту реакции.
Расширять кругозор, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, чувство ответственности за свою планету, желание ее охранять и оберегать.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация «22 апреля- Международный День Земли», глобус, значки с изображением представителей  рыб, зверей и птиц на каждого ребенка, жетоны, призы, книги В. Бианки, Е. Чарушина, Г. Снегирёва, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского, аудиозапись  «Как прекрасен этот мир».

Ход мероприятия

(1 слайд - изображение Земли.)

Ведущий:
- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Мы собрались сегодня вами для того, чтобы поговорить о самом главном в жизни - о нашем общем доме, которым является для нас …
 - Планета Земля! 
-Правильно! А все мы - дети  Земли. И специально для того, чтобы люди всегда помнили о нашем общем доме, в Америке 1872 году был придуман новый праздник - День Земли. А началось всё с того, что один американец – Джон Мортон, хотел защитить деревья штата Небраска, которые вырубались для строительства домов и на дрова. Он предложил заняться озеленением, устроить День посадки деревьев и учредить приз тому, кто в этот день посадит большее количество деревьев. Только в первый день этой акции люди штата посадили около миллиона деревьев.

(2 слайд - изображение Джона Мортона).

-Позднее в 1882 году правительство штата учредило День  дерева как официальный праздник. Отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Джона Мортона. Международным этот праздник стал в 1990 году, когда в этой акции стали принимать участие люди разных стран мира, и поэтому этот праздник стали называть «Международным днём Земли». В России День Земли официально отмечается с 1998 года. А дерево стало основным символом этого праздника.

(3 слайд « 22 апреля - Международный день Земли»).
На свете существует много интересных праздников: День Солнца, День Воды, и даже День Подснежника. Есть настоящий праздник и у всей нашей планеты Земля. Этот праздник был учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 году. Он ставил своей целью обратить внимание человечества на хрупкость экосистемы Земли. Этот праздник призван побудить людей быть внимательными к нашему общему дому — планете Земля.

(Ребенок читает стихи)
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
( Воспитатель  снимает накидку с глобуса)

- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, преодолев  равнодушие в себе.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют в мире? (Вырубка лесов,   загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.
Сегодня, нашем саду мы тоже отмечаем этот праздник.

Экологическая игра-викторина «Это Земля – твоя и моя» 

В игре принимают участие три  команды. «Звери», «Птицы» и «Рыбы». Вопросы предлагаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает жетончик. Команда, набравшая большее количество жетончиков, становится победительницей. А ваши ответы, ваши знания будут оценивать уважаемое жюри.

 Внимание! Начинаем нашу викторину!» 

Разминка. По одному вопросу к командам.
- Какая вода на вкус море, реке, озере?
-   Назовите несколько  морских обитателей
-Назовите детенышей лошади, коровы, свиньи
 1 часть. «Как поступишь ты? Правила поведения в природе»:
Вопросы команде «Звери»
1.В лес с собой надо брать:
-компас
-глобус
- карту
2. Костёр надо разводить:
- на поляне
- под деревом
3. Ветки для костра надо:
- ломать с живых деревьев
- поднимать с земли
4. Прежде чем уйти из леса или с поляны костёр надо
- залить водой
- засыпать торфом

Вопросы команде «Птицы»

1. Мусор нужно:
- взять с собой
- оставить в лесу
2. Что не разлагается в почве:
- полиэтиленовый пакет
- бумага
- угли
3. Грибы нужно есть:
- жареными или вареными
- сырыми
4. Увидев ежика, нужно:
- взять его домой или в руки
- пройти мимо
Вопросы команде «Рыбы»
1. Как правильно собирать в лесу ягоды?
- срывать кустики с большим количеством ягод
- рвать по одной только спелые ягоды
2. Увидев гнездо в траве, нужно:
- пройти мимо
- погладить, взять в руки, покормить птенцов
3. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, нужно:
- съесть их или взять с собой
- не трогать, пусть ими полакомятся лесные звери
4. В лесу надо:
- слушать громкую музыку
 - вести себя тихо и сдержанно

2 часть. «Знатоки природы»: 

Вопросы команде «Звери»
1.Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране.
а) зелёная
б) красная
в) синяя
2. Как называются большие участки лесов, степей, гор, где люди оберегают и сохраняют животных, редкие и ценные растения?
а) дача
б) заповедники
в) санаторий
3. Кто быстрее всех летает?
а) ласточка
б) орёл
в) стриж (140км/ч)
4. Где обитает стрекоза?
а) в лесах
б) вблизи водоёмов
в) в полях

Вопросы команде «Птицы»
1. Назовите самую большую  птицу на Земле?
а) орёл
б) страус
в) журавль
2. Самый крупный из всех медведей?
а) белый
б) гималайский
в) бурый
3. Самый сильный хищный зверь?
а) тигр
б) белый медведь
в) лев
4. Назовите зверька  с самой драгоценной шкурой?
а) соболь
б) куница
в) белка

Вопросы команде «Рыбы»
1. Какие звери рождаются зрячими?
а) лисята
б) зайчата
в) волчата
2. Что делает волк со своей добычей?
а) ест вначале сам
б) кормит волчицу
в) отдаёт пищу новорожденным волчатам
3. Кто быстрее всех бегает?
а) антилопа
б) гепард
в) волк
4.Какой венок используют со времён Древнего мира для награды победителей?
а) оливковый
б) терновый
в) лавровый

3 часть Игра «Каждый может помочь природе». 

Ведущий:
После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.
- Загрязнение воды, воздуха заводами и фабриками
- Оставлять мусор в лесу
+ Развешивать кормушки, различные домики для птиц
- Браконьерство
+Очистительные фильтры на трубах заводов и фабрик
+Создание заповедников
+Посадка деревьев и кустарников
+Создание красной книги
-Разрушение памятников природы и культуры
+Создавать, украшать  и очищать места отдыха
-Обрывать цветы, растения
+Заботиться о животных и птицах, подкармливать их
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда и норы
+Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам, не ломать ветки деревьев и кустарников

4 часть   «В мире животных и растений».

Вопросы команде «Звери»
Какое дерево поит людей и насекомых вкусным соком? (Береза.)
Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.) Какой гриб растет под осиной? (Подосиновик.)
Вопросы команде «Птицы»
Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
Кому нравится  лакомиться корой осины, яблони и других деревьев? (Заяц.)
Кто любит в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)

Вопросы команде «Рыбы»
Какие деревья называют вечнозелеными и почему? (Ель, сосна.) 
Какие блюда можно приготовить из лесных ягод? (Варенье, компот, повидло.)
- Приносят ли деревья пользу и кому? (Лесным жителям, людям.) Какую пользу деревья приносят лесным жителям? Людям?

Ведущий: В правилах поведения в природе советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?
Дети заканчивают предложения.
(Отвечает команда «Звери»)
Не разводи костров в сухую погоду.
Не руби в лесу деревьев.
Не разоряй муравейники.
(Отвечает команда «Птицы»)
Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
Не бери в руки  в лесу животных.
Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
(Отвечает команда «Рыбы»)
Не рви лесные и полевые цветы.
Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Ведущий: Молодцы, ребята, подведем итоги нашей экологической игры-викторины.

Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям! И мы с вами не прощаемся, ведь впереди ещё столько неизвестного и неизведанного.  Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г. Снегирёва, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского и др. Пусть они подарят вам радость общения с природой. До свидания, до следующих встреч! (Звучит песня «Как прекрасен этот мир»)

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.