ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы: Парачук А.В., Сергеенко С.П.
Аннотация
В статье рассматривается система образовательной деятельности, обуславливающая формирование экологической культуры обучающихся на основе их возрастной любознательности, восприимчивости к своему окружению и эмоционального отношения к окружающей природной среде.
Материал будет полезен педагогам учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи, ведущих экологическую и природоохранную деятельность с обучающимися в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, преемственность образования, внедрение модели.
Keywords: ecology, ecological education, ecological culture, environment, continuity of education, introduction of a model.
Решение экологических проблем неразрывно связано с формированием экологического менталитета и экологической культуры. Экологический менталитет предполагает необходимость кардинального поворота в переоценке ценностей в обществе на основе экологической парадигмы. Это будет означать формирование экологической этики, морали, нравственности, сознания во всех сферах трудовой и общественной жизни.
Принципиальной основой для формирования экологического менталитета и культуры выступает гуманитарная познавательная ориентировка обучающихся, перерастающая в экологическую установку. Её можно рассматривать и как личностное качество, и как социальное образование.
В данной связи актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка [1].
Фундаментальные основы экологического образования были разработаны С.Н. Глазачевым, И.Т. Суравегиной. Весомый вклад в развитие экологического образования также внесли: С.А. Бронников, М.С. Черникова, П.П. Козлова, Т.К. Селевко.
На научно-методическом уровне актуальность предложенного проекта обусловлена необходимостью разработки дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Анализ научно-педагогической литературы и собственный педагогический опыт авторов позволяет выявить ряд противоречий между:
- общественной необходимостью в высоком уровне сформированности экологической культуры у обучающихся и недооценкой роли учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в решении данной задачи;
- необходимостью формирования экологической культуры обучающихся в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи и недостаточной научно-теоретической проработкой данного процесса;
- потребностью в формировании экологической культуры у обучающихся и недостаточным уровнем методического сопровождения этого процесса.
Цель проекта: теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий (форм, методов) формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Объект исследования: комплекс педагогических условий формирования экологической культуры обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза – экологическое образование обучающихся будет способствовать повышению их компетентности если:
- создана система экологического просвещения образовательной направленности;
- образовательный процесс организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода;
- система экологического образования реализуется через все формы и виды работы с обучающимися;
- сформирована мотивация обучающихся и педагогов.
- обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;
- разработать модель последовательного включения обучающихся в экологическую деятельность в образовательном процессе;
- определить структуру модели и её содержание, определить научно-методические условия.
- теоретические (анализ научно-методической литературы);
- эмперические (анкетирование, собеседование, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта).
Основным ресурсом, обеспечивающим реализацию концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, является гуманитарно-технологическая, психолого-педагогическая, экологическая компетентность педагога.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным. Важным условием экологического образования является использование местного компонента. Второе условие – вовлечение учащихся в посильные для них практические дела по охране природы.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости перехода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование в системе воспитания имеет большое значение. Результативность такой деятельности даёт хороший задел для всей системы в рамках экологического образования. Экологическое воспитание должно опираться на изложенные ниже принципы.
Принципы экологического воспитания:
- междисциплинарный подход в формировании экологической культуры учащихся;
- систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию;
- связь с жизненной практикой;
- доступность;
- учёт возрастных и психофизических особенностей учащихся.
- низким уровнем экологической культуры людей;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
- научно-теоретические:
- изучение и анализ различных источников;
- научно-эмпирические:
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- беседа;
Авторы считают, что разнообразные формы проведения занятий с обучающимися способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов
Важна разработка не только теоретических основ экологической культуры, но и эффективных методов её формирования. Проблема состоит в том, что в рамках школьного обучения реализовать это в полной мере не представляется возможным.
Решению данного вопроса в полной мере способствует потенциал системы дополнительного образования детей и молодёжи. Через занятия в объединениях по интересам соответствующего профиля можно эффективно организовать образовательный процесс, направленный на формирование экологической культуры обучающихся. На основе ведущих принципов, анализа интересов и склонностей учащихся, авторами были разработаны формы экологического воспитания.
Предложенные авторами формы и методы работы с обучающимися позволяют оценить важность и значимость экологической культуры и экологического образования для формирования всесторонней гармонически развитой личности.
Разработанная модель формирования экологических компетенций обучающихся реализуется в несколько логически взаимосвязанных этапов, последовательность которых определена системой образования. Условием перехода на каждый последующий этап служит личная заинтересованность обучающегося в занятиях экологией, индивидуальный уровень его подготовки и сформированность экологических компетенций.
1 этап «Базовый» – получение первичной экологической информации в ходе изучения соответствующей литературы.
2 этап «Мотивационный» – формирование мотивации путём участия в массовых экологических мероприятиях. Участниками данного этапа являются обучающиеся, педагоги, специалисты.
3 этап «Практический» – формирование экологического мировоззрения и отдельных компетенций путём участия в коллективной деятельности.
4 этап «Исследовательский» – формирование комплекса компетенций в ходе выполнения исследовательских проектов актуальной экологической тематики.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся, её ориентация на общественно-полезные дела, а также участие подростков в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
При организации работы с подростками в объединениях по интересам в рамках экологического воспитания и образования применяются системно-деятельностный подход, проблемно-поисковые и личностно-ориентированные технологии, метод проектов и творческого самовыражения.
Педагогика работает на развитие всех сфер личности ребёнка: эмоциональной, познавательной, практической. При этом важно, что именно школа, учреждения дополнительного образования отвечают за «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой.
На фоне многообразных преобразований проблема совершенствования системы отношений детей к природе приобретает еще большую актуальность.
Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем такой способ взаимодействия с природой, который гармонично сочетает интересы природы и человека. Реализация идеи экологического образования осуществляется во всех формах воспитания и образования.
Взаимодействие обучающихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся: экскурсии, экологические акции, работа на учебно-опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп.
Систематическое проведение экскурсий позволяет:
- вырабатывать у обучающихся навыки экологического образования;
- прививать нравственные ценности;
- пробудить любознательность;
- обогащать интеллектуальное развитие;
- формировать основы экологической культуры с позиции личностно-ориентированного подхода;
- формировать чувство патриотизма.
Знания о природе детям системно даёт педагог, но определённое отношение к ней воспитывается в семье.
Задача педагога вовлечь родителей в процесс экологического воспитания и обучения, показать родителям необходимость воспитания экологической культуры.Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна из составляющих частей работы учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, его привычки. Слова и дела родителей формируют мир ценностей у детей.
Детям младшего возраста свойственно желание экологизации своей жизненной среды. Практически каждый ребёнок просит своих родителей приобрести ему собаку, аквариум, птицу. Это желание рекомендуется удовлетворить, так как, если ребёнок живёт в среде, лишённой мира природы, он привыкает к установке: «без всего этого можно обойтись».
Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребёнком прежде, чем животное или растение появится в их доме.
Все формы работы с родителями в рамках экологического образования должны основываться на педагогике сотрудничества. Схематически данный процесс можно отобразить следующим образом:
Поскольку занятие — это основная организационная форма образовательного процесса в учреждениях образования, то профессиональная ориентация — составная её часть. Поэтому главным принципом, которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий экологической направленности.
Часть обучающихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как следствие они не владеют спецификой той или иной профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки целей и задач трудового обучения и воспитания, от того как относятся педагоги к успехам обучающихся, а также компонентов образовательного процесса.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.
Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток, и важно не перейти ту роковую черту, после которой не будет возврата.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков обучающихся, то стержнем программ экологического воспитания следует считать становление нравственно-экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой.
В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам.
Список использованной литературы
1. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В.Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2000. – 176 с.
2. Дзятковская, Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. / Е.Н.Дзятковская // Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30.
3. Либеров, А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография / А.Ю.Либеров – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007. – 160 с.
4. Моисеев, Н. Н. Экология в современном мире / Н.Н. Моисеев //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8-18.
5. Дзятковская, Е. Н., Захлебный, А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. / Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.