ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «КАБЛУЧОК» ДШИ г. БАГРАТИОНОВСКА)

Автор: Назаренко Ольга Александровна  - преподаватель 
хореографических дисциплин МБУ ДО ДШИ г. Багратионовска,
руководитель ансамбля танца «Каблучок».

Основное назначение учреждений дополнительного образования детей — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.  В своей работе   - преподавателя хореографических дисциплин я использую все средства для того, чтобы ребенок раскрыл себя, показал все свои возможности для овладения искусством танца через развитие физических данных, пластики, гибкости, выразительности и красоты движений  и даже простой улыбки. Только искренняя любовь к детям поможет найти путь к сердцу ребенка. Он становится счастливым, когда ощущает, что его любят, им гордятся, и его умеют слышать.  Для того, чтобы было доверие между педагогом и ребенком нужно познание его жизни, его взглядов, его увлечений.  В своем докладе я хочу остановиться на аспектах воспитательной работы на примере ансамбля танца  «КАБЛУЧОК».  Хореографическое отделение в нашей школе было открыто в 1993 году, я пришла работать в ДШИ в 2000 году,  ансамбль был создан в декабре 2009 года и  все это благодаря выпускникам, которые закончив,  школу  не ушли из коллектива (как это было раньше), а продолжали  танцевать и участвовать в создании  полноценного ансамбля.  В этом я вижу свою главную  цель. Именно, эти выпускники  стали основателями ансамбля танца «КАБЛУЧОК»,  и с ними в декабре 2009 года  мы   отправились в первую дальнюю поездку в г.Великий – Устюг.

Главным организующим началом в системе дополнительного образования детей  является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимает коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, выступления, соревнования, участие в конкурсах, фестивалях и другие формы. Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки,  а чаще всего — воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности. С годами сложился особый стиль отношений между мной - педагогом дополнительного образования и моими воспитанниками,  основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, свободе личности и его интересов.  Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны;  и стремление педагога быть значимым для ребенка — с другой. Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования по отношению к учащимся и их родителям. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия,  для многих детей педагог дополнительного образования — самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего педагоги дополнительного образования — творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку,  должен иметь источник творчества и  в самом себе. В личности педагога дополнительного образования, как носителя национальной культуры скрыт большой творческий потенциал.   В его труде много общего с трудом народного мастера.  

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

1.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ.

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него педагогом.
Организуя учебный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом для него коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные возможности и способности учащегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами  (выступлениями, презентациями, фестивалями и конкурсами, и другими различными мероприятиями). 

В 2013 году хореографическому отделению ДШИ исполнилось двадцать лет.
К  этому  концерту мы  готовились целый  год,  и накануне  Международного дня танца  провели праздничный юбилейный концерт « В ГОСТЯХ У ТЕРПСИХОРЫ»  в ходе которого сложились определенные традиции в нашем коллективе:  а именно рождение нового праздника «Посвящение в ансамбль»  младших  учащихся отделения,  выпускной вечер «Расстаются друзья…» - прощание с выпускниками, которые к тому времени уже обучались в высших учебных заведениях  и  приглашение друзей  на наши концерты.

2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
– вся деятельность происходит в сфере провождения свободного времени ребенка;
– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
– содержание и формы работы соответствуют образовательным программам учреждения дополнительного образования и  при необходимости могут варьироваться.

К тому же, именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива: все учащиеся детского творческого коллектива занимаются одной интересной для всех видом деятельностью.
Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это  прежде всего:
– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
– педагог, который способен увлечь и  помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;
– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на организацию, формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимо значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутвердиться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый учащийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, поездки, досуг  и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.  При организации детского коллектива  в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности  вне зависимости от места и сроков его деятельности.

Как я уже сказала раньше, наш ансамбль сформировался в декабре 2009 года, когда возникла творческая дружба с образцовым ансамблем танца «БАРАБУШКА»  из  ДШИ г. В-УСТЮГ.  В мае 2014 года этот ансамбль был у нас в гостях и уже в ноябре 2014 года  наш коллектив с ответным визитом опять  посетил   г. В-Устюг.  Директором  школы Черновой М.А  к нашему приезду была подготовлена очень  увлекательная, познавательная  культурная программа: (в  нее входило   посещение вотчины Деда Мороза, тропа сказок, терем, главный зал встреча с Дедом Морозом, вручение верительной грамоты, музей новогодней игрушки, урок в старорусской школе, музей природы, посещение  почты и городской резиденции, тронный зал, модельный Дом Деда Мороза, изготовление новогодней игрушки, резьба и роспись по бересте, плетение кружева на коклюшках, изготовление куклы-оберега, музей льна, самоваров, мастер-класс рисования песком, закончилось поездка играми, конкурсами и чаепитием).

МЕТОДЫ  И   ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ:

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и учащихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения.

Существует много классификаций методов воспитания.  Я  хочу выделить наиболее  традиционно  используемые в  работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу  классификацию  Ю. К. Бабанского,  который разделяет  их  на следующие группы методов по их месту в процессе воспитания:
– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут:
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
– методы стимулирования поведения и  деятельности учащегося:
– вещи и предметы;
– произведения и явления духовной и материальной культуры;
– природа;
– конкретные мероприятия и формы работы.

Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.

В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание  строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный  процесс  строится на доверии,  взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви и доброжелательности.
5. Принцип опоры на положительное (хорошее) в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, а сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.
8. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях.  
Мой принцип работы прост: «У каждого ребенка есть способности, их надо только развить, а может и открыть талант».
      
28 апреля 2018 года наша школа отмечала 60-летний юбилей со дня основания и  25-летний юбилей открытия хореографического отделения, и конечно же мы не могли не пригласить  к нам в гости на юбилей  наших друзей.  

В рамках договора о сотрудничестве и заключением партнерства между МБУ ДО «Великоустюгская ДШИ» и  МБУ ДО «ДШИ г.Багратионовска» - ансамбль танца «Каблучок»  принимал у себя в гостях образцовый хореографический ансамбль танца «Барабушка»  из города Великий Устюг.  Гости из заснеженного северного города  были приятно удивлены нашей весенней природой – распустившейся сирени, цветущим каштанам, буйной зелени и аистам на гнездах. Ансамбль танца «Барабушка» продемонстрировал свое танцевальное искусство – красочность, самобытность и профессиональное мастерство. До концерта   участники ансамбля «Барабушка» посетили Музей истории края г.Багратионовска и совершили прогулку по историческим местам г.Багратионовска.В последующие дни вместе с участниками   ансамбля танца «Каблучок»   посетили  - Музей «Фриндланские ворота», Музей Янтаря, Музей Мирового океана и Форт №11,  совершили   прогулку по острову,  посетив Кафедеральный  собор  и   прослушали  концерт органной музыки,  а также посетили  наш зоопарк. 

Гостям нашей области не возможно не побывать на море и поездка в г. Светлогорск была долгожданной и радостной, некоторые из детей впервые увидели море.  Купив сувениры  из янтаря своим родным и близким вернулись в г.Багратионовск  где состоялось чаепитие двух ансамблей «Каблучок» и «Барабушка».

В заключение своего доклада хочу сказать,  что ставлю перед собой цель увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчеством, искусством танца, музыки, сценического движения.

Научить их пониманию того, к чему мы вместе стремимся. А стремимся мы правильно и красиво танцевать, а для этого нужно приложить определенные усилия, т.е. трудиться…. И закончить словами из эссе – «Мое профессиональное кредо»:  «Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где живешь».

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.