ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы: Парачук А.В., Сергеенко С.П.

Аннотация
В статье рассматривается система образовательной деятельности, обуславливающая формирование экологической культуры обучающихся на основе их возрастной любознательности, восприимчивости к своему окружению и эмоционального отношения к окружающей природной среде.
Материал будет полезен педагогам учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи, ведущих экологическую и природоохранную деятельность с обучающимися в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, преемственность образования, внедрение модели.
Keywords: ecology, ecological education, ecological culture, environment, continuity of education, introduction of a model.
Решение экологических проблем неразрывно связано с формированием экологического менталитета и экологической культуры. Экологический менталитет предполагает необходимость кардинального поворота в переоценке ценностей в обществе на основе экологической парадигмы. Это будет означать формирование экологической этики, морали, нравственности, сознания во всех сферах трудовой и общественной жизни.
Принципиальной основой для формирования экологического менталитета и культуры выступает гуманитарная познавательная ориентировка обучающихся, перерастающая в экологическую установку. Её можно рассматривать и как личностное качество, и как социальное образование.
В данной связи актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка [1].
Фундаментальные основы экологического образования были разработаны С.Н. Глазачевым, И.Т. Суравегиной. Весомый вклад в развитие экологического образования также внесли: С.А. Бронников, М.С. Черникова, П.П. Козлова, Т.К. Селевко.
На научно-методическом уровне актуальность предложенного проекта обусловлена необходимостью разработки дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Анализ научно-педагогической литературы и собственный педагогический опыт авторов позволяет выявить ряд противоречий между:
  • общественной необходимостью в высоком уровне сформированности экологической культуры у обучающихся и недооценкой роли учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в решении данной задачи;
  • необходимостью формирования экологической культуры обучающихся в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи и недостаточной научно-теоретической проработкой данного процесса;
  • потребностью в формировании экологической культуры у обучающихся и недостаточным уровнем методического сопровождения этого процесса.
Указанные противоречия и актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения обусловили выбор авторами темы проекта.
Цель проекта: теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий (форм, методов) формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Объект исследования: комплекс педагогических условий формирования экологической культуры обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза – экологическое образование обучающихся будет способствовать повышению их компетентности если:
  • создана система экологического просвещения образовательной направленности;
  • образовательный процесс организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода;
  • система экологического образования реализуется через все формы и виды работы с обучающимися;
  • сформирована мотивация обучающихся и педагогов.
Для достижения цели проекта и подтверждения выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
  • обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;
  • разработать модель последовательного включения обучающихся в экологическую деятельность в образовательном процессе;
  • определить структуру модели и её содержание, определить научно-методические условия.
Для решения поставленных задач авторы проекта предлагают использовать комплекс методов:
  • теоретические (анализ научно-методической литературы);
  • эмперические (анкетирование, собеседование, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта).
Сегодня экологическая грамотность необходима всем. Ведь будущее планеты Земля зависит от того, насколько грамотными будут наши дети.
Основным ресурсом, обеспечивающим реализацию концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, является гуманитарно-технологическая, психолого-педагогическая, экологическая компетентность педагога.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным. Важным условием экологического образования является использование местного компонента. Второе условие – вовлечение учащихся в посильные для них практические дела по охране природы.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости перехода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование в системе воспитания имеет большое значение. Результативность такой деятельности даёт хороший задел для всей системы в рамках экологического образования. Экологическое воспитание должно опираться на изложенные ниже принципы.
Принципы экологического воспитания:
  • междисциплинарный подход в формировании экологической культуры учащихся;
  • систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию;
  • связь с жизненной практикой;
  • доступность;
  • учёт возрастных и психофизических особенностей учащихся.
Актуальность экологического образования и воспитания обусловлена:
  • низким уровнем экологической культуры людей;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Методы проекта:
  • научно-теоретические:
    1. изучение и анализ различных источников;
  • научно-эмпирические:
    1. наблюдение;
    2. анкетирование;
    3. опрос;
    4. беседа;
o изучение продукта деятельности.
Авторы считают, что разнообразные формы проведения занятий с обучающимися способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов
Важна разработка не только теоретических основ экологической культуры, но и эффективных методов её формирования. Проблема состоит в том, что в рамках школьного обучения реализовать это в полной мере не представляется возможным.
Решению данного вопроса в полной мере способствует потенциал системы дополнительного образования детей и молодёжи. Через занятия в объединениях по интересам соответствующего профиля можно эффективно организовать образовательный процесс, направленный на формирование экологической культуры обучающихся. На основе ведущих принципов, анализа интересов и склонностей учащихся, авторами были разработаны формы экологического воспитания.


Предложенные авторами формы и методы работы с обучающимися позволяют оценить важность и значимость экологической культуры и экологического образования для формирования всесторонней гармонически развитой личности.
Разработанная модель формирования экологических компетенций обучающихся реализуется в несколько логически взаимосвязанных этапов, последовательность которых определена системой образования. Условием перехода на каждый последующий этап служит личная заинтересованность обучающегося в занятиях экологией, индивидуальный уровень его подготовки и сформированность экологических компетенций.
1 этап «Базовый» – получение первичной экологической информации в ходе изучения соответствующей литературы.
2 этап «Мотивационный» – формирование мотивации путём участия в массовых экологических мероприятиях. Участниками данного этапа являются обучающиеся, педагоги, специалисты.
3 этап «Практический» – формирование экологического мировоззрения и отдельных компетенций путём участия в коллективной деятельности.
4 этап «Исследовательский» – формирование комплекса компетенций в ходе выполнения исследовательских проектов актуальной экологической тематики.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся, её ориентация на общественно-полезные дела, а также участие подростков в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

При организации работы с подростками в объединениях по интересам в рамках экологического воспитания и образования применяются системно-деятельностный подход, проблемно-поисковые и личностно-ориентированные технологии, метод проектов и творческого самовыражения.
Педагогика работает на развитие всех сфер личности ребёнка: эмоциональной, познавательной, практической. При этом важно, что именно школа, учреждения дополнительного образования отвечают за «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой.

На фоне многообразных преобразований проблема совершенствования системы отношений детей к природе приобретает еще большую актуальность. 
Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем такой способ взаимодействия с природой, который гармонично сочетает интересы природы и человека. Реализация идеи экологического образования осуществляется во всех формах воспитания и образования.

Взаимодействие обучающихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся: экскурсии, экологические акции, работа на учебно-опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп.
Систематическое проведение экскурсий позволяет:
  • вырабатывать у обучающихся навыки экологического образования;
  • прививать нравственные ценности;
  • пробудить любознательность;
  • обогащать интеллектуальное развитие;
  • формировать основы экологической культуры с позиции личностно-ориентированного подхода;
  • формировать чувство патриотизма.
Деятельность ребят, организуемая в рамках экологического образования и воспитания, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.


Знания о природе детям системно даёт педагог, но определённое отношение к ней воспитывается в семье.
Задача педагога вовлечь родителей в процесс экологического воспитания и обучения, показать родителям необходимость воспитания экологической   культуры.Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна из составляющих частей работы учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, его привычки. Слова и дела родителей формируют мир ценностей у детей.
Детям младшего возраста свойственно желание экологизации своей жизненной среды. Практически каждый ребёнок просит своих родителей приобрести ему собаку, аквариум, птицу. Это желание рекомендуется удовлетворить, так как, если ребёнок живёт в среде, лишённой мира природы, он привыкает к установке: «без всего этого можно обойтись».
Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребёнком прежде, чем животное или растение появится в их доме.
Все формы работы с родителями в рамках экологического образования должны основываться на педагогике сотрудничества. Схематически данный процесс можно отобразить следующим образом:

Поскольку занятие — это основная организационная форма образовательного процесса в учреждениях образования, то профессиональная ориентация — составная её часть. Поэтому главным принципом, которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий экологической направленности.
Часть обучающихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как следствие они не владеют спецификой той или иной профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки целей и задач трудового обучения и воспитания, от того как относятся педагоги к успехам обучающихся, а также компонентов образовательного процесса.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.
Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток, и важно не перейти ту роковую черту, после которой не будет возврата.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков обучающихся, то стержнем программ экологического воспитания следует считать становление нравственно-экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой.
В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам.

Список использованной литературы
1. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В.Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2000. – 176 с.
2. Дзятковская, Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. / Е.Н.Дзятковская // Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30.
3. Либеров, А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография / А.Ю.Либеров – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007. – 160 с.
4. Моисеев, Н. Н. Экология в современном мире / Н.Н. Моисеев //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8-18.
5. Дзятковская, Е. Н., Захлебный, А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. / Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.