Развитие эмпатии у дошкольников в театральной деятельности

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.”
(Б. М. Теплов)

     Несмотря на то, что тема театра очень стара, но мне  вновь и вновь хочется  обратиться к ней, как сказал Вольтер: « Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Театр - самый доступный и наиболее зрелищный вид искусства для детей. Если в других видах искусства зритель воспринимает только результат, то в театре он не только воспринимает  действие, но и принимает в нем участие, сопереживает. 

     Так как дошкольное детство, является особенным периодом, потому что именно в это время ребёнок открывает для себя мир и сам открывается миру. Очень важным становится общение  с взрослыми и с ровесниками, а также познание общения отношений с людьми, поэтому занятия театральной деятельностью помогут дошкольнику в этом.

     В старые добрые времена были замечательные традиции в зимние вечера на ночь читать   ребёнку сказки. Сейчас, к сожалению,  эти традиции почти утеряны. Жизнь заставляет нас много проводить времени на работе и вернувшись нам не хватает сил на своих детей. Гораздо проще включить телевизор или компьютер и показать сказку, чем прочитать её. Наши дети очень плохо знают наши старые сказки: про Золушку и Принца, про Крошечку Хаврошеку, про Аленький цветочек, но именно такие сказки  ненавязчиво, но очень действенно влияют не только на сознание маленького человека, но и на его   подсознание. В связи с недостаток общения с родителями и со сверстниками, а так же отсутствием общих дел изменилась и психология современных детей . Нашим  детям скучно, они не могут себя чем-то занять, наблюдается  снижение творческой активности. В последние годы увеличилось количество плохо говорящих детей.

     К сожалению современный ребенок становится жестоким и безразличным, поэтому наши действия должны быть направлены на то, чтобы помочь детям научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. И именно театральной деятельности помогает это делать, учит воспринимать и оценивать свои способности и возможности, а также воспринимать переживания другого человека, сочувствовать и помогать ему, правильно  реагировать на разочарования и  неудачи, а также учится соблюдать правила совместной деятельности, иногда за счет ущемления собственных интересов.

     Театрализованная деятельность даёт возможность раскрытия творческого потенциала дошкольника. Ребёнок замечать в окружающем интересные идеи, воплощает их, создавать свой художественный образ персонажа, у него развивается    ассоциативное мышление, творческое воображение, умение видеть необычные моменты в обыденном, так же активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; вовлечение в действие, раскрепощение, способствует самовыражению личности создает условия для социализации ребенка. 
     Ребенок   лучше  чувствует и понимает, чем может выразить, именно поэтому очень   высока воспитательно-образовательная роль театра и соответственно больше  педагогических средств в развитии эмпатии.

Сопоставляя себя с полюбившимися героями, ребенок не только глубже может узнать и понять свой внутренний мир, но и научится   делать свой нравственный выбор, тем самым сформировать опыт эмпатийного поведения.

     Эмпатия в переводе с греческого сопереживание, понимание чувств и переживаний другого человека, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. В период дошкольного детства  закладываются качества, делающие человека человеком, проявляются индивидуальные черты. Поэтому эмпатия является одним из необходимых условий формирования эмоционального состояния дошкольника. 

     Так как игра, является одним из основных видов детской деятельности, в процессе которой у ребенка развивается способность совершая, какие то  действия занимать свою  позицию, чувствовать эмоциональные состояния окружающих.

     У нас детском саду созданы условия для занятий театральной деятельностью, а именно каждой группе имеется театрализованный уголок, в котором есть ширмы, занавес, фланелеграф, присутствуют  различные виды театров (театр ложек би-ба-бо,, настольный, , пальчиковый, теневой), костюмерная в которой расположены костюмы. Атрибуты, маски, декорации для работы над созданием образа и различных игровых ситуаций. Это открывает возможности для создания собственного художественного образа детей,   способствует развитию творческих способностей.

     Главная задача, стоящая перед нами  помочь ребёнку жить среди других людей, быть готовым проявлять гуманное отношение к окружающему миру, быть способными к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Дошкольник, умеющий  проявлять терпение, помогать и сочувствовать людям, успешно адаптируется в школе и имеет все предпосылки к успешной самореализации.


Автор: Клюкина Галина Владимировна

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.