Исследовательская работа на тему: В. Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Некоторые вопросы своеобразия жанра и стиля

Автор: Шиверская Ирина Александровна

Аннотация
Целью и задачами настоящего исследования симфонии-действа «Перезвоны» является изучение некоторых вопросов своеобразия жанра и творческого стиля композитора Валерия Гаврилина. Используемые методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами работы и направлены на выявление закономерностей развития драматургии произведения, оригинальности вокально-театрального синтеза и театральности композиторского мышления, фольклорным истокам творчества композитора.
Ожидаемым результатом исследования станет привлечение внимания со стороны теории к творческому направлению в музыке Валерия Гаврилина, активизация исполнительской деятельности и композиторского искусства. Практическим результатом станет использование данной работы на уроках по курсу музыкальной литературы  в разделе истории отечественной музыки XX века.

Введение.
Валерий Гаврилин – один из наиболее значимых композиторов XX столетия, продолжатель традиций классиков отечественного музыкального искусства, хранитель  традиций национальной культуры. В его творчестве слово и музыка органично добавляют друг друга, поэтому не случайно в творческом наследии  композитора ведущая роль принадлежит камерно-вокальным, вокально-симфоническим и хоровым жанрам, определяющим важнейшие особенности авторского стиля. Гаврилиным была впервые осознана и сформулирована цель и смысл композиторского творчества –соединение достижений профессиональной музыкальной классики с бытовыми жанрами, основанными на первозданном песенном мелодизме.

Уже на ранних этапах творческого пути Валерия Гаврилина сложились особенности индивидуального стиля, музыкального мышления, демократичности  композиторского мышления, что нашло  свое отражение в музыковедческой литературе.

 Но неординарность и многогранность творчества Гаврилина предполагает дальнейшее обращение к исследованию творческого наследия композитора.  Настоящее исследование направлено на рассмотрение проблем своеобразия формы музыкально-поэтического театра, вокально-театрального синтеза, особенностей индивидуального композиторского мышления, на природу гаврилинской  театральности, склонной к жанровым, образным и стилистическим смешиваниям, на демократичность музыкального языка, основанной натрадициях, близких к фольклору, что и свидетельствует об актуальности темы.

Цель исследования заключается в системном изучении и выявлении некоторых вопросов своеобразия жанра и стиля Валерия  Гаврилина в хоровой симфонии-действо «Перезвоны».

Основными задачами  исследования являются:
- сформирование целостного представления о многогранности личности Валерия Гаврилина, самобытности его творческого стиля; мнения  ученых и авторов теоретических разработок по теме исследования своеобразия жанра и стиля в хоровой симфонии-действе «Перезвоны»;
-анализ индивидуальности жанра и стиля композитора, выявление особенностей индивидуального композиторского мышления.

Объект исследования –   композитор Валерий Гаврилин, его эстетические воззрения, традиционализм и яркое новаторство, основанное на глубоком проникновении в национальную хоровую традицию и эволюцию индивидуального стиля.

Предметом исследования стало  центральное произведение  творчества Валерия Гаврилина  – симфония-действо  «Перезвоны». Выбор обусловлен особенностями музыкального жанра и стиля композитора, отражающего в наибольшей степени саму направленность поисков композитора, прежде всего через обретение новой формы вокально-театрального синтеза.

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ теоретических источников по проблеме, аналогия, обобщение и синтез, практические - наблюдение, сравнение и группировка.

Апробация работы происходит через учащихся Зиминской музыкальной школы. Исследовательская работа была обсуждена  на заседании педагогического совета 28. 08. 2018 г. МБОУ ДО «Зиминская ДМШ» и рекомендована к защите. Тема исследования рекомендована для публикации и использования в учебном процессе.

Содержание работы:
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность и научная значимость; определяется круг основных проблем и задач.
В первой главе проводится анализ теоретических разработок и публикаций, трудов ученых, практический опыт по теме творчества композитора.

Во второй главе рассматриваются отличительные черты жанра симфонии-действа В. Гаврилина, содержание, назначение и тип исполнения «Перезвонов»; стиль, связанный с характером произведения, материал и та форма, в которую этот материал воплощен.

ГЛАВА I.  Теоретические предпосылки исследования своеобразия жанра и стиля в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина
1.1. Советский и русский композитор Валерий Гаврилин (Приложение 1 рисунок 1) - многогранная личность. Он проявил себя не только как талантливейший композитор, но и как одаренный литератор, публицист – автор критических статей, эссе, выступлений, интервью. Его выступления на различные темы общественно-музыкальной жизни, об актерах, музыкантах, о фольклоре, о современной эстраде отличаются глубиной мысли, четко очерченной и сформулированной позицией, блистательным литературным стилем. Композитор нередко сам писал либретто собственных вокальных сочинений, а также сказки, афоризмы, стихи, зачастую написанные в народном стиле, приближенные к стилевым ориентирам,  выразительно-смысловым акцентам и корневым традициям национальной культуры. Георгий Свиридов писал Валерию Гаврилину: «Вы обладаете подлинным литературным даром, имеете свой язык, стиль и манеру высказывания» [14].

У творчества Гаврилина  свой музыкальный стиль, интонации, гармонии, непохожие ни на кого, и создание такого авторского стиля сопряжено с поиском новой формы вокально-театрального синтеза. Исследователи подчеркивают неповторимость музыкального языка, основанного на мелосе народных песен. Гаврилин, по словам Е. Хавлиной, «…развил жанр русской песни, обогатив сам музыкальный материал, углубив психологическую глубину образов, добавив элементы сценического действа» [13].Каждое произведение композитора, будь то романс или песня, балет или симфоническое действо, всегда ярко театрально. В данной работе авторский стиль рассматривается как обращение к  творческому жанру, получившему название «музыкальное действо».
Н. Салнис писал в статье, посвященной творчеству композитора: «Валерий Гаврилин осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества – соединить достижения  профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, «низкими» жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты»[11].

1.2. Для методологии исследовательской  работы  и его теоретической базы необходим комплексный подход, основанный на совокупности теоретических научных разработок и трудов известных ученых, практический опыт, объединяющий общеэстетический, источниковедческий, историко-стилевой и интонационный методы анализа.
По теме исследования жанра и стиля композитора Валерия Гаврилина работали многие авторы, например:
- Белик Пётр Алексеевич, автор научной статьи по искусству и искусствоведению, научной работы, посвященной симфонии-действу Перезвоны», которая  наделена высокими художественными достоинствами и представляет несомненный интерес в аспекте исторической эволюции симфонии на протяжении второй половины XX века; 
- Демидова Ирина Алексеевна, в диссертации на тему "Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина", рассматривала различные направления фольклорической деятельности композитора; обращение к архиву «позволило выявить множество цитат, а также авторских мелодий, созданных по законам того или иного фольклорного жанра. Одна из особенностей творческого метода композитора заключается в синтезировании разнородных жанрово-стилевых элементов языка фольклора, для создания целостного художественного образа произведения» [6];
- Овчинникова Татьяна Константиновна,  в диссертации «Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре» в  разделе «Хоровая симфония-действо» представлена общая характеристика данного жанра и рассмотрено сочинение В. Гаврилина «Перезвоны. По прочтении В. Шукшина»;
- Супоницкая Ксения Аркадьевна в диссертации и автореферате «Вокальные циклы Валерия Гаврилина: особенности стиля» попыталась приоткрыть завесу неизвестного Гаврилина путем изучения неопубликованных рукописей, в том числе детских и юношеских произведений. Незавершенные тексты вносят дополнительные штрихи к пониманию эволюции стиля композитора;
- Суханова Е. А.  в работе «Звуковой мир симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны» данное сочинение рассматривает с позиций фоносемантики, при этом звучание  вербального текста представлено в  неразрывном единстве с музыкальным текстом;
- Хавлина Елена Борисовна в статье «Феномен театральности в хоровых произведениях Валерия Гаврилина» изучаласвоеобразность театральности композиторского мышления, проявившегося через новую трактовку хора В. Гаврилиным в симфонии-действе «Перезвоны» и вокально-симфонической поэме «Военные письма»;
- Шаронова Е. В. Статья «Картина народной жизни в хоровой симфонии-действе В. Гаврилина «Перезвоны». В настоящей работе предпринята попытка на основе имеющейся литературы и знакомства с произведением разобраться в сложном художественном мире произведения, в его проблематике, образности и музыкальной драматургии;
- Полезным для исследовательской работы оказалось изучение ряда работ о жизни и творчестве Валерия Гаврилина. Это - монография А.Т. Тевосяна (осталась незавершённой по причине смерти музыковеда), в ней отсутствует анализ музыкальных текстов, внимание исследователя сосредотачивается на биографических фактах и особенностях мировоззрения композитора.  
- Отдельные черты стиля сочинений Гаврилина рассматривались в ряде научных статей (С. Блиновой, Л. Михеевой, Т. Л. Кухты, Н. Салниса);
- Среди новейших исследований работа И. Голышевой посвящена фольклорным истокам творчества композитора. 
Проанализировав  научные труды ученых можно сделать следующий вывод: музыкально-театральное произведение «Перезвоны» получило хорошее освещение в музыковедческой литературе, гораздо реже исследовались камерно-вокальные опусы. В творчестве Гаврилина аналитиков интересовали, прежде всего, особенности претворения фольклорных жанров, специфика ладовой организации и некоторые отдельные аспекты драматургии.Надо отметить, что в своих работах практически все исследователи отмечают, что  музыкально-драматический театр В.Гаврилина представляет собой во многом беспрецедентное явление с точки зрения органичности и естественности сочетания различных функций человеческого голоса в качестве важнейшего выразительного и изобразительного средства.Симфонический жанр в сочетании с хоровой музыкой образовали тот жанр, который в полном объеме смог передать грандиозные замыслы композитора. 
Противоречивым и спорным  для исследователей являлось утверждение Гаврилина об отсутствии в его произведениях подлинных фольклорных тем. Это порождало споры до той поры, пока не был открыт доступ к материалам личного фольклорного архива В. А. Гаврилина и не показало неоднозначность этого суждения. Суть композиторского подхода к использованию фольклора в произведении состоит в использовании  и опорой на выразительные приемы различных фольклорных жанров. 

ГЛАВА II. Основные жанровые и стилевые особенности симфонии-действа «Перезвоны»
2.1. Хоровая симфония-действо «Перезвоны», подзаголовок «По прочтении Шукшина» - вершина творчества Гаврилина, считается в слушательской аудитории и музыковедческой литературе самым   значительным и крупным произведением Валерия Гаврилина, сочинением уникальным, этапным, не знающим аналогов. Масштабность замысла, новаторство концепции, совершенство воплощения, образность и претворение национальных традиций сделали в современной музыкальной культуре сочинение  этого произведения важнейшим событием. Не случайно в 1985 году композитору было присвоено за "Перезвоны" звание Народного артиста РСФСР и присуждена Государственная премия СССР.

С просьбой написать что-нибудь для его хора ещё в 1966 году обращался к Валерию Гаврилину хормейстер и художественный руководитель Ленинградской певческой капеллы Владимир Минин (Приложение 1 рисунок 2).Но только через много лет появилось приглашение посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.

Валерий Гаврилин создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновленный творчеством Василия Шукшина. Впервые «Перезвоны» прозвучали 17 января 1984 года в Ленинграде и 12 февраля этого же года в Москве (до этого звучали только отдельные фрагменты) в исполнении Московского камерного хора, хора студентов ГМПИ имени Гнесиных, дирижировал произведением Владимир Минин. Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР так отзывался  о «Перезвонах»: «Сочинение… как древняя летопись, охватывает Вечность, историю Руси и житие отдельного Человека, ничего не приукрашая и не лакируя»  [14].

Прежде, чем  анализировать жанровые особенности произведения, необходимо дать определение музыкального жанра. Жанр в музыке – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Также можно сказать, что жанр – это тип произведения в единстве его формы и содержания.  С этих позиций и будем рассматривать произведение Валерия Гаврилина.

«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».Именно творчество Василия Шукшина (приложение 1 рисунок 3) и дало толчок для сочинения «Перезвонов».Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину.Слова Валерия Гаврилина раскрывают идею создания симфонии-действа: «Так как «Перезвоны» — сочинение о Шукшине, о его личности, о такой личности, как я понимаю, выдающейся и крупнейшей, являющейся средоточием всего самобытного и могучего русского, то мне и нужно было в этом сочинении собрать хотя бы по крупице все, с чего начинался русский человек, и все, что он прошел за свой многодесятилетний путь и из чего он складывался» [5].

Глубокие связи творчества Гаврилина   с творчеством Василия Шукшина подчеркивают близость художественного восприятия жизни между двумя творцами. Гаврилин писал: «То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю» [3]. А. Тевосян в связи с этим высказыванием В. Гаврилина подчеркивает: «Емкий смысл этих слов - путеводная нить в образном мире «Перезвонов», в ответах на вопросы: в чем они идут от Шукшина? В чем сказывается эта взаимосвязь (притом, 
что «Перезвоны» почти целиком основаны на текстах самого композитора)?»[11]. Уже сам его ответ можно сформулировать как символ «перезвона» творческих сердец истинных художников: «По-видимому, есть какая-то глубинная, независящая от вида искусства близость взглядов, отношений к людям и жизни, нравственных позиций - близость художественных миров, в основе которых правда, добро и красота» [12].

Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки (№№ 2,6), а также стихи Г. Шульгиной (№19) и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского   академика Дмитрия Лихачева) (№17). В произведении использованы также другие жанры  фольклора, в том числе частушки, тюремная лирика, песни каторжан. Построение сюжетной линии напоминает приемы древнерусской литературы, где внутри эпического целого содержится целый ряд отдельных самостоятельных частей-произведений. Сюжетная линия и связи между номерами  не самое главное, а, по словам Тевосяна, «масштабная форма образуется присоединением отдельных законченных частей-произведений, затем сливающихся в «общий эпос», - определяет пафос драматургии и композиции в  целом» [12].

Еще в период учебы Гаврилин принимал участие  в фольклорных экспедициях и находил в сокровищнице русской традиционной культуры источник вдохновения. Его эстетической платформой становится опора на   подлинные фольклорные тексты и достоверные этнографические материалы, обращенные к деревенской теме. И в дальнейшем творческий процесс композитора основывается на созданный по законам того или иного фольклорного жанра своеобразный сплав в его сочинениях элементов, присущих различным фольклорным жанрам и традициям. В «Перезвонах» используются городские,  крестьянские и частушечные мотивы, в вокальной мелодии слышен то шепот, то говор, то крик, что ещё больше подчеркивает интонационное разнообразие, тонко стилизует русский фольклор, а для композитора стало определяющим выявление узнаваемых стилевых черт того или иного жанра фольклора.Так, в хоровую симфонию-действо «Перезвоны» вошли созданные  Гаврилиным авторские редакции напевов и текстов псковских песен  из сборника Н. Л. Котиковой «Ах, ты молодость моя» и «Печальное сердце мое», воссозданными в № 10 «Белы-белы снеги»(приложение 1 рисунок 4). Этот вопрос был подробно исследован в диссертации по фольклору в творчестве В. А. Гаврилина Демидовой И. А.

У Валерия Гаврилина со сценическим действием связаны многие произведения, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», - крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные передвигаться по сцене, петь наизусть, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.

По определению Л. Кадцына, «Жанр – это тип произведения,  реализующий определенные потребности слушателей конкретной эпохи как предпочтительный круг художественных представлений времени. Музыкальные потребности заключают в себе то, что интересует слушателей в окружающем мире и что способны в нем познавать и обсуждать» [8].
Именно интерес слушателей предопределил  возрождение в новом, сценическом качестве классических сочинений, перерождение в постановку сочинений композиторов XX века и рождение оригинальных сочинений, созданных исключительно для хорового театра.

«Перезвоны» как массовое народное действо предстают в качестве многозначного символа древности, воссозданной на примере современного искусства. Жанр массового действа, идущий из глубины веков, мы воспринимаем как способ «общения» с высшими силами, заклинания от бед и несчастий, непременно присутствующего в жизни народа в особенно важные моменты жизни, свадеб и похорон,  во время народных праздников перед и после уборки урожая  и т.п.«В «Перезвонах» я слышу голос народной жизни во всем ее разнообразии, - писал Василий Белов. - Слышу отзвуки древних языческих заклинаний, причетов, свадебных и праздничных песнопений, чуется в них ярмарочное многоцветье и мощь колокольных благовестов» [1].
А. Золотов, развивая эту мысль под углом зрения современного искусства, пишет: «Вслушиваясь в «Перезвоны», все более осознаешь, что в этом сочинении композитор ещё дальше раздвинул, «размыл» перегородки, разделяющие «профессиональную» музыку и музыку как таковую – высшую музыку или «просто музыку» - простую музыку, воспарившую над бытом и потому зовущуюся искусством, но сохранившую поэтическую атмосферу быта и потому зовущуюся жизнью» [7].

Обозначим жанровые признаки, которые представляются нам важными для данной жанровой разновидности: 
• исполнительский состав - хор a'cappella (возможно введение солистов, чтеца); 
• содержание - характерное для лирико-эпического симфонизма философско-обобщенное отражение жизни; 
• характеристикой «действо» определяется следующая жанровая позиция: связь с обрядом (церковным, народным); 
• от первичного жанра инструментальной симфонии заимствуются: масштабность структуры; элементы сонатно-циклической формы, проявляющиеся в особой драматургической роли каждой части, контрастном взаимодействии тем и образов, введении лейтгембров (например, в «Перезвонах» тембр-рефрен «Дудочка» - соло гобоя); 
• персонифицированная роль хора и солистов; обилие приемов театрализации хоровой фактуры. 

Хоровая симфония как новый жанр в отечественной музыке возникла непосредственно при соприкосновении Валерия Гаврилина с драматическим произведением В. Шукшина «Степан Разин» и была задумана как музыкально-драматическое действо. Об этом рассказывал сам автор, раскрывая авторское определение жанровой принадлежности произведения: «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетной. Это нечто среднее между оперой и ораторией»  [10].

Жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. «Перезвоны» - это эпическая песенная хоровая симфония, несмотря на отсутствие оркестра. Гаврилин  назвал «Перезвоны» симфонией потому, что здесь присутствуют все черты, характерные для этого  жанра -  глубокие философские обобщения, взаимодействие контрастных музыкальных образов. Необычность этой симфонии в том, что предназначается она для хора, а не для оркестра – из музыкальных инструментов  задействованы лишь ударные и гобой. Гаврилин не случайно поручил самое значительное из своих творений хору: именно музыку хоровую и вокальную он справедливо считал «прародительницей всей музыки», а про человеческий голос писал, что это«…основа хорового искусства, самый трепетный и нежный, самый властный и всесильный инструмент, когда сливаются вместе много голосов – сливаются не только звуковые волны – сливаются души и помыслы» [4].Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.

Гаврилин рассматривает вокально-хоровое звучание как основу музыкального  выражения  в произведении как основной способ художественного самовыражения человека, как историю «души народной» и мир человеческой души, рожденный в глубине веков, непрерывно развивающегося и активно существующего  в настоящее время. Вокальное исполнение  в своем сочинении Гаврилин декларирует как символ самого истинного и непосредственного выражения человеческих мыслей и эмоций.

Жанр симфонии привнесен композитором  в заглавие своего произведения  также не случайно. Это символ многоликости музыкально-поэтических образов, высоких философских обобщений и многозначности, заложенных в ней. По поводу столь необычного синтеза в определении жанра произведения и составляющих его компонентов приведу высказывание  самого Валерия  Гаврилина: «Шостакович называл симфонию царицей музыки. Но ведь только в последние полтора-два века инструментальные жанры стали доминирующими. Многие тысячелетия царствующим был голос, сольное и хоровое пение. И музыка сохранялась и переделывалась именно благодаря голосу - инструменту, который всегда с нами, при нас. Назвав «Перезвоны» симфонией-действом, я хотел подчеркнуть высоту хорового сочинения» [3].

В симфонии-действе «Перезвоны» бытовые жанры или сюиты картин народной жизни не просто «переносятся» в произведение, а «изображаются» в нем. И в таком случае каждое составное определение обозначения жанра  высвечивает лишь какую-то грань жанрового синтеза. Жанр накладывает ограничение не та то, что отображает искусство, а  на то, как оно это делает. Поэтому, по словам исследователя творчества Гаврилина А. Тевосяна, «когда композитор пошел не от жанра, а от прочтения Шукшина, от правды, от противоречивой сложности жизни, захотел показать переплетение в ней конкретного и обобщенного, - он неизбежно пришел к соединению многих жанров. Это, в свою очередь, обеспечило ему высшую «жанровую свободу» [12].
С жанровой синтетичностью непосредственно связана театральность «Перезвонов». В музыке XX века синтез различных жанров становится средством отображения современной действительности. В произведениях Гаврилина сочетается яркое новаторство и традиционализм, заложенный в ХХ веке композитором Георгием Свиридовым и основанный на глубоком проникновении в национальную хоровую традицию, в которой композитор по-своему преломляет и синтезирует народные образы. Валерию Гаврилину в полной мере удалось в своем творчестве воплотить жанровый синтез, реализованный через соединение прошлого и настоящего: фольклора и современной музыки.

Многообразие жанров дает неповторимую яркость произведению, расставляет свои неповторимые акценты, создает его смысловую наполненность, позволяет увидеть многогранность образных сфер. Так, в «Перезвонах» есть черты оперы (сюжетность, закономерности драматургии), оратории (роль хора, строгость, декламационность), театра (персонификация хора и солистов, насыщенность образов), кино (монтажность драматургии, параллельность действия и его перенесение в разные временные планы), симфонии (симфонизм, определяемый становлением музыкальных образов через развитие музыкального тематизма, насыщенность тембров, масштабность звучания).

2.2. Рассматривая и анализируя стиль Валерия Гаврилина в «Перезвонах», ;необходимо понять, что речь идет о системе художественных средств и приемахв творчестве композитора, особенностей формы, совокупности средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки. Стиль и форма «Перезвонов» называется критиками притчей как наиболее емкая, предельно ясная и понятная форма донесения глубоких философских смыслов, что и делает все произведение ее символом. По определению Д. Лихачева притча – «как бы образная формулировка законов истории» [9].

Стиль Валерия Гаврилина — пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это прослеживается от песен до камерных вокальных циклов и вокально-симфонических поэм. Композиционно им близка инайденная композитором форма музыкально-поэтического театра -  своеобразные песенные «действа». Стиль Гаврилина раскрывался постепенно. Многоплановым и индивидуальным он предстал в особом жанре, каким стало хоровое действо. В «действах» угадывается отдаленная связь с народными музыкальными представлениями, с традиции «играть» песню. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе.

Стилевые черты музыки Гаврилина обусловлены прочной опорой на классические национальные традиции: красота мелоса и его варьирования, переменность ладотональности, метра и ритма. Покоряет развитое, абсолютное чувство импровизационности, присущее национальной музыкальной культуре. Но и современность является  неотъемлемой категорией музыки композитора. Особое место в стиле Гаврилина принадлежит полижанровой природе его сочинений. Первое из таких произведений — хоровое и симфоническое действо для мужского хора, солиста, балета и симфонического оркестра «Скоморохи», созданное в 1967 году. Но в «Перезвонах» новый синтетический жанр раскрылся наиболее ярко. Именно в симфонии-действе «Перезвоны» встает  во весь рост Русь с её образами русского крестьянского мира, с её веками складывающейся христианской культурой, верой в добро и неприятие зла, чувством особой причастности ко всему живому.В «Перезвонах» сатирический элемент переплетен с мифологическим, с аллегорией,со сказочной фантастикой, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.

Анализ драматургического плана «Перезвонов» говорит о сложной драматургии произведения. Начинается действие с кульминации, высшей точки («Весело на душе», «Смерть разбойника»), после чего центр внимания постепенно переносится на изучение сущности эпизодов. Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от рождения до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана,  Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Композиция «Перезвонов» состоит из шестнадцати номеров:
№ 1, «Весело на душе» и  № 20, «Дорога» — обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. В исследовательской работе А .Тевосяна «По прочтении Шукшина» определяется место этих номеров в симфонии-действе: «Здесь еще царствует хаос мирозданья. Отдельная человеческая жизнь, как и потемневшая от времени Книга, еще не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако положены другие пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло. Между ними тянется Дорога. Следуя авторской интерпретации этого образа, «человечество вступает на путь жизни и идет по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая» [12].

«Весело на душе» - создаётся образ трагического веселья, выявляется противоречие между многократно повторяющимися словами  и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.

 № 2, «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.
 № 3, 5, 7, 9, 13 и 19 — «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян.  - Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака» [12].
№ 4, «Вечер», олицетворяет глобальные вехи человеческого бытия. Это песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение.  Ему характерна необыкновенная песенность, широта дыхания, гибкость мелодии, искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня.
№ 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек - «страданий». 
№ 8, «Ти-ри-ри» — изящная звукопись, практически бессловесный номер. Яркий пример театральности. Молодежь собирается на танцы. Поочередное вступление голосов как бы выхватывает отдельные группы действующих лиц.
№ 10, «Ночью» - беседа матери с сыном.
№ 12, «Воскресенье», номер наполнен колокольными звонами. 
№ 15, «Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане.
Кульминация произведения — № 17, «Молитва» - является смысловой кульминацией всего произведения - торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.
Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
№ 18, «Матка-река» - трагическая кульминация всего цикла, полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов). И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына. Именно в этой части  окончательно проясняется замысел композитора, утверждается тема, идея и концепция сочинения. Все предшествуюшее связано с накоплением художественной информации, формированием многоуровневой образно-смысловой структуры произведения.

Особенности драматургии и авторского замысла композитора состоят в том, что перед нами встает калейдоскоп  картин жизни человека. По словам автора, «каждая часть - это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет» [10].Таким образом, изначальный авторский замысел хотя и учитывал возможность концертного исполнения произведения, все же предполагал необходимость театрального действа.

Хоровая симфония «Перезвоны» является ярким примером хорового театра, своеобразностью мистериальностью разыгрываемого музыкального действа. В произведении нет четко прослеживаемого по тексту и выстроенного в логическую последовательность сюжета нет прямых диалогов, а персонажи (солисты), не имеют называемых имен и каких-либо других характеристик, помимо музыкальных и речевых. Отсутствует логическая связь между текстами различных эпизодов, что предполагает театрализацию действия, поэтому для выстраивания полной логически связанной картины кроме собственно музыкального материала и текста необходима еще и сюжетная драматургия .

Театральность произведения обусловлена внутренней многослойностью драматургии, где отчетливо  различается авторская интонация, речь героя и враждебных ему сил, его воспоминания и размышления. Слово у Гаврилина не столько звук, сколько стоящие за ним образы, характеры, подтекст. Все это наделено внутренним напряжением и несколько сокрыто от взгляда. Поэтому все то, что происходит на сцене не столько исполнение «на показ», сколько обнаружение богатого внутреннего мира человека, живущего своей сокровенной жизнью. Рассмотрим пример на номере № 8 «Ти-ри-ри». Это большой театральный эпизод. Танцевальная вечеринка превращается в небольшой спектакль. В музыке это проявляется поочередным вступлением голосов. Первыми появляются басы, как бы открывая представление. Им поручена единственная в этом номере фраза: «Туды, сюды, сюды, туды. Туды, сюды, отсюды». Рисует и походку, и неприступность, и раскрывает характер героя. На их фоне вступают лирически-нежные тенора. Как натянутые струны или серебристые колокольчики, свои реплики девушки, ожидающие приглашение на танец (сопрано). Альты – оставшиеся в углу и не попавшие на танец. Затем суматоха, пересуды, сплетни. И вновь реплика басов: «Туды, сюды, сюдытуды». Так в одном номере композитор каждую партию наделяет яркой мелодически индивидуальной характеристикой, а как примета живых людей проступает фоном «сердечная» лексика. 

Музыкально-драматический театр Валерия  Гаврилина отличается органичностью и естественностью сочетания различных функций человеческого голоса в качестве главного выразительного и изобразительного средства. В творчестве композитора не столько хор подчиняется определенным драматургическим задачам, а, напротив драматургия нередко проистекает из самой природы хорового искусства и представляет собой процесс постепенного развертывания его различных граней.

Уникальность стиля симфонии-действа «Перезвоны» состоит  в том,  что все оно наполнено многозначными художественными, музыкальными, философскими, образными символами. Посмотрим на само название симфонии-действа – «Перезвоны». Уже здесь заложена символическая многозначность произведения. В названии характеризуется целостная звуковая атмосфера произведения. Звоны на Руси – это символ всего русского в его разных ипостасях, музыкальная фреска народной жизни.«Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых наполнено столь многими смысловыми обертонами? - задается вопросом А. Тевосян и, отвечая на свой вопрос, продолжает: - «Перезвоны» В. Гаврилина… ведут свою родословную от древней традиции колокольности в русской культуре и музыке. Ведь колокола, куранты, набаты, колокольчики и даже музыкальные табакерки - это звучащие быт и бытие, измеренное время, музыка, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни» [12].

По словам профессора Владимира Минина, «Перезвоны» - «это школа хорового искусства». Возможности изображения колокольного тембра силами человеческого голоса с самыми разными оттенками и различной смысловой нагрузкой тембра колокола (от праздничных колоколов и колоколов, сзывающих людей на вечернюю молитву, до тревожного набата) представляют собой самостоятельный интерес, поэтому колокольный перезвон стал одним из «невидимых героев» симфонии-действа. Символы колоколов в произведении являются образными носителями  всех значимых вех жизни человека,  Событий,  Дома как малой Родины, Дороги как жизненного пути человека. Образ Матери предельно обобщен и для каждого конкретен. Он символ связи человека с народом, родиной и природой.«Перезвоны», - пишет О. Белова, - звучат, как громкий набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности: береги, не убей в себе духовное, не завидуй лукавым и преуспевающим, твори добро, возлюби красоту» [2].В  произведении присутствуют и переклички («перезвоны») между далеко отстоящими друг от друга частями и темами; и контрасты содержания и контрасты приемов звукового письма; и сложнейшие «техники» хорового изложения; и драматургическое напряжение в музыке, в слове, внутреннем «сюжетном» действии или действии сценическом в буквальном смысле этого слова - артисты перестраиваются по ходу музыкального развития хоровой симфонии, чтец присутствует все время на сцене, вступая, по руке автора, в развертываемые музыкой события.
Важно отметить преемственность «Перезвонов», как современного художественного произведения, с вечными ценностями, вне временных расстояний.  Особенно ярко это проявляется в философски возвышенной «Молитве» (№ 13). Здесь возвышенная духовность жанрово, словесно, исполнительски контрастирует и с предшествующими и с последующими номерами сосредоточенностью мысли и господством сказанного Слова. Включение текста из «Поучения» Владимира Мономаха: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?»(приложение 1 рисунок 7)  объясняется тем, что мысли  автора, согласно традиции древнерусской литературы, перекликаются с цитатами из древних книг, описание событий – с автобиографическими моментами, размышление о высоком – с наставлениями.

На основе вышеизложенного можно сделать определенные выводы:
новаторские черты композитора выразились в  создании новой формы синтетического жанра – хоровой симфонии-действа, объединяющей в одно хор, симфонию и действо. Симфония в сочетании с хоровой музыкой  образовали тот жанр, который способен передать грандиозный замысел композитора. В свою очередь, этимология слова «действо» объединяет в себе две характеристики: первая связана с религиозно-обрядовой природой литературного источника, а вторая – с театрально-зрелищной стороной воплощения хорового сочинения. Большое значение имеет сценическая постановка, без которой невозможна исполнительская реализация произведения. Театральность композиторского мышления является ключевой чертой композиторского стиля В. Гаврилина. 
К основным стилеобразующие факторам  музыки Гаврилина можно отнести оригинальность вокально-театрального синтеза, обусловленную сплавом драматургических принципов монооперы и вокального цикла, преобладание интонаций персонажного типа, смысловую многомерность сквозных интонаций, выступающую ведущим компонентом драматургии, яркую образность мышления автора, исключительную глубину постижения композитором человеческой души.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Советском Союзе в XX веке массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для построения нового общества, достижения результата, когда каждый вносил свой вклад в общее дело. И композиторы откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности, и в то же время каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.

Одним  из самых ярких композиторов этого времени является Валерий Гаврилин.  Он, продолжая и развивая традиции таких русских композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, многое привнес в вокальный и хоровой жанр, создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на народных напевах,  обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа, углубив психологическую глубину образов.

На основе исследовательской работы можно сделать определенные выводы.

 Композитором найдена новая форма музыкально-поэтического театра – симфония-«действо».Симфония с ее высокохудожественными идеями в сочетании с хоровой музыкой образовали жанр, способный в полной мере передать крупные замыслы композиторов. В этом видится внутреннее обоснование хорового начала, истинная традиционность и   новаторство жанра. Хоровая симфония-действо раскрывает в музыке целостную картину мира, жизни, человека, нового ощущения современности.

Одна из особенностей творческого метода Гаврилина заключается в синтезировании разнородных жанрово-стилевых элементов языка фольклора для создания целостного художественного образа произведения.  В симфонии-действе  не только претворены различные принципы работы с фольклором, но и показана жизнь и духовность национальной российской культуры, её образы и проблематика.
Оригинальность авторского замысла предопределяется новаторским синтезом жанра «страстей» с образностью и стилистикой русской музыкальной культуры фольклора, православного церковнопевческого искусства и массово-бытовых жанров XX столетия. Композитор представляет в «Перезвонах» традиции симфонического жанра в современном восприятии.При этом с одной стороны  развиваются художественные традиции русской классики, с другой, - преломляются актуальные воздействия культуры наших дней, обусловленные воплощением нового образно-смыслового содержания. Синтез разнообразных традицийповлек за собой не только новаторские художественные решения в сферах композиции и стилистики, но и подлинно оригинальный подход к проблемам исполнительского воплощения «Перезвонов».

В драматургии симфонии-действа большую роль играют внезапные образные переходы противоположных образов и картин. Драматургический анализ обнаруживает стремление Гаврилина к непрерывному музыкальному развитию от небольшого раздела до произведения в целом. 

Если говорить о стиле Валерия Гаврилина, то эскизный анализ хоровой симфонии-действа «Перезвоны» позволяет выявить характерную новаторскую черту стиля Гаврилина - феномен театральности композиторского мышления, проявляющийся через новую трактовку хора, связанной с жанровой синтетичностью  произведения.Стилевые черты музыки Гаврилина обусловлены прочной опорой на классические национальные традиции: варьирование при переменности ладотональности, метра и ритма, традиционность песенного или танцевального мелоса. Однако современность — неотъемлемая категория его музыки. Выявляется она в драматургической непредсказуемости контрастных смен, импровизационности, присущей национальной музыкальной культуре. С импровизационной фольклорной манерой нередко связаны и композиционные структуры, а полиладовость гармоний проистекает от характера народной полифонии.

История музыкального искусства – это непрекращающаяся смена художественных стилей. Независимо от времени каждый стиль сохраняет свою оригинальность и значимость. Особенности стиля композитора Валерия Гаврилина оказали большое влияние на развитие советской и русской музыкальной культуры 80-х годов XX века.

Научная и практическая направленность симфонии-действа обусловлена тем, что привлекает внимание со стороны теории к новому направлению, способствует активизации исполнительской деятельности и композиторского искусства.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его в школах искусств по курсу музыкальной литературы в разделе истории отечественной музыки XX века. Результаты исследовательской работы могут быть применены в дальнейшем изучении особенностей авторской трактовки вокально-театрального синтеза, а также в исследовании проблем индивидуального стиля. Таким образом можно сказать, что в ходе реализации решения взаимосвязанных задач, основная цель данной работы была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В. Из народных глубин / В. Белов // Красный север, 1985.  10 мая.
2. Белова О. Этот необычный музыкальный мир Гаврилина // Музыкальная жизнь, 1988. № 23. - С. 10-12.
3. Гаврилин В. Услышать музыку в душе…: Монолог с отступлениями // Литературная газета, 1985 г.  24 апреля  – С.8. 
4. Гаврилин В.  Искусство светлых чувств//Советская Россия, 1987. 24 апреля.
5. Гаврилин В.А. Пишу свою музыку: выступление в телефильме
[Центральное телевидение. Объединение «Экран», 1988. Режиссер Н. Павлова-Арбенина. Печатается по тексту расшифровки фонограммы].
Режим доступа: [https://www.booksite.ru/fulltext/slus/haya/serd/75.htm].
6. Демидова И. А. Фольклорные материалы в творческом наследии В. А. Гаврилина//Режим доступа: URL:[https://www.dissercat.com/content/folklornye-materialy-v-tvorcheskom-nasledii-va-gavrilina].
7. Золотов А. Гаврилинскиеперезвоны //А. Золотов. Листопад, или в минуты музыки. – Москва: Сов. Композитор, 1989. – С. 187-199.
8. Кадцын Л. Природа и концептуальность музыкальных жанров // Межд. науч. конф. Художественные жанры: история, теория, трактовка. Тезисы докладов. Красноярск, 1996 г. - С. 38-40.
9. Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской  литературы // Изборник. – М., 1969.- С. 9.
10. Михеева Л. Гаврилин. «Перезвоны» // Л. Михеева. Режим доступа: URL: [http://www.belcanto.ru/or-gavrilin-peresvony.html].
11. Салнис Н. Валерий Александрович Гаврилин // Режим доступа: URL: [https:// www.belcanto.ru/gavrilin.html].
12. Тевосян А. По прочтении Шукшина (Хоровая симфония-действо В. Гаврилина) // Музыка России. Вып. 7. - М.: «Советский композитор», 1988. - С. 238-255.
13. Хавлина Е. Б. Феномен театральности в хоровых произведениях Валерия Гаврилина//Е. Хавлина.Режим доступа: URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-teatralnosti-v-horovyh-proizvedeniyah-valeriya-gavrilina].
14. Этот удивительный Гаврилин/Составление Н.Е. Гаврилиной. - СПб.: Издательство: «Журнал «Нева», 2002 г. – С. 304. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.