Музыкотерапия, как средство коррекции эмоциональной сферы ребенка

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. 

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. 

Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта).

Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX в., с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова. И.М. Догелю удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления у людей от разной музыки. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей. 

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребенка. Музыка — это лекарство, которое слу­шают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заин­тересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает разви­вать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увле­кательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музы­кальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением задан­ного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкаль­ных инструментах, музыкальные упражнения и др.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

■           использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям музыкальные пьесы;
■           продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные про­изведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те, или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.
Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект (М.А. Поваляева):
фортепиано — снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
скрипка, флейта — расслабляют;
кларнет — улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую сис­тему.
(Участники выполняют музыкальное упражнение "Вырази характер музыки движениями" (чередование музыки бодрящего и успокаивающего характера).)
Уважаемые коллеги, вы смогли убедиться, как музыка разного характера влияет на смену настроения, которое вы передали с помощью движений.
  
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

· Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна. 
· Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена. 
· Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта. 
· Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха. 
· Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна. 
· Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена. 
·  Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна. 
·  Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона. 

Автор: Забродская Оксана Валерьевна

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.