Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Подготовила:
                                                                  Масленникова Елена Андреевна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Центр развития ребенка – 
детский сад № 35 «Родничок» 
города Губкина Белгородской области

        В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребёнок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребёнка.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал. 

И именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
 
         Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат.  В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то  и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. 

                  Музыкальная деятельность дошкольника разнообразна. Он не просто участник всех её видов, он зачастую осуществляет их одновременно. Эмоциональные проявления ребёнка выражаются в его интересе к музыке, её предпочтении другим видам деятельности. 

         Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится интересней и эффективнее.

         Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и  воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Участие ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. 

         Чтобы ребёнок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, очень важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.

         В основе театральной деятельности дошкольников лежит развитие детского музыкального творчества, стремления к импровизации детей при  игре на музыкальных инструментах, в пении, потребность в танцевальной и , и актёрской   деятельности, наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь позволит развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить из скучной обязанности в весёлое представление.

Изучение проблемы формирования творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.
Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

Эти интегральные качества обеспечивают возможность развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете - самоосуществления человека.

           Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Он может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, инсценировки. Дети импровизируют спонтанно в различных видах творчества. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков. Охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.  

            В развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. 

           Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принуждённым. 

           Необходимые условия возникновения детского творчества – это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения. 

           В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. 

          Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Чтобы рассматривать театральную деятельность   как средство активизации творческих способностей дошкольников следует раскрыть понятие: «творческие способности», «творческая деятельность», «детское творчество». 

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Детским исполнительным творчеством  является выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. 

         Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально - пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

         Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское творчество  - форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

         К общим музыкальным способностям относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку; познавательные музыкальные способности – сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление и музыкальное воображение), музыкальную память.

Музыкально-театрализованная деятель­ность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому театральная  деятельность представ­ляется эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника.

Театрализованная деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике его рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.
 
         Также театрализованная деятельность является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. 

          Театрализованная деятельность выполняет различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, организаторскую.

           В театрализации  ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка. 

Закрепляясь в раннем детстве, творческие и эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения, является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства. 

Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир.

Театр - один и самых демократичных и доступных видов искусств, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
-  художественным образованием и воспитанием детей; 
-  формированием эстетического вкуса;
-  нравственным воспитанием;
-  развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным 
   и невербальным видам общения);
-  воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
   речи (диалога и монолога);
-  созданием положительного эмоционального настроя.

             Главное, театр раскрывает духовный  и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

___________________________________________________
Список использованной литературы:
  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128с. (Серия «Вместе с детьми»).
  2. Бодраченко И. Театр в детском саду: заметки практика.   Журнал Ребенок в детском саду  №6 2009.
  3. Вакуленко Ю.А.  Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность. - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Гальцова   Е.А.  Культурно-досуговая  деятельность       детей 5-6 лет (театрализованные диско-программы, сказочные эстафеты, познавательно-игровые инсценировки)-Волгоград:Учитель, 2009.
  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам. (Пособия для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
  6. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 20004.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.