Модерация детских рассуждений: новые подходы к педагогическим приемам

(выступление на Педагогическом совете №2)
Воспитатель: Капралова О. Н.

Все чаще в сфере образования можно услышать такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из них, если не все, безусловно, знакомы каждому педагогу, но, возможно, не каждый знает, что общего могут иметь между собой все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. 

Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
 
Модерация-это способ проведения учебных занятий или про­фессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участ­никам принять общие решения как свои собственные.

При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности воспитанников. Ребенок перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Педагог же становится консультантом, помощником, старшим партнером. 

Отметим лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:
 – воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников беседы;
– с помощью вопросов активизирует группу, а не отвечает на них самостоятельно; 
– воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение; 

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.Педагог и воспитанники являются равноправными участниками образовательного процесса. Внутренняя установка взрослого – модератора беседы-размышления – является без сомнения, ключевым фактором успеха. Практика свидетельствует, что воспитателю трудно отойти от своей позиции знающего и от понимания образовательного процесса как передачи знаний и опыта. Велико искушение дать готовый ответ на детский вопрос или исправить наивную позицию ребенка по отношению к миру.   Задача взрослого – создать и сохранять атмосферу, которая обеспечит детям возможность не торопясь формулировать свои мысли, без стеснения задавать вопросы, высказывать предположения и гипотезы.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце занятия, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. 
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой детей оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Если мы хотим научить ребенка думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
 
«Рассуждения с детьми на философские темы»

У большинства тех, кто слышит о занятиях философией в детском саду, возникают сомнения: могут ли дети дошкольного возраста заниматься философией, если даже у студентов возникают трудности с этим достаточно странным предметом? 

С другой стороны, на эту проблему можно посмотреть иначе: не слишком ли поздно начинать философствовать в 18 лет? Какой преподаватель не чувствует свою беспомощность, пытаясь заставить учеников критически мыслить? Следовательно, начинать занятия философией нужно в дошкольном возрасте. 

Интерес взрослых к своеобразному детскому толкованию мира способствует укреплению уверенности ребенка в себе: он не боится высказать свое мнение, свои предположения и мысли, учится слушать и понимать других, отстаивать или изменять свои представления, понимать, насколько по-разному можно видеть и толковать мир. Как видим, философия с детьми направлена на реализацию принципов и целевых ориентиров, установленных во ФГОС ДО. 

При реализации на практике такого вида общения, как философская беседа-рассуждение, нужно следить за тем, чтобы вопрос или тема, поднимаемые взрослыми, подходили бы для инициации рассуждения детей. Это означает, что формулировка должна быть понятной детям, а тема – значимой, то есть находиться в контексте их жизненного опыта и интересов. 

Как в реальности происходит разговор педагога с детьми в дошкольной организации? Преобладающей формой коммуникации с детьми в повседневной жизни является требование, высказанное, конечно, в дружелюбной форме, но тем не менее представляющее собой побуждение к действию: «Сними пожалуйста ботинки!» или «Мойте руки и идите есть!». Так же часто воспитатели что-то объясняют детям, например, во время образовательной деятельности или в ответ на детский вопрос. Эти объяснения нередко многословны и обычно исходят только от взрослых. Можно наблюдать, как дети перестают слушать длинные объяснения, хотя вначале их так интересовал какой-либо вопрос, - и становится понятно, что таким образом бесполезно пытаться донести до них чудеса этого мира. («Почему мальчики не могут надевать юбки?»)

Во-первых, с помощью таких бесед развивается социальная компетентность. Они проясняют причины и цели действий. Благодаря беседе-размышлению дети на собственном опыте узнают, что бывают разные точки зрения, и развивают способность воспринимать мнения других. Они ищут причины того, почему люди думают по-разному, и упражняются в аргументации. 

Во-вторых, беседы-размышления развивают речь и коммуникативную компетентность, совершенствуют навык детей выражать сложные мысли: различать понятия, искать и находить подходящие слова, строить сложные предложения, приводить доказательства, проявлять творческие способности в обращении с языком.

В-третьих, беседы-размышления помогают усвоению знаний. Важно не только давать детям научное объяснение, но и подвести их к пониманию самого научного процесса.

Преимущество бесед-размышлений в том, что они как метод образования в раннем детском возрасте крайне эффективны и относительно легко осуществляются на практике. Не нужно специальной подготовки или дорогостоящих материалов, только время.

Беседы-размышления отличаются тем, что они свободны от нагрузки действием. Это означает, что такие беседы ведутся не для достижения определенной цели и не для повседневных нужд. Мы разговариваем, чтобы в игровой, креативной форме больше узнать о мире и о самих себе.

Однако не все из этих бесед являются философскими. Беседы-размышления могут быть и естественно-научного характера, могут вращаться вокруг мира фантазий. 

Философствовать с детьми – значит серьезно воспринимать их вопросы и размышлять над ними вместе с детьми. Великий вопрос философии – вопрос о возникновении мира, который упорно занимает человека, будь то в детском саду или в физической лаборатории, есть ли бог, что было раньше – курица или яйцо, что такое сны?

Советы по проведению бесед с детьми:
  • Переспрашивайте, если ребенок использует слова, которые возможно, не понимают другие дети.
  • Серьезно отнеситесь к детским идеям, даже если они кажутся вам слишком фантастическими. Если вам что-то неясно, попросите, чтобы дети объяснили еще раз.
  • Пусть дети поймут, что вы чего-то не знаете! Не прячьте свое незнание!
  • Пусть дети поймут, что вы что-то знаете! Не прячьте свое знание!
  • Если вы думаете, что имеет смысл сделать уточнение или объяснение, которое должно быть понято детьми, то уточните взаимосвязи и дайте объяснения.

Дети дошкольного возраста выражают в беседах-размышлениях не только свои мысли, но зачастую также мнения своих родителей и других близких взрослых людей. 

Метод философских бесед хорошо подходит для развития как критического мышления, так и способности воспринимать критику, поскольку рассуждения других людей неизбежно бросают вызов нашему мышлению. Дошкольники непременно начинают спорить во время бесед-размышлений, потому что, например, для одной Бог «уже умер», а для другого он «живет вечно». Такие споры важны для интеллектуального развития. Но перед воспитателем часто встает вопрос, как реагировать в таких ситуациях, особенно если дети требуют сказать, что сам воспитатель думает по поводу обсуждаемой темы. 

Обычно педагогу рекомендуется занимать нейтральную позицию, признавая правоту обеих сторон. Такая позиция должна быть серьезной. Именно философские вопросы отличаются тем, что на них не бывает одного правильного ответа. Тем не менее педагогам не следует постоянно скрывать свое мнение. Воспитателю нужно учитывать возможное влияние своих высказываний, ведь они играют значительную роль в формировании мнений у детей. Педагогическая цель должна состоять в том, чтобы поддерживать самостоятельное мышление детей.

Высказывая собственное мнение в ходе бесед-размышлений, воспитатель может ясно дать понять детям, что оно не обязательно является истиной в последней инстанции. (Я, правда не думаю, что Дед Мороз есть на самом деле. Но то, что так много людей верит в него, наводит на мысль, что он каким-то образом существует)

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо” 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.