Проект: Интеграция образовательного пространства для создания условий, способствующих формированию устойчивого интереса детей дошкольного возраста к хореографическому искусству.

Автор: Редкозубова Ирина Геннадьевна
В последнее время существует много исследований и научно-методической литературы, доказательно свидетельствующих о том, что чем раньше ребёнок начинает получать художественное образование, тем более объёмным и многогранным становится его мышление.
         Ранее художественно-эстетическое воспитание ребёнка всегда было и будет актуальным в педагогической практике. Оно помогает не только корректировать развитие ребёнка, но и обогащает его духовный мир, даёт возможность подготовить к успешной учёбе в школе, а также выявить степень одарённости на ранней стадии развития.
         Целью проекта является создание наиболее благоприятных условий для развития интереса детей дошкольного возраста к хореографическому искусству.
         В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов (театральная азбука, окружающий мир, изобразительное искусство, азбука хореографии, хоровое пение), образующих новые учебные формирования – Группы Раннего Эстетического Развития. Этот комплекс позволяет ребёнку встать на первую ступеньку обучения, и приобщить детей к различным видам художественного творчества, одним из которых является  хореографическое искусство.
         На начальном этапе обучения основными задачами является прежде всего: создание условий для развития и коммуникабельности художественно-творческих способностей. 
         Особое внимание следует уделить развитию творческого мышления, фантазии и воображения, по средством игры и эмоциональной отзывчивости. Побудить интерес и потребность к хореографии, формируя музыкальную культуру у детей на основе единых концептуальных подходив к занятиям.
         Бытует мнение, что дети в данном возрасте не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу возрастных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их внешней деятельности, их поведения и мышления, они наиболее восприимчивы к сенсорным стимулам. Поэтому раннее выявление, обучения и воспитание детей дошкольного возраста составляет одну из главных проблем совершенствования системы дополнительного образования.
         Процесс повышения интереса к творческой, познавательной деятельности можно рассмотреть, как совокупность импульсов побуждающих детей к действию, девизом которого является хореографическое творчество. Ведь творческое начало есть в каждом ребёнке, поэтому на занятии каждый из них берёт именно то, в чем сам нуждается, и что способен реализовать на своём этапе развития.
         Педагог может лишь направить, указать способ достижения того или иного результата, не в коем случае не загоняя в строгие рамки, формировать и развивать творческую и познавательную активность в специально организованных педагогических условиях.
Участники проекта – это обучающиеся в группе раннего эстетического развития от 3 до 6 лет в количестве 24 человек.
Проект реализуется в рамках дисциплины «Азбука хореографии», на которую отводится 1 академический час в неделю.
При условии создания эффективных форм работы образуется комфортная среда для выявления и развития у детейгруппы раннего эстетического развития интереса к изучению хореографии, а также их познавательных потребностей, самореализации и самоопределения.
Ожидаемые результаты – это своего рода лесенка по ступенькам которой будет подниматься ребёнок к формированию художественно-нравственной личности, а именно повышению интереса к хореографическому искусству, активной творческой деятельности и самореализации в процессе обучения. Особое внимание следует обратить на вовлечение родителей в образовательный процесс и их положительное влияние на заинтересованность в поступлении детей в 1 класс хореографического отделения.
Проект рассчитан на 4 года, которые объединены в 3 этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя сотрудничество с детским садом «Солнышко», расположенного на территории в/ч 14272, который заключается в ежегодном выступлении перед родителями на общем собрании с беседой на тему: «О необходимости раннего развития творческих способностей детей». Проводится анкетирование родителей по вопросам заинтересованности обучения в школе искусств.
В процессе работы над проектомбыл изучен опыт современных педагогов-хореографов по работе с детьми от 3-х до 6-ти лет (Железняковы, Калинина, Пустовитова…), психологических аспектов, методики работы с детьми дошкольного возраста.
Также на подготовительном этапе велась разработка учебно-методического комплекса. Выбор наиболее эффективных форм и методов работы по реализации проекта.
Практический этап включает в себя 2 года. На практическом этапе происходило проведение совместных мероприятий с учреждениями культуры района и детскими садами, родительские собрания с выступлениями детей, а также концертно-исполнительская и фестивальная деятельность обучающихся группы раннего эстетического развития.
Идёт тесное сотрудничество с гарнизонным офицерским клубом, где дети принимали непосредственное участие в сборных концертах, юбилейный и отчётный концерт школы.Не одно новогоднее представление не обходится без детей группы раннего эстетического развития.Они всегда желанные гости на ежегодных агитационных концертах в детском саду. 2 года подряд хореографическая группа из числа обучающихся в группе раннего эстетического развития была участниками районного фестиваля «Яркие жемчужинки».
Заключительный этап. На заключительном этапе были подведены итоги по проделанной работе.Диагностировалась эффективность образовательного процесса и оценивалась степень реализации проекта. Далее происходило представление результатов на педагогическом совете, где он получил высокую оценку педагогического коллектива и была отмечена его необходимость, эффективность, практическая значимость.
В показатели результативности проекта вошли следующие данные: по итогам проекта проведен анализ процентного соотношения выпускников групп раннего эстетического развития к продолжившим обучение в 1 классе хореографии, где выявилось, что из 19 обучающихся 1 класса 12 являются выпускниками группы раннего эстетического развития, что характеризует положительную динамику и желанию обучаться хореографическому искусству. Это говорит о том, что основная масса обучающихся из всего учебного комплекса выбрали хореографическое отделение.
Представлена динамика творческой активности обучающихся в концертах, фестивалях и других мероприятиях, где наблюдается повышение уровня подготовки детей. 
И проведен (самый главный) сравнительный анализ удовлетворённости качеством образовательного процесса со стороны родителей, который показал, что заинтересованность родителей в дальнейшем обучении детей на хореографическом отделении школы искусств с каждым годом растёт, что сказывается на увеличении контингента обучающихся школы.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
«Раннее детство – это уникальный период развития человека. Период, когда дети бесконечно нам верят, искренне раскрывают нам свои чувства, мечты, свою душу. Наша задача – не выпустить детскую ладошку из своих рук, терпеливо, радостно и доброжелательно ввести малышей в огромный, окружающий их мир, дать им увидеть, понять и полюбить самое ценное в этом мире, пробудить в них творческое начало»

Список литературы:
Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. Из-во «Музычна Украина», Киев, 1974.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс» 2010 год.
Калинина О. «Прекрасный мир танца». Харьков. 2012 год.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. Из-во "Просвещение", М..1972г.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.