Формирование духовности как основы правосознания у детей

Как показывает история, немало испытаний и трудностей выпало на долю России, но она с честью выходила из них, потому что люди были сильны духом, за благополучие Родины и свободу они готовы был пожертвовать жизнью. Сегодня в век информационных технологий, превосходства материального благополучия над духовным началом человека, интерпретированного понятия свободы, как вседозволенности, в век максимальной открытости, меняется менталитет россиян, наблюдается неуважительное отношение к определенным периодам истории страны, законам, поэтому важнейшей государственной задачей современности должно стать решение проблемы духовности, утверждение законопослушания и формирования правосознания граждан России. 

Воспитанию правосознания исключительную роль придавали русские юристы и ученые: И. А. Ильин,А. Ф. Кони и другие, «считая его цементирующей основой российской государственности». (1) К сожалению, в России был период, когда произошла переоценка ценностей и норм поведения, резко упал престиж права, жизнь общества не регулировалась законом, шел захват собственности, развивалась коррупция. И хотя сегодня достаточно сильная власть, более совершенная правовая система, достаточно развитое законодательство, закрепляющее и охраняющее права человека, но до сих пор у старшего поколение страх и неверие законам, а у части населения, особенно молодежи, деформированное правосознание и сравнительно низкий уровень духовности. Это говорит о том, что российское общество далеко не идеально, сегодня нарушены представления о добре и зле, об идеале и правильном отношении друг к другу, главным мерилом смысла жизни становятся материальные ценности, обогащение любой ценой, в обществе полюс бедности и богатства. На таком фоне воспитать положительный взгляд на право у детей довольно трудно, но необходимо, так как именно им предстоит в будущем жить в России и управлять государством, совершенствовать законы, выстраивать отношения в обществе и воспитывать новое поколение. Родители наших детей- молодые люди постсоветского периода, видевшие перепады экономики и политики, несовершенность права, поэтому их правосознание может быть не всегда позитивным, а они переносят его на своих детей.

В основе правового воспитания лежит, в первую очередь, знание ребенком своих прав и обязанностей. Формирование этих основ происходит в семье. Нарушение элементарных правил, например, правил дорожного движения, уже является деформацией правосознания. Что же легче терпеливо и последовательно приучат своего ребенка к порядку, воспитывая уважение к правилам общежития и законам, или потом перевоспитывать их всем обществом? Несомненно, лучше первое. К сожалению, сегодня сознание как взрослых, так и детей зачастую формируется под влиянием негативной информации интернета, определенных людей, СМИ и т. п., поэтому правосознание включает как позитивные, так и негативные знания, убеждения, оценки, чувства. Очень важно, чтобы к детям попала позитивная информация. Но зачастую сегодня наблюдается и среди родителей неразвитость правосознания, которая чаще проявляется в том, что, зная законы и даже положительно к ним относясь, они способны их нарушать в основном на уровне своего индивидуального поведения, а рядом с ними дети. Поэтому очень важно родителям самим иметь сформированное правосознание, правовую культуру.

Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.  Полученные детьми знания должны быть усвоены, затем должны превратиться в личное убеждение, а затем в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, правилам, а затем во внутреннюю потребность соблюдать нормы права, закон.

Целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения ребенка   в семье, в детских и культурных учреждениях способствует выработке у детей чувства уважения к праву и привычки соблюдать законы на основе личного убеждения.

Правосознание отражает общественные отношения, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Поэтому на формирование правосознания ребенка влияет как правовая среда, так и уровень знаний о праве, а также эмоциональная оценка общества. У него очень мал личный опыт, но уже накапливается, и на основании знаний и чувств ребенок способен принимать решение, определить правильно он поступает или нет. Это очень важный вопрос, необходимо, чтобы именно сознательно ребенок выполнял сначала правила, затем норм права. Большую роль в воспитании правосознания имеет формирование духовности. Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, известный юрист Кони убежденно говорил: только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. Заветы великого юриста нацеливают на раннее начало воспитания нравственного человека, духовно богатого и законопослушного. Духовность - это совокупность высших качеств человека, творческая направленность, воодушевление, энергия человека. Повышение духовности человека-залог уважительного отношения к законам, законопослушания, довольно высокого уровня развития культуры и процветания общества. Формирование духовности происходит постепенно, ребенок нарабатывает ее на основании ряда позитивных действий, порождаемых высокой моралью, та, в свою очередь, воспитывается семьей, обществом, государством, религией, искусством. Давно замечено, что духовность формируют традиции и обычаи народов, уважение к опыту старшего поколения. Они, положительно влияя на правосознание членов общества, довольно успешно используется в воспитании и передаются из поколения в поколение многими народами. Следует отметить, что семейные традиции и обычаи в высокой степени сохраняются и сегодня народами Кавказа. В настоящее время государственная политика России направлена на возрождение традиционных семейных ценностей, поскольку семья была и остается святыней духовно зрелого общества. В решении данной проблемы страны, безусловно, важна роль материнского капитала, обеспечивающего благоприятные условия для рождения детей, но при этом не менее важно восстановить старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. Только семьи, созданные на духовном чувстве –любви и уважении, могут воспитать в своих детях духовность. Давно подмечено, что довольно часто ценности религиозные и правовые совпадают, потому как их основу составляют общечеловеческие ценности. Религия способствует пробуждению лучшего в людских душах, формирует такое мировоззрения, в котором объединены правопослушание и следование «золотым правилам нравственности», заложенным в десяти заповедях Господних. Церковь и религия возрождает «человеческое в человеке», восстанавливает и укрепляет духовные и нравственные начала жизни. Несомненно, положителен опыт открытия духовных школ, где помогают ребенку раскрыться, проникнуть в сутьчто такое хорошо и что-то понять для самого себя. Они развивают способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. В воспитании духовности большую роль играет также культура, истинно высокое творчество, как способ приобщения к духовным истокам. Низкое искусство, легкая музыка, пошлые песенки и бессодержательная живопись не наполнит дух только еще рождающего человека и не будет способствует повышению духовности, а наоборот. Ребенка необходимо приучат с раннего детства только к хорошей музыке, народной содержательной песне, красивой театральной игре. Итак, для восстановления и укрепления духовных и нравственных начал в детях, для воспитания и поддержания их правосознания необходимо совершенствовать и находить все новые и новые «средства ограничения худшего в натуре человека». 

Что же необходимо дать ребенку в семье? Какие права он должен знать в первую очередь? Начать необходимо с осознания прав ребенка. Основные права ребенка зафиксированы в Конвенции о правах ребенка, в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральном законе «Об образовании».  Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение интересов, его всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства направлены на то, чтобы ребенок был полноправным членом не только семьи, но и общества, чтобы родители, уважая его человеческое достоинство, индивидуальность, воспитали его так, чтобы он уважал все правила и законы общественной жизни. Уважение, знание и следование законам позволяет защищать детям свои права и законные интересы, а также приучает уважать права и интересы окружающих его людей. 

Ребёнок, живя в семье в окружении родных, в атмосфере любви и понимания, где видит уважение и терпимость взрослых друг к другу, законопослушание, вероятно, будет стараться поступать так же. Лучший учитель-это пример, ваше поведение, ваше отношение. Ребенку лучше раз показать, чем семь раз сказать. Необходимо родителям помнить, что они «имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребёнка», поэтому обязаны в первую очередь думать об интересах ребёнка. (Из Конвенции о правах ребенка: Статья 18.)


Литература:
1.А. Г. Звягинцев. Правосознание и духовность.



Автор: Мухина Ирина Михайловна 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.