Использование художественных произведений и иллюстрационного материала для обогащения представлений детей.

Косарева Наталия Юрьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №160» г. Чебоксары

Значительную роль в формировании детского творчества играет искусство. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку острее почувствовать прекрасное, обогащают мир его душевных переживаний и восприятие окружающей жизни.

Произведения изобразительного искусства дают возможность познакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, природы и быта и в то же время расширяют представления об уже знакомых явлениях, которые в жизни воспринимаются детьми лишь мимолетно. Я в своей работе с детьми широко использую произведения искусства, руководствуясь имеющимися в педагогической литературе основными требованиями к их подбору.

В первую очередь произведения, предназначенные для показа детям, должны быть реалистическими и высокохудожественными, близкими и понятными по своей тематике. Важно также, чтобы дети имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно-отраженных в произведениях искусства.

Художественные произведения должны оказывать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами, доступными их восприятию.

Я хочу, чтобы мои воспитанники приобщались к миру искусства, а путь к нему, как известно, начинается с хороших детских книг, с запоминающихся репродукций и иллюстраций картин. В нашем детском саду имеется художественный фонд, где подобраны репродукции картин известных художников (пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.), иллюстрации, книги с хорошими иллюстрациями, которые используются для чтения детьми. Помимо этого в группе создана небольшая библиотечка по искусству, где собраны картины, альбомы, иллюстрации под названием «В мире изобразительного искусства», что позволяет более квалифицированно знакомить детей с произведениями искусства.

Для удобства пользования репродукциями картин, имеющимися в нашем фонде, мы систематизировали их и составили каталог (времена года: осенние, зимние, весенние пейзажи, натюрморт, портрет, деревья, домашние и дикие животные и т.д.).

К началу учебного года в подготовительной группе была разработана программа, где была спланирована  работа по ознакомлению детей с произведениями искусства, провели беседы о пейзаже на темы «Золотая осень», «Зима», «Ранняя весна», «Цветущая весна». На этих занятиях использовались репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Весна – большая вода», И.И. Шишкина «Зима», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», И.И. Левитан «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Однако прежде чем побеседовать с детьми и показать все эти репродукции, проводилось ряд занятий, экскурсий и наблюдений, чтобы дать детям необходимый запас представлений. Так, перед тем как показать детям репродукции картин великих мастеров, во время прогулок учили их всматриваться в природу, наблюдать.

Свои впечатления, полученные во время прогулок и экскурсий, ребята закрепляли, рассматривая репродукции известных картин, подбирая пейзажи разные по настроению, содержанию и манере исполнения. После этого проводили с ребятами беседу о временах года И.И. Левитана, И.И. Шишкина.

На занятиях по изобразительной деятельности ребята также рисовали пейзажи, напоминая об экскурсии в КВЦ «Радуга», уточняли, какие картины о природе видели, как они называются и что на них изображено.

В результате большой предварительной работы ребята легко передавали в рисунке свой замысел, правильно используя цвет как средство выразительности.

Рисование на темы времен года требует умения изображать разнообразные деревья. Поэтому во время прогулок всегда обращали внимание детей на различные деревья и их строение. Например: прежде чем провести занятие по рисованию мы рассматривали с детьми репродукции картин И. Левитана и А. Куинджи, вспоминали стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном», уточняли   характерные признаки березы, пользуясь при этом такими сравнениями, как березка кудрявая, березка стройная.

В своей работе с детьми широко использую художественное слово: читаем стихи, рассказы, пословицы, поговорки, загадки. Это обогащало представление детей, помогало им реализовать свои замыслы в рисунках.

Точно также мы знакомили детей и с натюрмортами, портретами. Устраивали в группе выставки детских рисунков с изображениями пейзажей, натюрмортов, портретов и другие. К концу года ребята научились понимать произведения изобразительного искусства.

Рассматривая картины, они воспринимали наиболее яркие  средства выразительности. Дети уже знали многих художников и их картины,  с которыми знакомились в течении года. У детей повысился интерес к занятиям по изобразительной деятельности. Детские работы стали гораздо интереснее, они научились оценивать свои собственные работы и работы своих товарищей, отмечать, что в них удалось, а что нет.
И в заключении можно сказать, что работа с художественными произведениями способствовала развитию у детей умения анализировать увиденное и обобщать, делать выводы, способствовала повышению уровня эстетического развития детей.


ЛИТЕРАТУРА
  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа – М.: 2007.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) /Под ред. А.М.Маневцевой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.