Семья как стабилизирующий фактор социализации детей с ограниченными возможностями

Автор: Шокурова Галина Алексеевна 

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности. Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся  в течение всей жизни человека.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека, прежде всего, ребенка с ограниченными возможностями,к социальной реальности. Что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Ведь именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми, В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют решающую роль в развитии ребенка.

В настоящее время работа с семьей — это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений проблемному ребенку оказывается дифференцированная и адресная помощь.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Семья — это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, представления о характере межличностных связей. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем нравственные личностные качества, доброе отношение к миру, рассматривается как развивающая.

Все родители начинают с осознания того, что означает диагноз для ребенка, для них самих и для всей семьи.В идеале, при первом консультировании родителей детей с ограниченными возможностями следовало бы говорить о позитивных моментах, позволяющих надеяться на достижение поставленных целей, и о том, что уже достигнуто.Основополагающим в этом отношении является доброжелательная, наполненная любовью и стимулирующая развитие атмосфера в семье.

У родителей есть два возможных выхода: либо изменить свой взгляд на ребенка или усилить психологические защиты, которые помогут выживать в такой тяжелой ситуации.

Первейшей необходимостью для родителей является выработка новой системы понятия для осознания происходящего с их ребенком. В такой системе есть несколько точек отсчета:
  1. Ребенок:  на что похоже то, что здесь происходит?
  2. Мы сами, как родители ребенка с недостатками развития (ситуация могла выбить из колеи, привести к пересмотру представлений о себе, своей системы ценностей, своих установок и устремлений).
  3. Семья (реакция членов семьи, друзей). Перестройка системы представлений (помощь, квалифицированная консультация, как регулярная поддержка, которую родители воспринимают, как связанную с их проблемами и практически важную для них.)
Для большинства родителей наиболее терапевтическим средством оказывается информация о практических мерах, которые вполне обоснованно могут помочь развитию ребенка.

К детям с ограниченными возможностями необходимо стараться избегать предъявления заниженных требований и запросов, гиперопеки, гиперпротекции. Семья должна предоставить возможности проявить собственную активность. Нужно привлекать родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе, что позволяет оптимизировать условия жизни ребенка в семье.Также, необходимо помнить, что в процессе взаимодействия важная роль принадлежит не только взрослым, но и самому ребенку, который вносит свой специфический вклад в складывающиеся взаимоотношения.

Главное, чтобы родители детей с ограниченными возможностями понимали свое положение и воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и общества в целом. Целью нашего общества на современном этапе развития   должно стать общественное признание людей с ограниченными возможностями. 

Литературные источники
  1. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей  //Дефектология, 1998. №3.
  2. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – СПб.: Нева, 2007.
  3. Игнатьев С.А. Родители и дети. М.: Просвещение, 1996.
  4. Моисеев А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1998.
  5. Тарасова Н.К. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Факел, 1998.

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.