Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Подготовила:
Масленникова Елена Андреевна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 35 «Родничок»
города Губкина Белгородской области
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребёнок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребёнка.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал.
И именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Музыкальная деятельность дошкольника разнообразна. Он не просто участник всех её видов, он зачастую осуществляет их одновременно. Эмоциональные проявления ребёнка выражаются в его интересе к музыке, её предпочтении другим видам деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится интересней и эффективнее.
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Участие ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.
Чтобы ребёнок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, очень важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.
В основе театральной деятельности дошкольников лежит развитие детского музыкального творчества, стремления к импровизации детей при игре на музыкальных инструментах, в пении, потребность в танцевальной и , и актёрской деятельности, наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь позволит развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить из скучной обязанности в весёлое представление.
Изучение проблемы формирования творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.
Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Эти интегральные качества обеспечивают возможность развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете - самоосуществления человека.
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Он может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, инсценировки. Дети импровизируют спонтанно в различных видах творчества. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков. Охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
В развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества.
Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принуждённым.
Необходимые условия возникновения детского творчества – это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения.
В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Чтобы рассматривать театральную деятельность как средство активизации творческих способностей дошкольников следует раскрыть понятие: «творческие способности», «творческая деятельность», «детское творчество».
Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Детским исполнительным творчеством является выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.
Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально - пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское творчество - форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
К общим музыкальным способностям относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку; познавательные музыкальные способности – сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление и музыкальное воображение), музыкальную память.
Музыкально-театрализованная деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому театральная деятельность представляется эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника.
Театрализованная деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике его рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.
Также театрализованная деятельность является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников.
Театрализованная деятельность выполняет различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, организаторскую.
В театрализации ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Закрепляясь в раннем детстве, творческие и эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения, является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.
Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир.
Театр - один и самых демократичных и доступных видов искусств, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным
и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
___________________________________________________
Список использованной литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128с. (Серия «Вместе с детьми»).
- Бодраченко И. Театр в детском саду: заметки практика. Журнал Ребенок в детском саду №6 2009.
- Вакуленко Ю.А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет (театрализованные диско-программы, сказочные эстафеты, познавательно-игровые инсценировки)-Волгоград:Учитель, 2009.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. (Пособия для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 20004.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.