Рабочая программа по краеведению для детей дошкольного возраста

Автор: Бухтиярова О.Ф. 
1 Целевой раздел

Пояснительная записка
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.  Главный принцип образовательного процесса: от близкого к далёкому (от семьи к городу, его историческому прошлому.  С возрастом увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Рабочая программа по краеведению является вариативной частью образовательной программы  МБДОУ «Детский сад №20»Программа призвана воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины и  ориентирована на детей от 4 до 7лет Реализация регионального компонента направлена на достижение следующих задач
Цель: создание системы работы по воспитанию патриотических чувств через ознакомление с родным городом и воспитание чувства принадлежности к свой семье, своему городу.   

Задачи:
  1. Формировать у детей чувство принадлежности к семье, городу.
  2. Знакомить детей с особенностями и традициями города. 
  3. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре, природном и животном мире.
  4. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  5. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
  6. Заложить основы нравственности, чувство сопричастности и деятельностного отношения к городу.
  7. Повысить интерес у родителей  к совместной деятельности по изучению истории и культуры малой родины.
Целевые ориентиры.
  Ребенок:
- проявляет устойчивый интерес к своей родословной;
- имеет первичные представления о себе, семье, ближайшем окружении;
знает свой домашний адрес, И.О. своих родителей;
- осознаёт свою принадлежность к жителям города;
- знает и узнаёт флаг, герб города;
- имеет представление о прошлом и настоящем  города, об известных людях, прославивших город;
-называет и узнаёт  по иллюстрации, фотографии достопримечательности, социально-значимые объекты, зеленые зоны города; 
- имеет представление о промышленности города. Знает основные профессии жителей города;
- имеет представления о природе родного края; 
- имеет представления о истории возникновения города;  
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения.

II. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по краеведению детей дошкольного возраста реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и «Основной общеобразовательной программой ДОУ

Механизм реализации программы
Программа реализуется 1 раз неделю  в форме кружка и  в повседневной работе в режимных моментах

Задачи интегрируются:
-в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации 
различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, 
трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную  со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
-в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую 
двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
-в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
-в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт  города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; 
коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).в организацию взаимодействия с социумом.

2.2.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной 
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Формы работы
ООФорма работы
Социально-
коммуникативное
развитие
Творческие игры  Сюжетно-ролевые игры
Игры-путешествия
Экскурсии, целевые прогулки
Посещение музея, театров
Встречи с интересными людьми
Создание мини-музея
Благоустройство и охрана окружающей природы
Речевое развитиеБеседы. Составление рассказов
Чтение худ. литературы
Заучивание наизусть
Викторины
Сочинение загадок
Познавательное развитиеПознавательные беседы
Просмотр видео
Интеллектуальные игры
Экологические акции
Проектная деятельность
Викторины
Художественно-эстетическое развитиеПродуктивные виды деятельности
Прослушивание муз. произведений
Рассматривание 
Изготовление поделок
Коллективные творческие работы
Участие в творческих конкурсах  Организация выставок детского творчества
Создание альбомов
Физическое развитиеПодвижные игры
Русские народные игры
Походы
Целевые прогулки, экскурсии
Досуги, развлечения

Методы работы:
-  словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.-  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; -  практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, макетов. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Перспективный план по краеведению 
 Блок «Я-моя семья, Моя улица и мой город» подг. гр.
   Тема.Цели.  
Я и моя семьяФормирование понятия о семье, о возникновении семьи, происхождении имени и фамилии.
История моего имени Формирование представлений о возникновении имени и фамилии, о том что каждый человек имеет право на имя.
Дом,  в котором я живу
История моей улицыФормирование представлений об улицах города, их названиях, о том, что расположено на улицах. Что было раньше.
Рождение моего города Формирование знаний о городе, его историей появления
Символика городаРазвитие представлений о символах города: герб, флаг.
 Особенности нашего города. Его достопримечательностиФормирование представлений о  назначении зданий: (дома, сады, школы, магазины...), о том, чем славится родной город
Как жили наши предкиРазвитие интереса к жизни предков, знакомство с устройством избы. И предметами быта того времени.
Жизнь и труд псковичей сейчасФормирование представлений о промышленности города,  о профессиях и труде людей.
 Есть такая профессия - Родину защищать.Формирование знаний о защитниках Родины. О подвигах в годы ВОВ.
Животный и растительный мир края.Расширение представлений о  природе.
 Любимый уголок города (парки, театры, музеи)Совершенствование знаний о местах отдыха псковичей.
Псков поэтическийФормирование представлений о писателях поэтах псковского края. Знакомство с поэзией
Праздники городаЗнакомство с обычаями и традициями города.
Мой город – моя страна.Расширение представлений  о Родине, столице, символике.
Итоговое мероприятие: «Знай и люби сой город» музыкально-поэтический вечер с родителямиЗакрепление представлений о городе.
Перспективный план по краеведению (ст. гр.)
Блок «Я – моя семья – мой дом», «Я - мой город»
сентябрь 
Я и моя семья.Традиции нашей семьи. Герб моей семьи  Профессии родителей
Задачи:
  • Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
  • Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
  • Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
  • Совершенствовать стиль партнерских отношении;
  • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • Учить самостоятельно организовывать деятельность в игровых центрах.
Октябрь  История моего имениСформировать представления о возникновении имя и фамилии. Показать разнообразие. Подчеркнуть право человека на имя. Воспитывать интерес к происхождению собственного имени
Ноябрь  Дом, в котором я живуДать понятия о доме, о его устройстве, предметах быта   Сформировать представления о многообразии домов, о том что каждый дом имеет свой адрес. Закреплять знания о адресе своего дома.
 Декабрь    Как жили наши предкиСформировать представления о том как жили люди в давние времена. Где жили. Какую одежду носили.
Январь   Мой любимый детский садРасширять представления о детском саде, его помещениях, профессиях сотрудников. Воспитывать уважение и вежливое обращение к сотрудникам д/с., бережное отношение к предметам и игрушкам.
Февраль   История моей улицы.  Правила поведения на улицеДать представления о многообразии улиц, их названии. Почему они имеют разные названия. Уточнить адреса детей. Формировать правила безопасного поведения на улице города
Март    Псков – моя малая Родина
Апрель  Природа города Правила безопасного поведения в природе
Дать понятие о малой родине. Сформировать представления о возникновении города, его названии. Почему он так называется.   Дать представления о истории возникновения города. Сформировать представления об особенностях мира природы и мира животных псковского края.
Апрель  Где мы любим отдыхатьСформировать представления о культурных местах города  (кинотеатры, театры, парки, музеи…)
Май Итоговое мероприятие6 музыкально-поэтический вечер с родителями: Псков -  моя малая Родина. 
Перспективный план(ср. гр.)
Блок «Я – моя семья» «Я – мой дом, моя улица»
СентябрьСемья – что это?Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Октябрь   Что я знаю о своих родственникахВоспитывать интерес к  своей семьеПоказать значимость роли мамы, папы и дать представления о роли и  обязанностях всех членов семьи.
Ноябрь    Мои родителиФормировать знания о  имени, отчестве родителей Развивать представление о профессиях родителей 
Декабрь Тайна моего имениРасширять представления об именах, их видоизменении (Саша-Сашенька…)
ЯнварьОзнакомить детей со смыслом праздника «День Рождение»Прививать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Февраль   Что такое дом, в котором мы живём.Знакомить детей с назначением дома, его устройством, предметами быта, правилами обращения с ними.
Март    Один домаРасширять знания о доме как о жилище, о правах каждого на жильё. Правила безопасности в доме.
Апрель     Улица на которой я живуФормировать представление об улице, адресе, об опасностях на улице.
Май 
Итоговое мероприятие во взаимодействии с родителями«Я, он, она - вместе дружная семья»
Закреплять представления о семье и себе как члене семьи. 

III Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение программы
Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди детей, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала, предметы быта.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка города, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды.

Собраны картотеки:
-подвижных  русских народных игр;
-пословиц и загадок русского народа;
- художественного слова о городе;
- дидактических и познавательных игр по краеведению;
- художественной и познавательной литературы о городе;
- созданы маршруты экскурсий, целевых прогулок.

Оценка результатов
Для выявления промежуточных и конечных результатов проведен мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.Результатами   работы являются:  выставки детских работ, открытые занятия,  создание фотоальбомов,  обобщение опыта также в виде презентации,   выступления с обобщенным опытом на педагогическом совете, на фестивале инновационных идей.  

Мониторинг
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга в форме бесед с детьми, наблюдений за  играми, самостоятельной деятельностью, образовательным процессом,  анализа продуктивных видов деятельности. В ходе бесед были используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.

Младший возраст 
1. Ты родился в городе или в деревне? Как он (она) называется?  
2. Как называется город, в котором ты живешь?
3. Как ты понимаешь слово «столица», какие города называются столицами?
4. У каждого города есть герб, а что изображено на гербе нашего города?  
7. На каких видах транспорта можно добраться до нашего города?  
8. Представь, к тебе приехали гости из другого города, какие красивые места и старинные здания ты им покажешь? 
10. Какие театры и парки вы бы посетили?  
11. Как называется главная улица нашего города? Расскажи о ней.  
12. Расскажи о памятниках города.  
13. А какие стадионы, театры  и дворцы вы бы посетили?  
14.  Расскажи о своём любимом уголке в городе.   

Старший возраст
1. Какие улицы в городе ты знаешь?
2. Назови свой домашний адрес. 
3. Какие общественные здания находятся около твоего дома, на твоей улице?
4. Как называется улица, на которой расположен детский сад?
5. Ты знаешь историю нашей улицы? Расскажи.   
6. Как называется остановка, находящаяся ближе всего к детскому саду?
7. Расскажи, как развивается и благоустраивается наш город?
9. Какие правила поведения на улице ты знаешь? 
10. Какие дорожные знаки ты встречаешь на улицах города? 

Программно-методическое обеспечение
  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Перспектива, 2008
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007 
  3. Н.А. Вальнер «Ольгин град»
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
  5. Козлова С.А.«Я – человек». – М.: Школьная пресса, 2012 г. 
  6. Рыбалова И.А. «Знакомим дошкольников с городом Псковом»
  7. Кондрыкинсая Л.А. «С чего начинается Родина» по ред.. – М

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.