Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй по подготовке ребёнка к обучению в школе

Автор: Мишук Ольга Анатольевна 

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей всех детей при поступлении в школу. При этом в связи с введением новых стандартов в начальной школе, к детям, идущим в первый класс, предъявляются все более высокие требования. 
В этом контексте проблема подготовки ребенка-дошкольника  к обучению в школе приобретает особую значимость.
Эффективное формирование качеств, необходимых будущему школьнику, возможно только в системе педагогических взаимодействий детского сада, семьи и школы.
Изучением проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в разное время занимались В.Р.Беспалова, П.П. Блонский,Е.А. Радина, П.М.Саморукова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова, Т.Н. Доронова, и другие педагоги. Исследования последних лет были посвящены изучению: взаимодействия педагогов и родителей как условия профилактики социальной дезаптации дошкольников (О.В. Огороднова, 2002); педагогических условий включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ  (О.В. Солодянкина, 2002); формирования родительской рефлексии в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждени (Л.Р. Миронова, 2004) и др.

Целью нашего исследования являлось: теоретический анализ и практическое обоснование особенностей и форм взаимодействия ДОУ, семьи  по подготовке ребенка к обучению в школе.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что в настоящее время существует много предпосылок преемственности дошкольного и начальной ступени школьного образования, что приводит к созданию многочисленных интегративных программ;
- готовность ребенка к школе включает в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность;
- взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы возможно в информационно-просветительском, методическом и практическом аспектах;
- основными направлениями взаимодействия воспитателей ДОУ с семьями воспитанников являются повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы и привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных досуговых мероприятий.
В ходе опытно экспериментальной работы была проведена диагностика состояния готовности детей к школе. Испытуемые дети подготовительной к школе группы, в составе 15 человек. Для исследования использовались методики:
  1. Методика « Да и нет». Применяется для исследования умения действовать поправилу.
  2. Тест Керна-Йрасека.
Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении .
Дается инструктаж: «Здесь нарисуй какого-либо дядю. Так как ты умеешь».
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое»..
Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать».

Беседа «Отношения».
Вопросы  составлены   на основе методики Т.А. Нежновой и методики И.Н. Агафоновой .

Цель: определить сформированность у ребенка четырех видов отношений: к школе и учению, к учителю (взрослому), к сверстникам, к самому себе.
Для анализа эффективности  проведенной нами опытно-экспериментальной работыдля   педагогической диагностики детей были выбраны две  методики, позволяющие оценить интерес и мотивационную готовность детей.Диагностика проводилась на формирующем (декабрь 2011 года)  и контрольном (май 2012 года) этапах исследования. На контрольном этапе были предложены задания формирующего этапа эксперимента, но с другими, более сложными стимульными материалами и данными: 

«Оценка интереса к обучению» (методика Р. С. Немова).
Цель: выяснить, есть ли у ребенка, поступающего в школу, интерес к обучению. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Тест «Мотивационная готовность» Т. А. Нежновой .

Цель: определение уровня мотивационной готовности к школе,  сформированности у ребенка внутренней позиции будущего школьника.
Так же  в дальнейшем с этими детьми и их родителями  реализовалась система занятий, включающая:

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

Цели: развивать интерес к познанию своего ребенка, со­действовать активному взаимодействию с ним.

Круглый стол. Тема для обсуждения: «Подготовка детей к школе».

Цель:построение единой содержательной линии, обеспечиваю­щей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

Беседа с элементами практикума.« Во что играют наши дети?»

Цели:показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; познакомить с  играми на развитие внимания, личностных качеств ребенка.

Итоговое родительское собрание.

Форма проведениятворческий отчет, праздник «До свидания, детский сад».

Задачи:способствовать формированию условий для успеш­ной адаптации детей к условиям школы; способствовать развитию индивидуальных особенностей детей; поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями воспитанников, между родителями и воспитанниками.

Вывод:Результаты полученные в конце опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику состояния готовности детей к обучению в школе. Таким образом предложенная система совместных занятий с родителями и детьми, действительно способствует более эффективной подготовке ребёнка дошкольника к обучению в школе.

Список литературы:

1.Зверева О.Л.,КротоваТ.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.
М.:Творческий центр сфера, 2007.
2.Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии
3.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания.-2-е изд.-Волгоград: Учитель,2011г.
4.Лампман В.Е, Жёлтикова И.А. « Родитель-ребёнок-педагог»: модели развития взаимоотношений.-Волгоград: Учитель, 2011.

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.