Развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками разных социальных слоев и национальностей

Автор: Журавлёва Мария Васильевна 
Добро, любовь, уважение,
посеянные в душе ребенка —
это не просто слова. Это
зерна, которые обязательно
взойдут, и как трава, проби-
вающая асфальт, одолеют
стену вражды и непонимания.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш  и понимает социальный мир по - своему. Не учитывать этого нельзя, а знать —необходимо.

Сообщая детям знания, мы должны воспитывать в них такие нравственные качества,как любовь к близким людям, стремление заботиться о них,чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой,вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории,традициям, воспитывать чувство уважения к людям труда, к людям других рас и национальностей, традициям и обычаям других народов.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.

В ходе диагностического исследования, проведённого в старшей группе № 12 нашего детского сада, было выявлено, что у детей средний уровень этнокультурной осведомленности.

Большинство детей имеет представление о месте проживания своей национальности, языке, на котором говорят они сами и их родители, а знания о культуре и традициях других народов довольно размытые.Для получения желаемого результата нами были поставлены следующие задачи:
  • Формировать у детей толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Развивать интерес к творческому наследию народов мира.
Для достижения этих задач при организации образовательной деятельности мы знакомим  детей с разными расами. Наша задачи - вызвать у них интерес и любознательность к культуре, языку, деятельности, быту,воспитать благожелательное отношение ко всем народам земли. Донести до детей, что на Земле живут миллионы людей, и все они отличаются по облику,росту и цвету кожи. Однако то, что находится под кожей — человеческое тело— у всех состоит из одних и тех же частей и «работает» одинаково.

Так же одна из тем, которую мы изучаем с детьми – это «земной шар на столе». Главная задача –  воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.

В первую очередь дети знакомятся с глобусом, рассматривают его.

Вместе с детьми отмечаем для себя, что на  глобусе мы можем увидеть  страны, что их очень много на нашей планете. Землю населяют миллиарды людей. Они живут в разных странах и разговаривают на разных языках. Люди часто занимаются одними и теми же делами, хотя соблюдают различные обычаи, традиции и праздники.

На тематической неделе «Народная культура и традиции»мы закрепляем знания детей о нашей родине,  вспоминаем традиции русского народа и знакомим с традициями других народностей.

Для этого проводим непосредственно организованную деятельность «Наша родина Россия», «Наш любимый город Саранск», где закрепляем знания детей о символике России и республике Мордовии, о гербе и гимне, воспитываем в детях чувство гордости за свой народ, желание, став взрослыми, больше принести пользу.

Проводим музыкально-театрализованный  досуг «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментах», водим хороводы,  играем в «Каравай».

После проведенных занятий по художественно-эстетическому развитию мы проводим «Веселую ярмарку» с дымковской игрушкой, хохломскими изделиями, городской росписью, поделки с мордовскими узорами.

Для знакомства с традициями народов с детьми проводятся беседы. Говорим о том, что традиция передается от одного поколения другому, что они бывают религиозные, народные, а так же семейные. Спрашиваем их: «А какие традиции бывают у вас в семье?», дети отвечают, что у кого-то всегда отмечает семейные праздники в кругу родных (дни рождения, знаменательные даты), кто–то всей семьей по вечерам читает книги, кто –то каждый выходной посещает бабушек и дедушек, кто- то всей семьей в воскресенье ходя в церковь и т.д.

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней, например «Новоселье».Объясняем детям, что  у всех людей есть такая традиция, но отмечается она  по-разному. 

Например, в Америке на новоселье гости дарят блюда собственного приготовления. В Германии лучшим подарком на новоселье является записка со   стихотворением о благословении дома. В Японии дарят новоселам особое дерево - омото, мы же его знаем как денежное дерево. В Британии новоселье похоже на наше, там мажут коту лапки маслом и пускают в дом, если коту понравилось новое жилье, то ему лень будет вылизывать лапки.

Русские люди в конце зимы и в начале весны отмечают праздник масленица. Это тоже старая традиция, которая сохранилась до наших дней. 

21 марта праздник прихода весны также отмечают татары и он называется «Праздник навруза». Это день весеннего равноденствия. А русские люди 22марта отмечают «Праздник сороки» и пекут жаворонки.

Перед завтраками или обедом мы с детьми говорим о традиционной национальной кухне. Создали альбом «Национальные рецепты разных стран мира». У разных народов есть свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса, В России национальные блюда – это щи, каша, пирожки, квас.

Перед такими праздниками как Рождеством, Пасхой говорим о религии, читаем отрывки из  Библии, смотрим познавательные фильмы «Библейские истории для детей»–«Как Бог сотворил мир», «Как Бог создал Адама и Еву».Объясняем детям, что на свете много верующих. Люди верят в Бога, сотворивший мир. На разных языках называют его по разному. Христиане поклоняются единому Богу, что Иисус Христос, его сын. Священная книга христиан —Библия.Мусульмане исповедуют религию Ислам. Они верят в Аллаха. Священная книга мусульман — Коран.Буддисты следуют учению Будды и поклоняются ему в храмах.

Для знакомства детей с разными расами  мы читаем сказки народов мира и на примере этих героев продолжаем воспитывать уважение к людям разных национальностей. Например, «Знакомство с жизнью народов севера», «Кукушка».С помощью этих произведений мы закрепляем знания детей о своей стране — Россия. Даем знания о своеобразии жизни народов севера: природа,жилище, одежда, труд. Воспитываем чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. 

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы и родители принимали активное участие в воспитании толерантности у своего ребенка. Часто именно родители в повседневной жизни сеют зерна национальной вражды, даже не замечая этого говоря не о плохом человеке, а о «плохом» русском, еврее, айзербайджанце. В этой связи необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, разъяснять важность воспитания у детей толерантного общения.

Страны и народы отличаются друг от друга,  но есть у нас общее— это дом — наша планета Земля.Семья живет в квартире — это ее дом, а если он многоэтажный, значит в нем много квартир и много разных семей, но для них всех их дом общий, и каждый, кто живет в нем, должен его беречь.

Мы ставим задачу воспитания творческой, свободной личности,обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, несмотря на расовые, религиозные различия. Именно таким и должен быть человек.Мы не только обогащаем знания у детей по этому направлению, но и помогаем формировать духовно богатую счастливую личность. 

Спасибо за внимание!

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.