Что за прелесть эти краски! (Времена года в живописи Н. Пуссена, К. Лоррена и Ф. Буше)

Автор: Генерозова Вера Васильевна
Немецкий философ  и  поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Цветок настолько прекрасен, что не может не найти  своего воплощения в искусстве».

Красота природы, смена времён года всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов и художников. В 17 веке в живописи Франции возникло художественное направление классицизм, самым ярким представителем которого является Никола Пуссен (1594 – 1665). В своём творчестве он опирался на античные идеалы, от античного искусства  воспринял целостность, ясность, гармонию. Пуссен писал: «Моя натура влечёт меня   любить и искать вещи, прекрасно организованные и упорядоченные». Пуссен создавал картины на исторические, мифологические, библейские сюжеты. Его герои – люди сильных характеров и поступков, с высоким чувством долга перед обществом и государством – картина «Моисей, источающий воду из скалы, «Отдых на пути в Египет», «Разрушение храма в Иерусалиме».

К   пейзажной живописи Пуссен обратился в последний период своего творчества. Художник много лет жил в Италии, поэтому писал как французские, так и итальянские пейзажи, однако никогда не указывал конкретной местности при изображении пейзажа.  Мир его пейзажей полон живой красоты и поэтических чувств. Нередко он включает в них архитектурные памятники -  античные здания и руины. Их строгие классические формы также гармоничны, как и пейзажные мотивы. Фигуры людей, которые он вводит в свои картины, обычно связаны сюжетом или эмоционально с тем или иным пейзажем, как, например, картина  «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», которая   вызывает в памяти возвышенные поэтические строки: 
Пейзаж… Величие природы, огромные деревья и вода
Прозрачно – голубые небосводы двоих соединяют на века
Здесь солнце светит и звучит кифара, и голос льётся и влюблён Орфей
И Эвридика радостно смеётся, и рассыпает трели соловей
Картина маслом … Как Пуссен старался Орфея с Эвридикой удержать
Подольше на Земле, где было счастье, где мог Орфей любимую обнять

Вершина его пейзажной живописи – цикл картин «Времена года», в котором  тема природы звучит в тесной связи с жизнью человека. В нём показано движение  природы   и человека  от цветения к увяданию, от жизни к смерти. Все картины объединены библейскими мотивами. Весеннее  пробуждение природы, цветение мира соответствует юности человека и отражено в образах Адама и Евы в картине «Весна».  Золотое сияние лета, пора горячего труда связано с жатвой – картина «Лето». Осень – сбор урожая – это зрелость человеческой жизни.. В картине   «Зима, или Потоп»  изображены мощные потоки воды,  которые поглощают всё живое и передают  гибель жизни. В своих пейзажах Пуссен применил классическое цветовое деление картины на три горизонтальные зоны – от золотисто – коричневого цвета земли через зелень деревьев к яркой голубизне высокого неба. Этот приём создавал эффект пространственности, объёмности, глубины и позже был назван «пейзажная трёхцветка».

Замечательным мастером пейзажа во французской живописи 17 века является Клод Лоррен (1600 – 1682). В его творчестве получила развитие лирическая линия классического пейзажа. Лоррен воспринимал природу сквозь призму личных переживаний. Большую часть  жизни художник  провёл в Риме, однако и вдали от родины остался глубоко национальным художником. Он был страстно влюблён в природу, понимал и ценил её величественную красоту. Его пейзажи включают в себя мотивы моря, античные руины, яркие растения. Фигуры людей и  животных занимают незначительное место. Они оживляют передний план картины, вносят в него движение и жизнь. Главное для художника – образ возвышенной, гармоничной природы, с которой человек живёт в мире и согласии. В каждом полотне – разное ощущение природы, которое достигается определённым освещением. Его интересовали воздух и свет, игра тонов и полутонов, тонкость колорита.   Художник  мастерски писал картины на морскую тематику – картина «Утро в гавани». В этой картине он подошёл новаторски к свету, который идёт как бы из глубины картины. Избегая резких контрастов, Лоррен  передаёт тонкие переходы светотени. В колорите преобладает золотистая гамма, но постепенно переходит к более холодным серебристым оттенкам.

Тончайшая передача состояний природы, воздушной среды свойственны Лоррену.  Воздух, простор, прозрачные манящие дали часто являются героями его картин.  Он тонко чувствует изменения световоздушной среды в различные моменты дня: наступление светлого утра с первыми проблесками солнца, восход и заход солнца, погружение природы в сумеречную тьму. Поэтому его картины нередко составляют циклы, посвящённые разным временам года, разным   состояниям природы и разным временам суток. Один из них называется «Времена  суток». Цикл состоит из четырёх картин: «Утро», в котором наиболее ярко проявились особенности творческого стиля мастера. В картине господствует настроение тихой задумчивости, даже некоторой грусти, но мы чувствуем, что оно скоро исчезнет, растворится под ослепительными лучами восходящего солнца.  Другие картины цикла : «Полдень», «Вечер», и «Ночь» также привлекают своей тонкостью и лиризмом. Этот цикл написан   в 1672 году, приобретён русским царём Александром 1 и в настоящее время хранится в Эрмитаже.    

Франсуа Буше (1703 – 1770)   был придворным художником французского короля Людовика  15, директором Академии художеств в Париже. Буше -  гравёр, декоратор, яркий представитель художественной культуры рококо. Работал во многих видахдекоративно-прикладного искусства, создавал декорации для оперных спектаклей, активно привлекался к украшению резиденций короля и частных особняков Парижа. В его творчестве привлекают  пасторальные картины, на которых изображены пастухи, пастушки, мифические персонажи, картины природы. Это картины «Пейзаж с водяной мельницей»,  «Лес», «Летняя пастораль»,  «Пастушья идиллия», «Пейзаж с мостом».

Тема времён года нашла воплощение в цикле его картин «Четыре сезона»- «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».  В этом цикле Буше строил свои композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, эффектно использовал драпировки, клубящиеся облака, окружая ими своих героев. Он любил светлый колорит, отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зелёным тонам.
Произведения Буше пользовались большой популярностью. Их покупали короли, императоры, герцоги и графы. Буше был известен в России. Его пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт – Петербурге. Буше принял приглашение, однако, смерть художника  помешала осуществиться этим планам. Французский философ Дени Дидро, отдавая должное его таланту, писал: «В нём столько воображения, эффекта, волшебства и лёгкости».

Творенье может пережить творца
Творец уйдёт, природой побеждённый
Однако образ, им запечатлённый
Веками будет согревать сердца

Микеланджело

Литература
1. Л. Шепетис «От жизни в ничто» , Москва 1992г.
2. Л. Любимов «Небо не слишком высоко». Золотой век итальянской живописи  Москва 1979
3. Г.Драч, Т. Паниотова . История искусств.  Кнорус   Москва 2013
4.. Л. Емохонова  Мировая художественная культура, издательский центр «Академия» 2012
5. Л. Рапацкая  Мировая художественная культура  Москва Владос 2008
6. Г. Вейс История культуры народов мира Москва Экомо 2005
7. Л. Тарасов  Музыка в семье муз Ленинград 1990
8. 100 картин из музея Метрополитен. Ленинград 1985
9.. Петродворец. Собрание репродукций. Ленинград 1985
10. В. Горяинов. Падуя. Винченцо. Верона. Издательство «Искусство» 1978
11. Государственная третьяковская галерея . Москва 1987

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.