Творческий проект ДШИ «Музыкальное приношение Л.Бетховену»

Автор: Вера Васильевна Генерозова

Цель: пропаганда классической музыки среди школьников.

Задача:  расширение музыкального кругозора учащихся, активизация интереса к классической музыке, знакомство с музыкой Бетховена.

Музыкальные иллюстрации:
  1. Бетховен «Три немецких танца»
  2. Бетховен, романс из сонатины соль мажор
  3. Бетховен «Лунная соната»
  4. Бетховен Соната № 17, часть3
  5. Бетховен, песня «Сурок»
  6. Бетховен «К Элизе»
  7. Бетховен «Контрданс»
  8. Бетховен. Симфония №5, до минор, часть 1 в переложении для фортепиано
Сегодня наша музыкальная встреча будет посвящёна памяти великого немецкого композитора, имя которого Людвиг ван Бетховен.
Прошло почти 200 лет со дня смерти Бетховена, но музыка его живёт и волнует сердца миллионов людей, как - будто она написана нашим современником и обращена к сердцу каждого из нас. Тот, кто хоть немного познакомится с жизнью и творчеством Бетховена, не сможет оставаться равнодушным к его музыке, потому что жизнь  Бетховена – это жизнь- борьба, жизнь - подвиг, жизнь-трагедия. В самом расцвете творчества его сразил страшный недуг- он оглох. Однако, продолжал работать и бороться с судьбой, став победителем в этой борьбе. Герой Бетховена- сильный, мужественный человек, борец и победитель.
  • Три немецких танца, исполняют  преподаватели Огородникова Г. А., Жидкова В.К., фортепиано.
         Родина Бетховена - небольшой немецкий городок Бонн, где он родился в 1770 году. Мальчик рос в музыкальной среде. Его дед играл на скрипке, отец был певцом в хоровой капелле. Музыкальные способности мальчика  проявились очень рано. В раннем детстве он научился играть на скрипке, органе, альте, клавесине. В 8 лет он дал свой первый сольный концерт в Кёльне.
Материальное положение семьи было очень тяжёлым, поэтому в 12 лет подросток вынужден был пойти работать. Он поступил на службу в придворную капеллу и стал работать органистом. Однако своё призвание он видит в сочинении музыки. Одно за другим  появляются его разнообразные сочинения: сонаты и симфонии, увертюры и рондо.
  • Романс из сонатины Соль мажор исполняет преподаватель Величко Ю. С., баян.    
       Бетховен полон творческих сил и новых смелых замыслов. Бонн становится тесен ему, и в 1792 году 22-летний молодой композитор переезжает в Вену, где проживёт до конца своих дней.
В то время  Вена была самой  музыкальной столицей Европы. Сюда съезжались лучшие музыканты и композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились лучшие оперы, на концертах звучала симфоническая и камерная музыка, здесь жили и творили великие Гайдн и Моцарт.
          Бетховен завоевал Вену как пианист. Он стал играть на новом тогда инструменте – фортепиано. Всех поражал талант Бетховена- импровизатора. Этим искусством Бетховен владел в совершенстве и мог импровизировать часами. Вскоре пришло признание Бетховена, как композитора. В Вене он сочинил одно из самых известных своих произведений – «Лунную сонату» для фортепиано. Название не принадлежит Бетховену, так её назвал ученик Бетховена – поэт Рельштаб. Слушая эту музыку, он представил картину лунной ночи на швейцарском озере. Однако, это название случайно и не отражает всей глубины замысла Бетховена. Содержание её значительно глубже и интереснее. Можно считать, что это страничка из личного дневника Бетховена. В то время  он был влюблён в юную 17-летнюю девушку- Джульетту Гвиччарди, которая была его ученицей. Он думал о ней, как о своей жене, но на его предложение Джульетта ответила отказом, так как её богатые родители не хотели видеть мужем своей дочери   знаменитого, но бедного музыканта.
  • «Лунная соната», исполняет  преподаватель Огородникова Г.А., фортепиано.
Полтора года спустя Джульетта Гвиччарди вышла замуж. Всё разочарование, вся буря страстей, бушевавших в душе композитора, отразились в другой его сонате - №17.
  • Соната для фортепиано№17, часть3 прозвучит в исполнении  Огородниковой Г.А.
Ребята, для вас поёт ученик нашей школы Шилов Вадим.
  • Бетховен, песня «Сурок».
  • Бетховен «К Элизе», исполняет  преподаватель Пшик Т.А., фортепиано.
Бетховен очень любил немецкую народную музыку, черпал в ней силы и интонации для своего творчества. Отдавая дань любви немецким танцам, он написал несколько контрдансов.
  • Контрданс прозвучит в исполнении  преподавателя Величко Ю.С. Баян.
Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Упорное лечение не помогало. Бетховен страдал, не мог общаться с людьми, не слышал аплодисментов на своих концертах. Им овладело отчаяние, он был готов расстаться с жизнью. Но   этого не случилось.  Музыка вывела его из кризиса и привела к рождению нового Бетховена, ещё более могучего и героического. Это был 1802 год- переломный в жизни композитора.
О борьбе человека с судьбой, невзгодами, болезнями он рассказал в своей 5 симфонии. Идея симфонии: от мрака к свету, через борьбу к победе. В период написания этой симфонии Бетховен сказал: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила меня». В симфонии 4 части - это 4 этапа борьбы человека с судьбой, в которой человек становится победителем. Об основной теме симфонии Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
  • Симфония №5, часть1,  исполняют преподаватели Огородникова Г.А., Жидкова В.К., фортепиано.
Придавая большое значение музыке Бетховен писал: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец!».

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.